Найти тему

«Фердинанд» - самая знаменитая самоходка Третьего рейха

«Фердинанд» на Музейной площадке № 1 Центрального парка «Патриот» в павильоне № 10 «Огненная дуга»
«Фердинанд» на Музейной площадке № 1 Центрального парка «Патриот» в павильоне № 10 «Огненная дуга»
Одна из самых мощных противотанковых самоходок Второй мировой войны. Отличается уникальной электромеханической трансмиссией, лобовой броней толщиной 200 мм и мощной 88-мм пушкой с длиной ствола 71 калибр. Недостатки: большой вес, малая мощность двигателей, ненадежная ходовая часть, плохая маневренность и недостаточный обзор. Из-за сложной конструкции построена всего 91 машина. Единственный сохранившийся экземпляр "Фердинанда" располагается в Центральном парке "Патриот" на Музейной площадке № 1 - вероятно, самая известная самоходка Третьего рейха.

Эта самоходное орудие появилось на свет благодаря хитрости своего создателя - конструктора Фердинанда Порше. Немецкая фирма “Хеншель” с 1937 года разрабатывает новый тяжелый танк, но конструирование идет медленно. Поэтому в 1939 году Порше предлагает свой проект танка.

Особенности его конструкции - сложная, но эффективная подвеска и электромеханическая трансмиссия. Два бензиновых двигателя вращают два генератора, а те - два электромотора. В теории такая схема гораздо упрощает управление танком - не нужно переключать передачи.

Порше благодаря большому опыту создания боевых машин имеет настолько солидный авторитет в военных кругах Германии, что заранее уверен в победе. Он заявляет, что может начать серийный выпуск танка с 12 мая 1942 года.

Однако в декабре того же года Порше терпит полное поражение - машина фирмы “Хеншель”, более известная нам как “Тигр”, уже воюет на фронте и идет в массовое производство. А у Порше остаются детали для шасси. Эти шасси и переделывают в самоходные орудия.

Основных требований всего два - самоходка должна иметь самую мощную 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, лобовую броню в 200 мм и весить не более 65 тонн.

Из-за большой подвижности ствола при выстреле рубку с пушкой ставят в корме - что придает самоходке характерный облик. Два бензиновых двигателя ”Майбах”, мощностью 265 “лошадей”, смещают вперед, в центральную часть корпуса, как и бензобаки. Чтобы уложиться в заданный вес, машину лишают пулемета для самообороны и уменьшают боекомплект пушки.

В январе 1943 года на заводе фирмы “Алкетт” начинают сборку первых двух орудий. 6 февраля 1943 года самоходка получает официальное имя “8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger P Ferdinand”. То есть “истребитель танков “Тигр-Порше” “Фердинанд” с 8,8-см орудием Pak 43/2 в 71 калибр”.

Из-за необычной компоновки “Фердинанда” механик-водитель и радист сидят спереди, отдельно от других членов экипажа. В центре машины - двигатели, топливные баки, генераторы и электромоторы. В корме - пушка, боекомплект и остальная часть экипажа - командир, наводчик и два заряжающих. Листы брони толщиной до 200 мм соединены в шип или с помощью пазов. В рубке вдоль бортов размещены 38 выстрелов к 88-мм пушке, на полу в самодельных укладках можно было поместить еще до 25 выстрелов. Благодаря электромоторам “Сименс”, вращающим ведущие колеса, у “Фердинандов” нет коробки перемены передач и главного фрикциона.

Производство “Фердинандов” после первых двух машин переносится с завода “Алкетт” на западе Берлина, уже загруженного выпуском других самоходных орудий, на “Нибелунгенверке” - второй крупнейший завод рейха по выпуску бронетехники неподалеку от австрийского города Санкт-Фалентин.

Корпуса бывших танков Порше переделывают рядом, на заводе “Линц” в городе Обердонау, а рубки выпускают на заводе “Крупп” в Эссене, где имелся большой опыт производства башен танков.

