В эти выходные делюсь с вами фильмами, где в центре сюжета — отношения преступника и жертвы, проявляющие тот самый стокгольмский синдром, который придаёт общению заложника и террориста позитивный характер.
"Ночной портье" Лилианы Кавани (Il portiere di notte, 1973). 1957 год. В холле отеля в Вене встречаются взглядами элегантная дама и ночной портье. Они моментально узнают друг друга: она — бывшая узница концлагеря, он — нацист, насиловавший её и принуждавший устраивать для него и его друзей извращённые эротические представления. Узнав в портье своего мучителя, Лючия (одна из лучших ролей Шарлотты Рэмплинг) в ужасе, но в то же время она не в силах преодолеть воспоминания о тех днях, когда, помимо страха и насилия, их связывала сексуальная энергия. Одна из первых драм на тему стокгольмского синдрома, да ещё и снятая на максимально провокационном материале. Фильм стал культовым к удивлению даже самой Лилианы Кавани, много раз подчёркивавшей, что это не лучшая её работа.
"Собачий полдень" Сидни Люмета (Dog Day Afternoon, 1975). История о трёх бандитах, которые решили ограбить Первый сберегательный банк Бруклина. С самого начала становится ясно, что они не слишком профессиональны в этом вопросе. Один тут же пугается и сбегает, двое оставшихся обнаруживают, что ожидающий их большой куш составляет 1100 долларов наличными (только что была инкассация). Оконфуженные грабители теряют время, и банк оказывается оцеплен полицейскими. Сонни, которого играет Аль Пачино, берёт людей, находившихся в банке, в заложники. Однако по мере проведения полицией стандартных процедур, включающих в себя общение с террористом его близких, заложники проникаются к Сонни симпатией. Оказывается, его толкнуло на преступление желание помочь своей жене, которая, будучи трансвеститом, мечтает сделать операцию по смене пола...
Великолепный Аль Пачино в очень оригинальной и трогательной криминальной драме.
"Совершенный мир" Клинта Иствуда (A Perfect World, 1993). История о двух сбежавших из тюрьмы (что интересно — через главные ворота) преступниках, которые крадут в первом попавшемся доме восьмилетнего мальчика, чтобы иметь "аргумент" на случай встречи с полицией. Герой Кевина Костнера по имени Бутч убивает своего напарника, чтобы защитить восьмилетнего Филиппа от нападок. После чего фильм жанрово переходит в роуд-муви, на протяжении которого Бутч общается с Филиппом почти так, как суровый, но небезразличный отец общался бы с сыном. Мальчик, живущий только с очень религиозной матерью, многое узнаёт от своего похитителя — например, как водить машину и что на Рождество принято дарить подарки... И трагическая перспектива их дружбы никак не обесценивает того факта, что героям удаётся наладить хрупкое взаимопонимание и на время сбежать в свой собственный совершенный мир, который всегда — иллюзия.