Найти в Дзене
Мои Гималаи

Храм Бхимакали в Химачале: сокровище Гималаев.

Оглавление
Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.
Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.

Намасте, друзья! Химачал Прадеш в народе называют Дев Бхуми или Земля Богов. Легко понять почему, ведь по всему этому необычайно красивому североиндийскому штату разбросаны храмы или обители Богов. Среди этих святынь - храмовый комплекс Бхимакали в деревне Сарахан, в 180 км от Шимлы- столицы штата. Уникальная и богато украшенная архитектура храма и красочная история делают его достопримечательностью региона.

Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.
Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.

Храм Бхимакали - это грандиозный "храм-башня", наиболее характерной особенностью которого являются величественные башни-близнецы. Этот храмовый комплекс также включает в себя несколько храмов поменьше.

Сарахан, называемая Воротами в Киннаур, была столицей бывшего княжеского государства Бушар, расположенного на старой дороге Индостан-Тибет. Бушар, основанный в 1412 году, позже стал частью горных станций Шимлы, которые состояли из Техри-Гархвала и Дехрадхуна с одной стороны (сейчас это Уттаракханд), равнин Амбала - с другой (сейчас это Харьяна), и были окружены Куллутом, Спити и Сукхетом.

Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.
Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.

Расположенная на высоте 2100 м.н.у.м., деревенька Сарахан окружена густыми сосновыми лесами и не видна с дороги внизу. Но как только вы прибудете сюда, вас встретят яблоневые сады, заснеженные горы и знаменитый храм Бхимакали. Как и многие другие места в Химачале, это деревня паломников, где жизнь вращается вокруг местного божества.

Храм Бхимакали расположен в центре деревни. И этот деревянный храмовый комплекс, бывший когда-то дворцом королевской семьи Бушар, является культовым символом города.

Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.
Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.

Легенда о Бхимакали

Маа (мата,мать) Бхимакали считается реинкарнацией богини Дурги. Считается, что Банасур- сын великого короля демонов Бали, был правителем этого величественного государства в эпоху Пуран. Король Банасур также был горячим приверженцем Господа Шивы.

Легенда гласит, что у Уши- дочери короля Банасура, и Анирудха- сына короля Прадьюмана, который, в свою очередь, был сыном Господа Кришны, случился роман. Разгневанный Господь Кришна убил короля Банасура. Считается, что голова короля Банасура похоронена перед входными воротами храма и отмечена возвышенной платформой, ведущей в первый внутренний двор.

Банасура молит Кришну о милости. Ранняя литография Рави Варма.
Банасура молит Кришну о милости. Ранняя литография Рави Варма.

После смерти короля Банасура правителем этого королевства стал король Прадьюман. И с тех пор им управляли потомки этой династии, пока княжеские государства не были включены в состав суверенной Индии.

Нет никаких записей, указывающих на то, когда правящая семья Бушара построила этот грандиозный храмовый комплекс и посвятила его своему главенствующему божеству.

Другая легенда, окружающая богиню, связана с инцидентом во время Дакша-Ягьи, когда ухо Сати- дочери царя Дакши, упало здесь на землю. Так храм Бхимакали стал одной из 51 шактипитх в Индии.

Шактипитхи/Shaktipeeths — это места, связанные с Шакти — женской ипостасью Бога в индуизме. Всего существует 51 Шактипитха, почти все они в Индии, за исключением 7. Это те места, где части тела Богини Сати упали на землю, после того, как Господь Вишну разрубил ее тело на 51 кусок. Эти места имеют большое духовное значение.

К примеру, в Найнитале упал глаз Сати и образовалось озеро Найни. Об этом можно почитать здесь:

Идол Бхимакали в Храме
Идол Бхимакали в Храме

Изображение этой вечной богини установлено на верхнем этаже недавно реконструированного здания храма. Этаж ниже занимает богиня Парвати- дочь Гималаев и супруга Господа Шивы. В комплексе есть еще три храма, посвященных господу Рагхунатхджи, Нарсингхджи и Патал Байрава джи.

Архитектурное чудо

Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.
Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.

Считается, что храму Бхимакали около 800 лет. Архитектура Храма не повторяется больше нигде в бывших горных штатах и представляет собой удивительное сочетание индуистского и буддийского стилей.

