Намасте, друзья! Химачал Прадеш в народе называют Дев Бхуми или Земля Богов. Легко понять почему, ведь по всему этому необычайно красивому североиндийскому штату разбросаны храмы или обители Богов. Среди этих святынь - храмовый комплекс Бхимакали в деревне Сарахан, в 180 км от Шимлы- столицы штата. Уникальная и богато украшенная архитектура храма и красочная история делают его достопримечательностью региона.
Храм Бхимакали - это грандиозный "храм-башня", наиболее характерной особенностью которого являются величественные башни-близнецы. Этот храмовый комплекс также включает в себя несколько храмов поменьше.
Сарахан, называемая Воротами в Киннаур, была столицей бывшего княжеского государства Бушар, расположенного на старой дороге Индостан-Тибет. Бушар, основанный в 1412 году, позже стал частью горных станций Шимлы, которые состояли из Техри-Гархвала и Дехрадхуна с одной стороны (сейчас это Уттаракханд), равнин Амбала - с другой (сейчас это Харьяна), и были окружены Куллутом, Спити и Сукхетом.
Расположенная на высоте 2100 м.н.у.м., деревенька Сарахан окружена густыми сосновыми лесами и не видна с дороги внизу. Но как только вы прибудете сюда, вас встретят яблоневые сады, заснеженные горы и знаменитый храм Бхимакали. Как и многие другие места в Химачале, это деревня паломников, где жизнь вращается вокруг местного божества.
Храм Бхимакали расположен в центре деревни. И этот деревянный храмовый комплекс, бывший когда-то дворцом королевской семьи Бушар, является культовым символом города.
Легенда о Бхимакали
Маа (мата,мать) Бхимакали считается реинкарнацией богини Дурги. Считается, что Банасур- сын великого короля демонов Бали, был правителем этого величественного государства в эпоху Пуран. Король Банасур также был горячим приверженцем Господа Шивы.
Легенда гласит, что у Уши- дочери короля Банасура, и Анирудха- сына короля Прадьюмана, который, в свою очередь, был сыном Господа Кришны, случился роман. Разгневанный Господь Кришна убил короля Банасура. Считается, что голова короля Банасура похоронена перед входными воротами храма и отмечена возвышенной платформой, ведущей в первый внутренний двор.
После смерти короля Банасура правителем этого королевства стал король Прадьюман. И с тех пор им управляли потомки этой династии, пока княжеские государства не были включены в состав суверенной Индии.
Нет никаких записей, указывающих на то, когда правящая семья Бушара построила этот грандиозный храмовый комплекс и посвятила его своему главенствующему божеству.
Другая легенда, окружающая богиню, связана с инцидентом во время Дакша-Ягьи, когда ухо Сати- дочери царя Дакши, упало здесь на землю. Так храм Бхимакали стал одной из 51 шактипитх в Индии.
Шактипитхи/Shaktipeeths — это места, связанные с Шакти — женской ипостасью Бога в индуизме. Всего существует 51 Шактипитха, почти все они в Индии, за исключением 7. Это те места, где части тела Богини Сати упали на землю, после того, как Господь Вишну разрубил ее тело на 51 кусок. Эти места имеют большое духовное значение.
К примеру, в Найнитале упал глаз Сати и образовалось озеро Найни. Об этом можно почитать здесь:
Изображение этой вечной богини установлено на верхнем этаже недавно реконструированного здания храма. Этаж ниже занимает богиня Парвати- дочь Гималаев и супруга Господа Шивы. В комплексе есть еще три храма, посвященных господу Рагхунатхджи, Нарсингхджи и Патал Байрава джи.
Архитектурное чудо
Считается, что храму Бхимакали около 800 лет. Архитектура Храма не повторяется больше нигде в бывших горных штатах и представляет собой удивительное сочетание индуистского и буддийского стилей.
Среди его необычных особенностей - классификация как "храма-башни", который встречается исключительно в холмистых районах Химачала. Это также самый выдающийся пример типологического строительства храма-башни.
Главный храмовый комплекс построен вокруг трех внутренних дворов, окруженных со всех сторон зданиями. В отличие от многих других отдельно стоящих башенных храмов, он состоит из нескольких храмов поменьше, гостевого дома, старого королевского дворца и башен-близнецов.
В первом внутреннем дворе, который находится на самом нижнем уровне, находится храм Нарсингха, построенный из камня, с шикхарой наверху, покрытой покатой деревянной крышей. Во втором дворе находится храм Рагхунатха, а в третьем дворе, самом высоком из трех, возвышаются внушительные башни-близнецы.
Шикхара- иид индуистской храмовой архитектуры. Визуализация горы Меру. Характерна для архитектуры Северной Индии.
В одной из этих башен проживает Маа Бхимакали. Во все три внутренних двора ведут очень декоративные ворота с витиеватой резьбой. Вспомогательные здания и жилые помещения для обслуживающего персонала были предусмотрены на периферии храмового комплекса.
Храмовый комплекс имеет четыре входа на разных уровнях, которые обеспечивают доступ во внутренние дворы и служат проходами. Каждый из этих входов отличается от других.
Главные входные ворота в храмовый комплекс позолочены и украшены богатой резьбой. Вторые ворота сделаны из дерева с замысловатой резьбой по серебряной фольге. Третьи ворота предназначены для обеспечения доступа к храму Рагхунатх. Четвертые ворота, представляющие собой простое сооружение из камня, покрытое шифером, являются главной дверью, ведущей к двум главным храмам-башням. Эти ворота известны как Шри Двар.
Помимо башен-близнецов, другой выдающейся особенностью храма Бхимакали является сложная и богатая резьба по дереву и серебру по всему комплексу. Идолы различных богов и богинь вырезаны на ставнях, балконах, балясинах и балконных перилах. Деревянные кронштейны с замысловатой резьбой используются в качестве опор для балконов, а высокодекоративные деревянные узоры можно увидеть на внешних фасадах башен и нескольких других сооружений храмового комплекса.
Одной из самых примечательных особенностей являются деревянные колокола, которые издают гудящий звук, колеблемый ветром. В тот момент, когда их слышишь, атмосфера в храмовом комплексе полностью меняется.
С эстетической точки зрения этот архитектурный стиль представляет собой совершенную симфонию с экосистемой и культурой народа. Используются только местные материалы, такие как камень и дерево деодар (гималайский кедр), и вся община участвует в процессе строительства под руководством главного мастера-каменщика. Натуральный сланец добывается в близлежащих районах и используется в качестве основного кровельного материала для деревянных ферм крыши. Крыши в храмовом комплексе имеют особый характер и образуют завораживающий горизонт.
Храм Бхимакали - один из самых известных экспериментов с использованием местных строительных материалов и местных строительных технологий для создания архитектурных жемчужин.
Помимо храма Бхимакали, в Сарахане есть несколько других мест для изучения. Для любителей птиц здесь есть птичий заповедник. Здесь также много небольших деревушек, которые можно посетить.
Хотя Сарахан интригует своими рассказами о могущественных богах и очень древних ритуалах, он также переносит вас в мир старомодных живописных домов, диких роз и яблоневых садов. Можно сказать, что это то место, где можно ощутить спокойствие и силу одновременно.
По материалам www.peepultree.world и других источников.
Спасибо, что дочитали. Всем Добра и Любви!
Статья по теме: