Найти в Дзене
TechInsider

Космическая сила: ученые придумали, как получать солнечную энергию прямо из космоса

Вместо того чтобы мучиться с переходом на новые источники энергии, ненадежные и не слишком мощные, почему бы не построить солнечную электростанцию прямо в космосе – и получать на Земле уже готовое чистое электричество? Летом 2023 года, пролетая над кампусом Калифорнийского технологического института, спутник Vigoride-5 направил тонкий луч к приемнику на крыше одного из корпусов. Точнее, с экспериментального прототипа, установленного на борту спутника: 50-килограммовый блок SSPD-1 испытывал ключевые технологии, необходимые для добычи энергии на орбите и последующей отправки ее на Землю. Закрепленные в негерметичном корпусе, подверженном экстремальным условиям космического полета, здесь прошли проверку фотоэлементы 32 разных типов. Рядом работал массив трансмиттеров MAPLE, испускавших микроволны сложным «аккордом». Их сигналы интерферировали, взаимно уничтожаясь в одних участках и усиливаясь в других, и в итоге складывались в узкий пучок. Контролируя момент включения каждого трансми
Оглавление

Вместо того чтобы мучиться с переходом на новые источники энергии, ненадежные и не слишком мощные, почему бы не построить солнечную электростанцию прямо в космосе – и получать на Земле уже готовое чистое электричество?

    Космическая сила: ученые придумали, как получать солнечную энергию прямо из космоса
Космическая сила: ученые придумали, как получать солнечную энергию прямо из космоса

Летом 2023 года, пролетая над кампусом Калифорнийского технологического института, спутник Vigoride-5 направил тонкий луч к приемнику на крыше одного из корпусов.

Точнее, с экспериментального прототипа, установленного на борту спутника: 50-килограммовый блок SSPD-1 испытывал ключевые технологии, необходимые для добычи энергии на орбите и последующей отправки ее на Землю. Закрепленные в негерметичном корпусе, подверженном экстремальным условиям космического полета, здесь прошли проверку фотоэлементы 32 разных типов. Рядом работал массив трансмиттеров MAPLE, испускавших микроволны сложным «аккордом». Их сигналы интерферировали, взаимно уничтожаясь в одних участках и усиливаясь в других, и в итоге складывались в узкий пучок. Контролируя момент включения каждого трансмиттера, можно было менять направление его излучения, причем без использования подвижных деталей конструкции. Именно так луч удалось нацелить точно на нужную крышу в Калифорнии, чтобы передать туда крошечную долю энергии.

   SSPD-1 был установлен на спутниковой платформе Vigoride, разработанной американским стартапом Momentus Space. Этот «космический буксир» способен взять на борт до 750 кг полезной нагрузки и позволяет активно изменять высоту и наклонение орбиты.Warpspaceprogram.org
SSPD-1 был установлен на спутниковой платформе Vigoride, разработанной американским стартапом Momentus Space. Этот «космический буксир» способен взять на борт до 750 кг полезной нагрузки и позволяет активно изменять высоту и наклонение орбиты.Warpspaceprogram.org

От фантастики до инженерии

Как и многие другие технологические концепции, идея космической энергетики началась с фантастики: на такой космоэлектростанции – между прочим, на пару с искусственным интеллектом – работают герои рассказа Айзека Азимова «Логика», написанного еще в 1941 году. Реальные эксперименты в этом направлении начались только в конце 1960-х, а в 1973-м инженер из NASA Питер Глейзер запатентовал способ передачи энергии с орбиты с помощью микроволн. Через несколько лет, когда мир охватил энергетический кризис, ученого привлекли к более серьезной проработке идеи. К сожалению, сложность и стоимость такого проекта в тот момент оказались неподъемными даже на фоне резко подорожавшей нефти, и космическая электростанция перестала выглядеть реальной.

Однако помечтать было о чем. Орбитальная гелиостанция – в отличие от обычных солнечных или ветряных – могла бы давать стабильный поток энергии круглый год: из космоса нашу звезду видно днем и ночью, ее не закрывают облака, а атмосфера не рассеивает свет. Кроме того, геополитические конфликты работе такой станции практически не мешают, поскольку наземная инфраструктура ей требуется сравнительно несложная и небольшая.