Управление вооружения сухопутных сил принимает в апреле 1943 года 30 “Фердинандов”, еще 60 - в мае. Итого "Алкетт" выпускает 2 "Фердинанда", “Нибелунгенверке” - еще 89.

Одну машину оставляют для испытаний. Остальные получают боеприпасы, запчасти и едут в войска, вплоть до июня. “Фердинанды” собирают в два батальона истребителей танков - 653-ий и 654-ый.

Боевой дебют “Фердинандов” состоялся 5 июля 1943 года, на северном фланге Курской дуги в районе станции Поныри. Одна самоходка не успела к началу боев из-за поломки транспортной платформы для железной дороги.

Остальные 89 "Фердинандов" при поддержке 49 штурмовых танков “Бруммбар” (самоходок с гаубицей калибра 150 мм) и 72 радиоуправляемых танкеток “Боргвард” со взрывчаткой должны были сокрушить советскую оборону. Однако новейшее оружие Третьего рейха потерпело на Курской дуге сокрушительное фиаско.

Мощный огонь обороняющихся помешал саперам проделать проходы через минные заграждения. Тяжелые самоходки вместо охоты на танки буквально таранили густые минные поля, подставляя борта и гусеницы под выстрелы советских орудий. Поэтому уже к вечеру первого дня наступления в 653-ем батальоне в строю осталось всего 12 “Фердинандов”из 45. В 654-ем батальоне сразу пять машин подорвались на одном минном поле. Уже 7 июля в строю было всего 37 боеготовых “Фердинандов”. После боев 9 июля оба батальона самоходок временно вывели в резерв. 14 июля в строю осталось только 14 “Фердинандов”. Остальные были уничтожены, подбиты или сломаны.

Чтобы вытащить подбитый “Фердинанд” с поля боя, нужно было не менее четырех мощных 18-тонных тягачей. Уцелевшие машины были настолько изношены за считаные дни боев, что нередко после ремонта снова ломались уже по пути к линии фронта.

12 июля началось советское контрнаступление. Подбитые или неисправные “Фердинанды” пришлось срочно подрывать их же экипажам. Всего в боях на Курской дуге немцы безвозвратно потеряли почти половину всех выпущенных “Фердинандов” - 39 машин. А каждый из 50 уцелевших требовал ремонта.
“Фердинанды“, по заявкам их экипажей, за три недели боев уничтожили 502 советских танка. Но по советским данным, общие потери частей Центрального фронта от огня всех немецких танков, самоходок и артиллерии составили всего 517 машин, включая отремонтированные.

Немецкие САУ «Фердинанд» (Sd.Kfz. 184), доставленные на завод «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke) для ремонта после операции «Цитадель». Источник фото: https://waralbum.ru/405638/
Немецкие САУ «Фердинанд» (Sd.Kfz. 184), доставленные на завод «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke) для ремонта после операции «Цитадель». Источник фото: https://waralbum.ru/405638/

По немецким докладам, “ахиллесовой пятой” “Фердинандов” стало отсутствие пулеметов - поэтому для защиты самоходок от пехоты пришлось придать им танки Pz.Kpw.III. Также по немецким данным, лобовую броню самоходок не пробили ни разу. Но их борта и крышки моторного отделения поражались снарядами пушек калибра 76,2 мм. Гильзы осколочно-фугасных снарядов “Фердинандов” часто застревали в орудиях, что приводило к разрыву ствола.
"Фердинады" настолько быстро пошли в бой после изготовления, что советская разведка не успела узнать об их создании.

Появление нового оружия противника вызывает большой интерес у Красной армии. Уже с 15 июля, когда еще идут бои на Курской дуге, советские специалисты начинают внимательно изучать захваченные “Фердинанды”, опрашивать пленных и переводить трофейные инструкции. Солдаты и офицеры, воевавшие против "Фердинандов", также поделились информацией.

В отчетах Красной армии хвалят защиту лба и мощную пушку "Фердинандов", но отмечают слабый мотор, часто слетающие гусеницы, малую скорость и маневренность, а также плохой обзор самоходок. Всего обследовали 21 трофейную самоходку. 10 из них подорвались на минах или фугасах. Советские мины показали себя самым эффективным средством борьбы с "Фердинандами".

Пять машин выведено из строя попаданиями снарядов в ходовую часть. Еще двум "Фердинандам" попали и в ходовую часть, и в орудия. Бортовая броня была пробита лишь у одной самоходки - - но зато в районе бензобака, и потому машина сгорела. Советская пехота сожгла еще одну самоходку вместе с экипажем - бутылкой с горючей смесью. В другой “Фердинанд” по навесной траектории попал 203-мм снаряд гаубицы Б-4, уничтожив машину.

Наиболее впечатляющий внешне результат принесло прямое попадание авиабомбы - рубку огромной машины из толстой брони снесло полностью.
Уже 20-21 июля один из “Фердинандов” обстреляли из разнообразных пушек калибра от 45 до 122 мм, а также противотанковых ружей (ПТР).

К этому времени в СССР успели перевести захваченные немецкие документы о новой самоходке и подробно узнать ее слабые места. При испытательном обстреле подкалиберные 45-мм снаряды, а также 76-мм снаряды ЗИС-3 и кумулятивные снаряды полковой пушки образца 1927 года брали бортовую броню "Фердинанда" толщиной 85 мм с 200-400 мм. Снаряды 85-мм зенитной пушки с 800-1200 м пробивали борт и делали лунку в противоположном листе брони, в реальном бою поражая бы осколками экипаж и материальную часть.
Пули ПТР перебивали пальцы гусениц и смотровые приборы, заклинивали установку пушки.

В сентябре 1943 года “Фердинанд” после восстановления ходовой части изучают на танковом полигоне в Кубинке. На сухой грунтовой дороге максимальная скорость доходит до 22 км/ч. На Можайском шоссе тяжёлую машину удалось разогнать по асфальту до 35 км/ч. Средняя скорость движения по проселочной дороге - всего 14 км/ч, по пахоте - 5-6 км/ч. Однако испытатели специально отметили, что по немецкой памятке водителю, чтобы избежать перегрузки электромоторов, рекомендуется не допускать скорости выше 20 км/ч.

Благодаря электротрансмиссии управление "Фердинандом" было самым легким из всех гусеничных машин того времени. Водителю достаточно было легко нажимать ногой на педаль акселератора и руками - на рычаги управления.
Несмотря на легкость управления и удовлетворительную поворачиваемость, вследствие низкой скорости маневренность "Фердинанда" оценили как плохую. Что снижало боевые качества самоходки, обусловленные ее мощной пушкой и толстой броней.

С другой стороны, подвеска ходовой части настолько тяжелой машины, простая и надежная электротрансмиссия вызвали большой интерес. В декабре 1943 года на новых испытаниях 152-мм бронебойный снаряд гаубицы-пушки МЛ-20 с дистанции 1200 м не только пробил два 100-мм листа лобовой брони, но и буквально сломал ее по сварным швам между лбом и бортами. Противотанковые гранаты РПГ-6 пробивали борта корпуса и башни насквозь.

Против немецкой брони испытали и орудия союзников. Английская 57-мм пушка танка "Черчилль" длиной 43 калибра уверенно пробивала борт "Фердинанда" с 500 м. Американская 75-мм пушка танка "Шерман" с бронебойным снарядом M61 не пробила борт рубки даже со 100 м, зато борт корпуса взяла уже с 500 м.

На основе изучения “Фердинанда” в СССР разрабатывают тяжелый танк ИС-4, который должен был пробивать лоб немецкой самоходки, при этом выдерживать попадания ее снарядов. На опытном тяжелом танке "Объект 253" (один из вариантов будущего ИС-6) в 1944 году отрабатывают электротрансмиссию, которая оказалась слишком большой, тяжелой и ненадежной.

А в Германии зимой 1943 года уцелевшие самоходки вернули на завод “Нибелунгенверке”. Им поставили справа от пушки установку курсового пулемета, с накладной бронеплитой толщиной 100 мм (так лобовая броня достигла 300 мм), расширили гусеницы, добавили командирскую башенку и увеличили боекомплект до 55 выстрелов. Модернизированные самоходки с мая 1944 года получают имя “Элефант”.

Новые САУ вермахта «Элефант» (Elefant (Sd. Кfz. 184) на полигоне завода «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke), перед их сдачей в войска. Хорошо видна пулемётная установка в лобовом листе корпуса, а также командирская башенка на крыше рубки. Борта машин покрыты циммеритом. Источник фото: https://waralbum.ru/327842/
Новые САУ вермахта «Элефант» (Elefant (Sd. Кfz. 184) на полигоне завода «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke), перед их сдачей в войска. Хорошо видна пулемётная установка в лобовом листе корпуса, а также командирская башенка на крыше рубки. Борта машин покрыты циммеритом. Источник фото: https://waralbum.ru/327842/

В гористой Италии многие самоходки выходят из строя и затем подрываются экипажами. А также попадают под налеты американской и английской авиации. Один “Элефант” своей тяжестью обрушивает античный мост.

Весной и летом 1944 года в боях под Тарнополем и Львовом громоздкие орудия увязают в мягком грунте, ломаются и подрываются на минах. 22 июля 1944 года гвардии лейтенант Слюняев на танке ИС-2 тщательной разведкой обнаружил вражескую засаду и затем несколькими выстрелами уничтожил “Фердинанд”, бронетранспортер и два орудия. Только за две недели июльских боев немцы безвозвратно теряют 19 “Элефантов”. Последние два “Элефанта” были захвачены при штурме Берлина в мае 1945 года.

Судьба “Фердинандов” типична для поздней бронетехники Третьего рейха.
Немецкие конструкторы сумели создать самоходное орудие с почти неуязвимым лбом и мощнейшей пушкой. Но слишком тяжелое, сложное, ненадежное и выпущенное “тиражом” менее сотни штук за всю войну.

Массированное применение “Фердинандов” началось и кончилось на Курской дуге, где погибла почти половина этих машин, а немцы не смогли выиграть, даже имея превосходство в технике.

По опыту боев лета 1943 года советские военные рекомендовали сосредоточенный огонь по стволу и установке пушки, смотровым приборам, по ходовой части и местам размещения бензобаков. От такой тактики не спасала самая толстая броня.

Уже в 1944 году появляются новые серийные танки ИС-2 и самоходные орудия, которые успешно борются с "Фердинандами" даже "один на один".

Стоит отметить, что в документах частей Красной армии различали “Фердинанды” и “самоходные пушки типа “Фердинанд” - с указанием калибра орудия. Но после войны в мемуарах и художественной литературе эти категории слились воедино, поэтому не стоит удивляться упоминаниям сотен "Фердинандов".

Сейчас единственная в мире уцелевшая самоходная установка “Фердинанд” (поздний “Элефант” находится в музее Абердина, США) - трофей Красной армии на Курской дуге, находится в Центральном парке “Патриот”. Это самоходка, которая в боях на Курской дуге подорвалась на мине у станции Поныри, а позже была изучена на полигоне НИИ БТ. Поскольку эвакуационный люк этой машины сбросили во время боев, позже его приварили к корме, а проем позади заделали стальным листом.
«Фердинанд» на Музейной площадке № 1 Центрального парка «Патриот» в павильоне № 10 «Огненная дуга»
«Фердинанд» на Музейной площадке № 1 Центрального парка «Патриот» в павильоне № 10 «Огненная дуга»

_________________________________________________________________________________
Больше экспонатов Центрального парка ВС РФ «Патриот» —
на официальном сайте Парка в разделе "Экспонаты"