Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь галереи на Интересной фантастике. Главной особенностью данного формата статей является то, что текст в них группируется вокруг изображения. Сегодня хочу представить подборку героев кинофантастики, которые в начале действия сюжетов фильмов, принимали себя не за тех, кем являются на самом деле. Процесс их разоблачения и саморазоблачения становится ключевым для фабулы кино. Поехали.
Начнем нашу галерею с персонажа Юэна Макрегора из фантастического фильма «Остров». Такое странное имя у него потому, что Линкольн – Шесть – Эхо является клоном, предназначенным для лечения, заплатившего за него богатея. Вернее, весь он не нужен, требуются только определённые органы. Ну а заблуждение у клона зиждилось на ложных посылах, втолкованных ему и его товарищам сотрудниками корпорации, выращивающими клонов для трансплантологии и не озабоченными моральными проблемами. Для этого якобы разыгрывалась лотерея, счастливчики – победители в которой отправлялись на остров с идеальной экологией, ведь человечеству приходится жить в бункерах после глобальной катастрофы. И все клоны в это верили, в том числе и Линкольн – Шесть – Эхо. Пока не засомневался и не выбрался из подземного бункера, вместе со своей подружкой Джордан – Два – Дельта (Скарлетт Йоханссон). На поверхности было начало 21-го века и никакой такой катастрофы. Ну а далее, экшен, погони, разборки и справедливое возмездие аморальным буржуям – корпоративщикам.
Культовая кинотрилогия (ну и примкнувший к ним четвертый фильм) триумфально продемонстрировала зрителям мир, как наваждение, иллюзию, созданную злобной машиной. Подавляющее большинство представителей рода человеческого обретаются в состоянии вечного сна – анабиоза, являясь батарейками для гигантского искусственного разума. Их мозг подключен к глобальному виртуальному миру, который кажется настоящим и непротиворечивым. В этом мире время остановилось на отметке конца двадцатого – начала двадцать первого столетия, тогда как на самом деле, с тех пор как Матрица подчинила себе планету, прошло уже достаточно много времени. Главный герой «благополучно» обретается в матрице, пока его не выдергивают оттуда разведчики Зиона, сражающиеся против машины. Ну а в дальнейшем, Томас становится Нео и наводит шороху в этом самом виртуальном пространстве.
К слову, идея мира, как симуляции, в научной фантастике была высказана уже очень давно. Так, еще в начале шестидесятых годов в романе Дэниэла Галуйе «Симулакрон – 3» описан виртуальный мир, который его жителям кажется реальным. Более того, создатели этого виртуального мира выясняют, что и их собственная реальность тоже не объективна и сконструирована технологически. По мотивам книги было несколько экранизаций, самой известной из которых является фильм «Тринадцатый этаж» (1999). Казалось бы, сугубо научно-фантастическая идея, имеет и мейнстримные аналогии. Так, современный философ Ник Бостром опубликовал статью «Доказательство симуляции», в которой рассуждает о возможности существования мира, похожего на Матрицу. Некоторые современные физики, исследующие материю на уровне кварков – элементарных частиц, допускают их заданное программирование. Впрочем, другие ученые высказываются в том духе, что вероятность того, что наша реальность не является базовой, равна нулю.
Французско – израильский фильм «Конгресс» снят по мотивам романа Станислава Лема «Футурологический конгресс». Главная героиня фильма – актриса не первой величины, соглашается продать некоей компании свое имя, манеру игры, особенности актерской манеры и менталитета, для оцифровки и создания виртуального образа, неотличимого от реальной Робин Райт. Такие разработки послужили прообразом к более масштабным проектам. Через много лет компания развернулась по полной программе, уже в глобальном масштабе. Было создано виртуальное пространство на всю планету, для чего использовались галлюциногенные вещества и прочие такие штуки. Робин Райт пребывает в некий отель, в котором должен состоятся футуристический форум. Для участия в нем следует перенестись в виртуал. На несколько десятилетий Робин проваливается в причудливый мир грез, неотличимый от реальности.
По сути, кино является артхаусным вариантом «Футуристического конгресса» Лема. Но если классик фантастики предельно реалистично и жестко показывает будущее, где большая часть населения погружена в вирт., то современные киношники больше внимания уделяют переживаниям, чувствам и мыслям Робин. Можно назвать фильм залакированной версией идеи пана Лема.
Четвертая часть франшизы «Терминатор», по мнению многих зрителей, была не очень удачна. Однако, это чуть ли не единственный фильм из всех, что вышли после «Судного дня» («Терминатор 2»), который хоть более-менее ложится в канву сюжета первых двух классических фильмов. Все остальное выглядит вымученным, с точки зрения сюжетной линии (понятно, почему это было сделано: для извлечения коммерческой выгоды с раскрученной темы). Главный герой фильма, заключенный Маркус Райт приговорен к смертной казни. Он разрешает компании «Кибердайн системс» использовать свое тело после исполнения приговора. Наказание приводится в действие с помощью инъекции. Но Маркус пробуждается… через пятнадцать лет, понятия не имея, что с ним случилось и почему он жив. Вокруг парня бушует апокалиптический хаос, развалины и пустыня. Все потому, что «Скайнет» вознамерилась уничтожить род людской и реализовала сценарий первых двух фильмов. Маркус Райт случайно сталкивается с боевым терминатором Т-600, разваливает его, попутно спасая от гибели юношу по имени Кайл Риз и маленькую девочку Кроху. Не имея представления о том, что случилось с ним после казни, Маркус сражается с машинами, по ходу фильма, став соратником одного из лидеров сопротивления Джона Коннора. Вот только на самом деле Маркус Райт – продукт машинной деятельности, киборг, в котором должны проявиться лучшие черты робота и человека.
