Найти тему
Мария Рачинская

Женский портрет на фоне замка Святого Ангела

Этюд из цикла "Петербуржский сплин"

У вас душа – изысканный пейзаж,

Где пляшут маски, вьются бергамаски,

Бренча на лютнях и шутя, – глаза ж

У всех печальны сквозь прорезы маски.

Поль Верлен, «Лунное сиянье»

Прогуливаясь по набережной Тибра и вглядываясь в помутневшую воду с изумрудной поволокой, вдруг в экипаже я увидел знакомый, приводящий в трепет, поворот головы. И воспоминания, как барашки на реке, стали захлёстывать меня и довели до изнеможения. В ту же минуту я решил спуститься к воде и успокоить свои нервы. Сколько же лет утекло? Двадцать или тридцать – с той поры знакомства?

Изабелла Арчер, кажется, так ее звали. Мы встретились в поместье Гарденкорт в Англии. Познакомил нас мой знакомый приятель Ральф Тачит. Вроде бы она приходилась ему кузиной? Да, иногда казалось мне, что и мой бедный Ральф пропал в этой бурной реке. Трепет. Чистота. Искренность и доброта этой девушки были несомненны. Суждения для нашей местности стали диковинкой. Дыхание свободы, – скорее всего я бы их так охарактеризовал.

Вы спросите, почему мы не вместе?

В жизни есть место сказке, а есть и злому умыслу. Что-то пошло не так. Она искала свой путь. Так часто бывает. Мне было что ей предложить. Я безудержно влюбился и мог для неё сделать всё что угодно. Например, купить поместье в любой стране мира. Но она искала что-то другое. Что? Я до сих пор не смог понять. Её манили путешествия, мир.

И вот сейчас, увидев этот мимолётный образ в римской колеснице, я понял, что чувства мои живы и не исчезли. Они как старые часы. Если протереть и смазать, дадут фору самым новеньким и только что купленным. Её глаза… Сколько в них утонуло? Я был в их числе. Американка завладела моими мыслями. С той поры в каждой женщине я хотел отыскать ее черты. Каждый год я наведывался в Рим, чтобы встретить её то на Капитолийском холме, то в Сикстинской капелле, то у Пантеона. Один год я поехал даже за ней во Флоренцию и ждал у палаццо Кресчентини. Брезжила надежда. И вот сегодня, увидев её, силы оставили меня, и я решил окунуться в воды Тибра. Искупавшись, я оделся и купил мороженое Pansy, анютины глазки. Его недавно добавили в коллекцию. Мороженое оказалось удивительно вкусным и лёгким. И тут вдруг я вспомнил, что Фелисити меня ждёт у моста Святого Ангела и опрометью кинулся к нему.

Мы же договорились о женском портрете на фоне замка! Вкус мороженого я так и не успел прочувствовать до конца.

Картина ''Женский портрет'' художника Анатолия Смагина
Картина ''Женский портрет'' художника Анатолия Смагина

Этюд написан под вдохновением от прочтения романа Генри Джеймса "Женский портрет" и входит в цикл "Петербуржский сплин".