Терапия – это длительный процесс работы с клиентом. Но не все клиенты готовы к такой работе. Я хочу поделиться с вами особенностями длительного процесса и показать те условия, которые необходимо создать для более эффективной работы с клиентом.
Решение о пролонгированной работе принимает не только клиент, но и психолог. Как правило, после первой диагностической сессии становится более понятно о той помощи, которая необходима клиенту в данный момент времени.
Как я уже сказала, не все клиенты готовы и могут выдерживать условия длительной терапии. И не каждый специалист готов к такой работе. Для того, чтобы работать с клиентами в условиях пролонгированной терапии, необходимо не только соблюдать ряд правил, но иметь внутренние ресурсы для длительной работы с человеком.
Поговорим об условиях и правилах, которые оговариваются с клиентом заранее. Я это делаю на второй сессии, когда клиент записывается повторно.
- Время консультации оговаривается с клиентом и является той границей, которая создает безопасные условия терапии. Нарушение времени консультации – это не только неудобство для психолога, но и потеря ощущения внутренней безопасности клиента.
Такие ситуации могут случаться, особенно в начале работы с людьми. Здесь важно уделить этому внимание и осознать причины, по которым это происходит. Как вариант, здесь могут храниться не только чувства клиента, но и самого психолога:
- Желание удовлетворить потребности человека и дать ему больше. Это может быть чувство тревоги и неуверенности в себе как в профессионале.
- Страх отвержения. Если я остановлю поток мыслей и слов, скажу о том, что время нашей консультации вышло, то человек расстроится и больше не придет.
- Желание быть хорошим, добрым и понимающим психологом. Страх злости. Если я прерву человека, то он разозлится и не захочет продолжать со мной работать.
Причин может быть на много больше, я показала лишь их малую часть. В любом случае, не нужно думать о том, что это плохо, является непростительной вашей ошибкой! Это хорошая зона роста для психолога. Разобраться с этим материалом может помочь супервизор.
Когда я понимаю, что человек в конце сессии испытывает сильные чувства и переживания. Ему важно продолжить говорить, но время сессии уже заканчивается, предлагаю ему остановиться и продолжить говорить об этом на следующую сессию. Могу сказать о том, что эта тема вызвала очень много чувств и переживаний. Все индивидуально и зависит от того, какой уровень организации клиента ( пограничный, психотический, невротический).
То есть подобрать нужные слова – это творческая часть работы психолога. Но, если изобразить эту работу схематически, то примерно так: возвращаю к реальности (время вышло) – возвращаю человеку то, что наблюдаю внутри него (чувства, эмоции и т.д).
Прервать клиента и вернуть его к тем границам времени, которые существуют в терапевтическом процессе бывает очень сложно. Психолог подсознательно хочет защититься от недовольства и злости клиента, боится причинить ему боль. Некоторые психологи думают о том, что если клиент на меня злиться, значит я – плохой специалист.
На самом деле это не так. Если клиент может на вас злиться и открыто выражать сильные негативные чувства – это результат вашей работы! Потому как люди очень часто подавляют злость и не умеют обращаться с ней внутри себя. Через такие истории клиент получает возможность для своего внутреннего развития! Злость и недовольство – это очень важный и ценный материал в работе с людьми.
Психологу необходимо понять, что для него важно: оставаться хорошим или профессионально помогать людям.
- Дни консультаций и периодичность встреч (раз в неделю, два раза, каждый день, раз в две недели, раз в месяц). Оговариваются индивидуально.
- Срок терапии. Решение об окончании терапии я оставляю за клиентом, но при условии, что он заранее предупредит меня о своем решении. С каждым клиентом я индивидуально обсуждаю то количество необходимых сессий для завершения терапевтического процесса.
Например, если клиент готов завершить терапию после 20 сессий, то я оставляю 5 на то, чтобы проработать окончание терапии. Если терапия длилась 7 – 9 лет, то оставляю 2 года на ее завершение.
Про окончание терапии, пожалуй, расскажу в отдельной статье, если вам это интересно.
- Условия оплаты. Договариваюсь с каждым клиентом индивидуально. Здесь очень важно понимать, что психолог может вносить изменения стоимости сессии, но при этом важно предупреждать клиента заранее.
Как правило, многие психологи могут бояться повышения стоимости своих консультаций из – за страха потерять клиента, столкнуться с его недовольством.
Но, если психолог боится повысить прайс на свои услуги и идет путем удовлетворения клиента, то со временем начинает испытывать бессознательную злость на него (забывать о сессиях, раздражаться, злиться и т.д). поскольку внутри психолога происходит процесс обесценивания себя.
- Перерывы в терапии. Очень важно оговорить как будут происходить перерывы в терапевтическом процессе. С одной стороны, проговорить о том, как вы уведомите клиента о своем отпуске или других планах. Я это делаю заранее, в зависимости от того, на сколько длительным будет перерыв в работе.
Если планирую длительный отпуск на месяц, то обсуждаю это заранее за 1 – 2 месяца, чтобы проработать тот материал, который связан с переживаниями клиента о предстоящем перерыве.
Также уделяю внимание тому, чтобы обсудить с клиентом его отпуска, перерывы и как он будет предупреждать меня об этом.
В самом начале профессионального пути, психолог может переживать о том, что перерыв по его инициативе, может негативно сказаться на отношениях с клиентами. По этой причине многие работают без каких – либо перерывов.
Это приводит к эмоциональному выгоранию, злости и обесцениванию себя.
Такая позиция создает слишком «правильную» терапию, я бы сказала стерильную и приводит к фрустрации самого специалиста.
Клиент же в таких условиях лишается возможности иметь работу с психологом, приближенную к реальностям жизни. Такая мазохистичная позиция психолога всегда отрицательно сказывается на работе с людьми. Это не только материал для и исследования в супервизии, но и возможность исследования своего внутреннего пространства в личной терапии.
- Пропущенные сессии. У меня есть договоренности с клиентами о том, что они могут перенести сессию за 3 дня до ее начала, предупредив меня, но это не должно превращаться в частую практику, объясняю причины, по которым я работаю именно так.
Во – первых, одной из причин, по которой клиент не пришел на сессию может быть сопротивление. Оно блокирует возможности исследования какой – то важной темы, которой мы коснулись в терапии. Поэтому я наблюдаю о происходящем в терапии и возвращаю клиенту свои предположения.
Во – вторых, если происходит частое нарушение со стороны клиента – это отражается на внутреннем состоянии психолога. Нарушаются ваши планы, что вызывает много чувств и переживаний.
Задача специалиста – создание комфортных условий работы с клиентами и забота о себе в первую очередь. В противном случае, психолог оказывается втянутым в те условия, которые будут разрушать его нейтральное отношение к клиенту и мешать эффективной работе.
Пропущенные сессии, не оговоренные в установленные сроки заранее по причинам клиента, оплачиваются в полном объеме.
Хочу отметить, что таких сессий в моей практике было не много. Это правило очень структурирует процесс работы с клиентом и нейтрализует переживания психолога. Как видите, наша задача – оставаться в нейтральном состоянии и быть объективными к тому, что происходит с человеком в терапевтическом процессе.
Автор: Илясова Екатерина Юрьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru