Поною сейчас немного на тему беременности и родов (правда, это очень логично перейдет в рассуждение об обучении).
В прошлый раз я очень легко и быстро родила. 5 часов от приезда в роддом до ребенка. Мне было хорошо, даже по кайфу. Никакой анестезии не понадобилось. Тяжело физически - как долго-долго бежать из последних сил, но вообще не про боль.
В этот раз я не знаю, как все пойдет. Никто не знает. Но я где-то натыкалась на рассказы о том, что первые роды были быстрые и легкие, а вторые оказались трудные и с дикой болью. И испугалась.
Испугалась, потому что в прошлый раз мое тело было объективно в лучшей форме. Я была легче, сильнее и выносливее. А сейчас - и лишние килограммы, наеденные за годы тревожного материнства, и повылезавшие болячки. Еще и давление и диабет. Есть с чего беспокоиться.
И я решила, что в прошлый раз мне, возможно, повезло. Из подготовки к родам меня больше всего впечатлила книга Грентли Дик Рида “Роды без страха” - она сработала как аутотренинг, и я поверила, что роды - это не про боль и ключевое в родах - расслабление.
А в этот раз может не повезти, поэтому надо бы подготовиться основательнее. Я видела, что моя подруга упоминала про гинороды и купила курс подготовки от Анастасии Ивановой.
Это было в начале июля, я была на 20 неделе беременности. Курс состоит из 5 недель обучения: материалы и видео для самостоятельного изучения на Геткурсе + еженедельные 2-часовые вебинары. Сейчас уже ноябрь, я на 38 неделе.
Как вы думаете, сколько недель курса я прошла?
(тут начинается нытье)
С курсом у меня не сложилось с самого начала. Я ожидала чатик, где можно будет общаться и получить поддержку от единомышленниц, но в письмах-уведомлениях о начале курса нашла только дохлую группу в ФБ, где ничего не происходит.
К слову, чатик существует - я его нашла месяца через 2 после начала курса. Ссылка на чатик была в каком-то из материалов первой (или вообще предварительной) недели курса - до нее можно было дойти только внимательно изучив материалы и расставив все галочки в нескольких уроках.
Сейчас я худо-бедно дошла до материалов 3 недели (из 5). В процессе я психанула, купила и прочитала книгу того же автора, чтобы хоть в ней спокойно и последовательно все изучить в печатном тексте.
Ни один из 2-часовых вебинаров я так и не смогла посмотреть - ни присутствуя, ни в записи. Потому что они проходили по совершенно непредсказуемому расписанию, и стоило мне разнести в нужный день учеников, чтобы иметь возможность подключиться, как внезапно вебинар переносился - и все-таки попадал на мои уроки.
Посмотреть 2-часовую запись вебинара я тоже никак не решаюсь - я просто не могу найти в своем расписании столько времени, не зная заранее, что эти 2 часа точно будут источником четкой и полезной информации.
Я никак не могу найти логику и структуру в этом курсе. Я никогда не знаю, в каком из уроков недели (а это - разные страницы, на которые надо переходить из разных меню и форма/наполнение которых всегда разные) будет реально полезная для меня информация - например аудио для гипносессии.
Каждый раз, когда я ставлю себе в расписание час-полтора на курс по гипнородам, надеясь, что за это время я узнаю что-то новое, смогу попрактиковать транс и посмотрю хотя бы часть записанного эфира, я обнаруживаю, что прошло уже минут 40, я психую, путаясь в ссылках, страницах или с зависающим видео (защита интеллектуальной собственности не дремлет!), материалов куча и все это я уже знаю (в принципе знаю или потому что уже проходила гипнозы у Евы Елисеевой). А когда я нахожу наконец-то аудиофайл с практикой недели (и эту практику надо делать каждый день в течение недели), мне уже вообще не до нее.
Как вы можете догадаться, следующий эпизод интереса к курсу случается не раньше, чем через пару-тройку недель, когда я наконец-то остыну и снова выделю себе время в расписании. Я каждый раз расстраиваюсь, злюсь и тревожусь, что рожать уже скоро, а я так и не прошла этот курс.
У вас бывали когда-нибудь такие эмоции от прохождения онлайн курса?
В какой-то момент, когда я уже прочитала книгу (в ней все основные моменты есть, но практика с аудио и работа с сопротивлением в эфирах на курсе могут быть эффективнее), я подумала, что проще будет обратиться за оффлайн сессией и разобрать на живой встрече (или нескольких) все беспокоящие меня вопросы.
Но напрямую с Анастасией не связаться, а ее ассистент сказала, что она в Турции и сессия с ней возможна только онлайн. И несмотря на то, что везде пишут и рассказывают, как много специалистов обучила гипноанестезии Анастасия, она не может посоветовать, к кому обратиться в Москве.
(тут заканчивается часть с нытьем и начинается рассуждение об обучении и его проектировании)
В обучении есть несколько моментов, которые влияют на результат:
- само содержание обучения (теория и практика, которая дает нужные знания или навык)
- организация обучения (сколько телодвижений нужно, чтобы получить доступ к этой теории и практике)
- соотношение пользы (первый пункт) с усилием (второй пункт)
И если усилие требуется значительное (например, бюрократическая возня с бумажками или виртуальная возня с регистрацией в десяти разных местах по двадцати разным ссылкам), а мотивация страдает (обучение интересное, но точно не жизненно важно), то ученик может просто слиться.
Да, я помню университетские годы, когда было очень много разных предметов и немало возни с бумажками. И все через это как-то прошли и получили дипломы. Но сейчас я взрослая 34-летняя женщина с работой, ребенком, мужем, бытом и кучей дел - это совсем не те же условия, что у беззаботного студента.
Я искренне верю, что в курсе, который предназначен для самостоятельного изучения (когда нет онлайн или офлайн человека, который возьмет тебя за руку и проведет по всем задуманным этапам обучения), все должно быть максимально структурно и прозрачно.
Чтобы ученик напрягался вопросом “как учиться” только один раз - в первый урок или, максимум, в первую неделю обучения. А дальше мог спокойно сконцентрироваться на самом содержании обучения и уже больше не отвлекался на формат.
Я придерживаюсь этого принципа во всем, что касается моей работы. Мои онлайн курсы внутри имеют одинаковую структуру - разобравшись с первым уроком, ученик может дальше спланировать свое время и ожидать схожую структуру работы в последующих уроках.
Когда я запускаю группу или беру новых учеников, я стараюсь сделать домашки максимально единообразными, чтобы как только человек оставался тет-а-тет с домашним заданием, он мог легко в нем ориентироваться и заранее примерно понимал, что вообще надо будет делать и сколько времени или внимания на это уйдет.
Так как я работаю только со взрослыми учениками, я предполагаю, что у них (как и у меня) есть жизнь помимо уроков французского. И в этой жизни есть куча всего интересного/ важного/ неотложного. И выделить время на изучение чего-то нового сложно, поэтому выделенное время надо использовать максимально эффективно.
Потому что чрезвычайно обидно тратить ценное время, разбираясь в организации и формате, и отбирать это время у самого важного - содержательной части обучения.
А вы как думаете?
Мой мозг безнадежно устарел, поэтому я так страдаю от непредсказуемости в чужих обучениях?
Или это обилие стресса и отсутствие свободного времени в принципе, из-за чего я никак не могу сесть сама за учебу?
Или все-таки в моем рассуждении что-то есть?