Среди его необычных особенностей - классификация как "храма-башни", который встречается исключительно в холмистых районах Химачала. Это также самый выдающийся пример типологического строительства храма-башни.

Главный храмовый комплекс построен вокруг трех внутренних дворов, окруженных со всех сторон зданиями. В отличие от многих других отдельно стоящих башенных храмов, он состоит из нескольких храмов поменьше, гостевого дома, старого королевского дворца и башен-близнецов.

Башни-близнецы храма Бхимакали.
Башни-близнецы храма Бхимакали.

В первом внутреннем дворе, который находится на самом нижнем уровне, находится храм Нарсингха, построенный из камня, с шикхарой наверху, покрытой покатой деревянной крышей. Во втором дворе находится храм Рагхунатха, а в третьем дворе, самом высоком из трех, возвышаются внушительные башни-близнецы.

Шикхара- иид индуистской храмовой архитектуры. Визуализация горы Меру. Характерна для архитектуры Северной Индии.
Храм Нарсинха с шикхарой.
Храм Нарсинха с шикхарой.

В одной из этих башен проживает Маа Бхимакали. Во все три внутренних двора ведут очень декоративные ворота с витиеватой резьбой. Вспомогательные здания и жилые помещения для обслуживающего персонала были предусмотрены на периферии храмового комплекса.

Храмовый комплекс имеет четыре входа на разных уровнях, которые обеспечивают доступ во внутренние дворы и служат проходами. Каждый из этих входов отличается от других.

Первый внутренний двор Храма.
Первый внутренний двор Храма.

Главные входные ворота в храмовый комплекс позолочены и украшены богатой резьбой. Вторые ворота сделаны из дерева с замысловатой резьбой по серебряной фольге. Третьи ворота предназначены для обеспечения доступа к храму Рагхунатх. Четвертые ворота, представляющие собой простое сооружение из камня, покрытое шифером, являются главной дверью, ведущей к двум главным храмам-башням. Эти ворота известны как Шри Двар.

Главные входные ворота.
Главные входные ворота.

Помимо башен-близнецов, другой выдающейся особенностью храма Бхимакали является сложная и богатая резьба по дереву и серебру по всему комплексу. Идолы различных богов и богинь вырезаны на ставнях, балконах, балясинах и балконных перилах. Деревянные кронштейны с замысловатой резьбой используются в качестве опор для балконов, а высокодекоративные деревянные узоры можно увидеть на внешних фасадах башен и нескольких других сооружений храмового комплекса.

Декоративные элементы и резной фасад балкона Храма.
Декоративные элементы и резной фасад балкона Храма.

Одной из самых примечательных особенностей являются деревянные колокола, которые издают гудящий звук, колеблемый ветром. В тот момент, когда их слышишь, атмосфера в храмовом комплексе полностью меняется.

Украшенные резьбой духовые колокольчики
Украшенные резьбой духовые колокольчики

С эстетической точки зрения этот архитектурный стиль представляет собой совершенную симфонию с экосистемой и культурой народа. Используются только местные материалы, такие как камень и дерево деодар (гималайский кедр), и вся община участвует в процессе строительства под руководством главного мастера-каменщика. Натуральный сланец добывается в близлежащих районах и используется в качестве основного кровельного материала для деревянных ферм крыши. Крыши в храмовом комплексе имеют особый характер и образуют завораживающий горизонт.

Крыши
Крыши

Храм Бхимакали - один из самых известных экспериментов с использованием местных строительных материалов и местных строительных технологий для создания архитектурных жемчужин.

Башни-близнецы
Башни-близнецы

Помимо храма Бхимакали, в Сарахане есть несколько других мест для изучения. Для любителей птиц здесь есть птичий заповедник. Здесь также много небольших деревушек, которые можно посетить.

Хотя Сарахан интригует своими рассказами о могущественных богах и очень древних ритуалах, он также переносит вас в мир старомодных живописных домов, диких роз и яблоневых садов. Можно сказать, что это то место, где можно ощутить спокойствие и силу одновременно.

Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.
Мата Бхимакали Мандир, деревня Сарахан, Химачал Прадеш, Индия.

По материалам www.peepultree.world и других источников.

Спасибо, что дочитали. Всем Добра и Любви!

Статья по теме: