Некоторое время назад я присутствовал на выступлении талантливого педагога-математика Алексея Владимировича Саватеева. Он озвучил свое мнение, касающееся существующей сегодня системы образования, высказав мысль, что сегодняшнее образование способствует деградации детей.
Эта мысль верна и ошибочна одновременно, ведь даже у самого талантливого ученого всегда что-нибудь выскользнет из зоны внимания. Что не учитывает данный тезис? Прежде всего, то, что все мы значительно потеряли в ресурсном состоянии со времен Советского Союза, взрослые и дети активно деградировали. Большая часть детей потеряла способность к изучению школьной программы в том виде, в котором она была. В связи с этим система образования – аппарат специалистов и чиновников – вынуждены адаптироваться к этому, так как им необходимо отчитываться перед обществом и руководством страны, показывая результат работы и оправдывая свое существование.
Поэтому было изобретено ЕГЭ, сокращены требования к ученикам и повышены – к учителям, упрощены сами школьные программы.
Данная ситуация имеет свое отражение во многих сферах, в том числе и в перевозке людей железнодорожным транспортом. Спросите: как тут можно деградировать? Можно, да еще как! Для большинства пассажиров поездка на поезде стала экстримом, ехать куда-либо в течении пары суток бок о бок с посторонними людьми стало за гранью нашего ресурсного состояния (психического и/или физического здоровья). Динамика отражена в пассажиропотоке на большинстве вокзалов, уменьшение которого составляет более чем половину от того, что был 20 лет назад. Так же, как и в образовании, система рисует цифры: в отчет о пассажиропотоке включается пассажиропоток городских маршрутов, включая московские диаметры (МЦД).
В денежном выражении ситуация еще хуже: стоимость железнодорожного проезда для пассажира по сравнению с ценой времен Советского Союза выросла в 5-7 раз. Как и в образовании, подход не меняется: используется бизнес-модель «дойная корова». Данная тенденция будет проявлять себя еще в течение ближайших 10-15 лет, а ее итог вполне предсказуем. Конечно, можно задать риторический вопрос Алексею Владимировичу: министр образования или глава РЖД – кто первый должен прийти к руководителю страны и сказать, что это ученик плохой пошел и пассажир вконец испортился? Любого, кто так сделает, система выбросит на улицу в самое короткое время, потому как в ней принято искать конкретных виновных. Государственные служащие такие же люди – у них семьи, дети, выслуга, – их проще простого обвинить во всем. Без поиска того, что является действительно корнем всех проблем.
Как автор Природоподобого управления, я, Иван Градар, в своих исследованиях указываю на первопричину всеобщей деградации. За последние 100 лет, и особенно за последние 30 лет объем информации, поглощаемой человеком, вырос в миллионы раз. Обработка этой информации, обращение к ней как к памяти в организме человека требует затрат ресурсного состояния. Оперируя общей теорией систем, природоподобное управление выявило, что у любой информации – неважно, аудио или видео, – есть особенность накапливаться в организме человека, уменьшая его ресурсное состояние. Организм вынужден отключать все, отдавая приоритет только одному – работе интеллекта. В результате проседают духовные смыслы, мотивация на физическую работу и эмоциональное взаимодействие с другими людьми.
Будут ли эффективны простые решения в такой ситуации? Например, такие как поднять зарплаты учителям в 3-5 раз или с такой же кратностью снизить цены на билеты.
В Казахстане так и сделали: в 3 раза подняли зарплаты учителям. Для проверки эффективности такого решения осталось дождаться кратного ему роста числа победителей международных олимпиад по школьным дисциплинам. Но его не будет, потому что проигнорирована проблема – падение ресурсного состояния, отсутствие у учеников сил для обучения.
В результате финансовые и человеческие ресурсы будут переброшены из высшего образования в среднее, талантливые преподаватели будут переходить из вузов в школы, чтобы учить детей, а не студентов. В школах учатся все, в высших учебных заведениях – самые перспективные, соответственно, ресурс государства будет распылен на тех, кому достаточно для жизни и 3-годичного образования. Решение проблемы с позиции «вложение – отдача» будет ошибочным.
Точно так же и в вопросе железнодорожного транспорта: простое уменьшение цены на билет приведет к краткосрочному увеличению пассажиропотока, не поменяв сформированного отношения населения к виду транспорта. Доказательством может служить ситуация с закрытием аэропортов Юга во время специальной военной операции (СВО). Самолеты стоят на земле, но роста числа железнодорожных перевозок не наблюдалось, при этом курорты были заполнены – население выбрало автотранспорт как способ доставки себя к месту отдыха. Потому что люди поменялись, у них низкое ресурсное состояние для путешествиях на поездах.
Где выход?
Необходимо признать массовую деградацию, общую потерю ресурсного состояния. В железнодорожных перевозках осознание проблемы, даст возможность сохранить пассажирское железнодорожное сообщение как стратегический транспорт для будущих поколений.
Решение может быть только комплексным, прежде всего учитывающим общее падение ресурсного состояния общества. Необходимо создание многопрофильных транспортных компаний, одновременно с железнодорожной и автобусной составляющей, с применением механизма распределения квот на перевозку пассажиров для того или иного вида транспорта. Обязательным приоритетом перевозки пассажиров в сидячем положении, поскольку 80% людей едет менее 24 часов. Данная мера более близка современному пассажиру, комфортное сидячее положение, также она позволит избегать контактов с другими пассажирами, вызывающих у него стресс.
Дополнительно необходимо создать фонд для популяризации железнодорожного транспорта, поиска коллективных смыслов путешествия на поезде. Организовать распределение пассажиров по их состоянию (рейтингу природоподобности), увлечениям на основе баз данных и работы искусственного интеллекта.
В образовании необходимо ввести рейтинг природоподобности как для учеников, так и для учителей. Что это значит? Любой личности необходим баланс, сохраняющий ее ресурсное состояние, силы, необходимые для эффективного осуществления своей деятельности. В образовании это ресурс, чтобы учить и чтобы учиться. На основании этого должны выплачиваться повышенные зарплаты и вводиться новые программы для обучения, по-новому формироваться классы. Конечно, и запрет для детей на все виды смартфонов, планшетов. Школа должна существовать как тотальный ИНФОРМАЦИОНЫЙ ОСТРОВ. Только так мы сможем обеспечить детям и учителям безопасность для сохранения их ресурсного состояния.
1