Если рассматривать данное кино само по себе, как-бы в отрыве от гениальных первых двух частей Джеймса Кэмерона, его вполне можно смотреть. Неплохой фантастический боевик, пусть и не шедевр. Тем более, что сюжет встроен в основную линию, в отличие от того безобразия, что выйдет на экраны позже.
Говоря о героях фантастики с двойной личной, совершенно невозможно не вспомнить классический фантастический боевик Пола Верховена «Вспомнить все» (1990), снятый по мотивам одного из произведений Филипа Дика. Агент колониальной безопасности Хаузер, внедряется в марсианское сопротивление, под личиной Дага Куэйда – работяги с Земли, испытывающего непреодолимое влечение к Красной планете. Личность Куэйда была «записана» в мозг Хаузера, с его собственного ведома и с согласия колониального администратора Марса Кохаагена. Однако, по ходу действия фильма, искусственная личность Куэйда побеждает настоящую Хаузера и становится доминирующей. Даг Куэйд помогает повстанцам победить Кохаагена, а заодно запускает процесс терраформирования Марса – быстрого изменения атмосферы, с помощью древнего инопланетного реактора.
В ремейке 2012-го года Марс заменяется на Колонию в Австралии, которую эксплуатирует Объединенная Британская Федерация. Герой Колинна Фарелла меньше рефлексирует по поводу своей личности, раздвоения, истинной реальности. Зато в фильме больше экшена, погонь, стрелялок и всего такого. Также неплохо показаны города будущего, эстакады для летающих машин, туннель через ядро Земли и прочие футуристические штуки.
На мой вкус, ремейк 2012-го г. не превзошел «классику» Верховена, но все же его можно смотреть как динамичный фантастический боевик, с довольно неплохим НФ-допущением.
Вот уж кому не повезло прожить всю сознательную жизнь в симулякре – искусственно созданной реальности, так это Труману Бербанку из фантастической комедии девяностых «Шоу Трумана». По мне, так осознание, что вся твоя жизнь является развлечением для скучающих зрителей, тыкающих кнопку пульта по вечерам, намного горше, чем все козни буржуев и колонизаторов, инопланетян, буйнопомешанной «Скайнет» и т.п. Эти то изначально злодеи, что с них взять?! В случае Трумана, жизнь человека, с ее маленькими радостями, горестями, друзьями и недругами, родными и близкими – все это было подстроено обычными сценаристами, чтобы выжать слезу из обывателя и заработать денежек. Ужас.
Понятно, что сценаристы реального фильма, точно также, как и выдуманные ими сценаристы Шоу Трумана, пытаются вывести зрителя на эмоции. Эмоций в фильме хоть отбавляй, ну а логика и достоверность немного хромают. Все же, с трудом верится, что масштаб купола, пусть и такого гигантского, достаточен для конструирования целого мира. Старина Бербанк должен был заподозрить подставу значительно раньше.
Ну и Труман в финале фильме оказался выше всяких похвал. Скала.
Закрываю обзор, пожалуй, самым интересным, с точки зрения любителя фантастического кино, примером симуляции реальности. Джек Харпер из фантастического фильма «Обливион» выполняет важную работу по поддержанию жизнедеятельности космической колонии людей. Так ему кажется. В реальности же Харпер клон, созданный инопланетными захватчиками, что разрушают нашу планету, выкачивая из нее ресурсы. Причем, клон не единственный, пришельцы не сильно заботятся о разнообразии своих орудий.
Само научно-фантастическое допущение в фильме не так уж и сложно. Нехорошие инопланетяне, извратившие для бедолаг – клонов реальность и сделавшие их не просто послушными орудиями своих делишек, но и жертвами обмана. Герой, по ходу фильма осознает истинное положение дел и начинает действовать. Такие истории писали за океаном в комиксах, в дотелевизионную эпоху. Однако фильм подкупает профессиональным подходом к созданию кинофантастики. Достаточно неплохие спецэффекты, атмосфера на космической станции, с ее футуризмом, на фоне погибающей Земли, прекрасная игра актеров (Том Круз вообще великолепен в фантастике, другие актеры тоже не подкачали), неплохо поданная головоломка с обманом и реальностью, напряжение и экшн – вот слагаемые успеха «Обливиона». Культовым кино, как та же первая пара «Терминаторов», или оригинальная трилогия Звездных Войн, «Обливион» не стал. Но это крепкое, профессиональное фантастическое кино.
На этом на сегодня все. Надеюсь, было интересно.
Информационно - справочное сообщение: ссылки на все опубликованные статьи и посты канала "Интересная фантастика" дублируются в тг-канале ИФ https://t.me/infantastika