Найти тему

Фильмы про стокгольмский синдром

В эти выходные делюсь с вами фильмами, где в центре сюжета — отношения преступника и жертвы, проявляющие тот самый стокгольмский синдром, который придаёт общению заложника и террориста позитивный характер.

"Ночной портье" Лилианы Кавани (Il portiere di notte, 1973). 1957 год. В холле отеля в Вене встречаются взглядами элегантная дама и ночной портье. Они моментально узнают друг друга: она — бывшая узница концлагеря, он — нацист, насиловавший её и принуждавший устраивать для него и его друзей извращённые эротические представления. Узнав в портье своего мучителя, Лючия (одна из лучших ролей Шарлотты Рэмплинг) в ужасе, но в то же время она не в силах преодолеть воспоминания о тех днях, когда, помимо страха и насилия, их связывала сексуальная энергия. Одна из первых драм на тему стокгольмского синдрома, да ещё и снятая на максимально провокационном материале. Фильм стал культовым к удивлению даже самой Лилианы Кавани, много раз подчёркивавшей, что это не лучшая её работа.

Кадр из фильма "Ночной портье"
Кадр из фильма "Ночной портье"

"Собачий полдень" Сидни Люмета (Dog Day Afternoon, 1975). История о трёх бандитах, которые решили ограбить Первый сберегательный банк Бруклина. С самого начала становится ясно, что они не слишком профессиональны в этом вопросе. Один тут же пугается и сбегает, двое оставшихся обнаруживают, что ожидающий их большой куш составляет 1100 долларов наличными (только что была инкассация). Оконфуженные грабители теряют время, и банк оказывается оцеплен полицейскими. Сонни, которого играет Аль Пачино, берёт людей, находившихся в банке, в заложники. Однако по мере проведения полицией стандартных процедур, включающих в себя общение с террористом его близких, заложники проникаются к Сонни симпатией. Оказывается, его толкнуло на преступление желание помочь своей жене, которая, будучи трансвеститом, мечтает сделать операцию по смене пола...

Великолепный Аль Пачино в очень оригинальной и трогательной криминальной драме.

Молодой Аль Пачино в роли грабителя Сонни
Молодой Аль Пачино в роли грабителя Сонни

"Совершенный мир" Клинта Иствуда (A Perfect World, 1993). История о двух сбежавших из тюрьмы (что интересно — через главные ворота) преступниках, которые крадут в первом попавшемся доме восьмилетнего мальчика, чтобы иметь "аргумент" на случай встречи с полицией. Герой Кевина Костнера по имени Бутч убивает своего напарника, чтобы защитить восьмилетнего Филиппа от нападок. После чего фильм жанрово переходит в роуд-муви, на протяжении которого Бутч общается с Филиппом почти так, как суровый, но небезразличный отец общался бы с сыном. Мальчик, живущий только с очень религиозной матерью, многое узнаёт от своего похитителя — например, как водить машину и что на Рождество принято дарить подарки... И трагическая перспектива их дружбы никак не обесценивает того факта, что героям удаётся наладить хрупкое взаимопонимание и на время сбежать в свой собственный совершенный мир, который всегда — иллюзия.

Кадр из фильма "Совершенный мир"
Кадр из фильма "Совершенный мир"