В 1997 году NASA в очередной раз оценило перспективы проекта. Выяснилось, что ключевых проблем у него две: низкая эффективность солнечных батарей (тогда они могли преобразовывать в электричество менее 10% падающей энергии) и запредельная цена выведения грузов на орбиту. Однако уже к 2010-м ситуация по обоим пунктам резко улучшилась. Производительность солнечных батарей превысила 20%, а их стоимость упала в десятки раз. Сравнимым образом подешевели электронные компоненты и услуги космических запусков. Орбитальная электростанция наконец перестала быть фантастикой, перейдя в разряд обычных инженерных задач.

   Airbus
Airbus

От Земли до орбиты

Считается, что первый компонент системы нужно разместить на геостационарной орбите, на высоте 35,8 тыс. км. Это позволит ему кружить вокруг Земли с той же скоростью, с которой вращается сама планета, а значит, фактически неподвижно висеть над одной и той же точкой, передавая энергию вниз. Кроме того, расположенные здесь фотоэлементы и зеркала смогут постоянно находиться в потоке солнечного излучения – за исключением всего 72 минут в дни весеннего и осеннего равноденствия, когда спутники окажутся в тени Земли.

Впрочем, существуют и другие варианты – например, развертывание небольшой флотилии на низкой околоземной орбите. В этом случае неважно, что часть элементов будет время от времени уходить в тень, – остальные продолжат работу. Консорциум компаний Orbital Composites и Virtus Solis присматривается к эллиптической орбите типа «Молния», аппараты на которой огибают Землю по диагонали, то резко сближаясь с ней, то надолго уходя за геостационарную высоту. А японский стартап Shimizu и вовсе предложил отказаться от орбитальных группировок: по мнению его создателей, гораздо лучше построить станцию на твердой поверхности Луны, чтобы пересылать энергию оттуда. Сами спутники тоже могут быть разными.

Так, Orbital и Virtus планируют запустить флотилию из множества зеркал, которые будут поворачиваться вслед за Солнцем, концентрируя массу излучения в центре образованного ими круга – на аппарате-излучателе. Другие инженеры считают, что лучше использовать плоские, похожие на бутерброд спутники, с одной стороны которых расположены фотоэлементы, с другой – массив передающих антенн, а электроника и прочие компоненты скрыты между этими слоями. Кстати, прототип такого устройства, созданный в Исследовательской лаборатории ВМС США, в 2020 году уже прошел испытания в космосе на борту «мини-шаттла» X-37B.

   Беспроводной способ передачи позволит энергосетям охватить самые отдаленные районы Земли и даже ее окрестностей, непосредственно подпитывая спутники, электросамолеты и дроны, причем некоторые из них смогут выступать ретрансляторами энергии.Airbus
Беспроводной способ передачи позволит энергосетям охватить самые отдаленные районы Земли и даже ее окрестностей, непосредственно подпитывая спутники, электросамолеты и дроны, причем некоторые из них смогут выступать ретрансляторами энергии.Airbus

С орбиты на Землю

Следующий этап – передача энергии на поверхность планеты. Теоретически это можно сделать с помощью лазера, однако большинство подобных систем создают сравнительно коротковолновое излучение – от инфракрасного до ультрафиолетового. Оно не только заметно рассеивается при прохождении сквозь атмосферу, но и вызывает ионизацию молекул воздуха с сопутствующим его нагревом – а это явно не то, чего хотелось бы в эпоху глобального потепления.

Альтернатива нашлась еще в прошлом веке: радиоволны микроволнового диапазона, сфокусированные с помощью антенной решетки на принимающей антенне. В этом случае потери энергии на пути к Земле составляют считаные проценты.

Первая передача пучком микроволн состоялась в 1964 году на дистанции в одну милю (1,6 км), к 2010-му ученые уже сумели увеличить это расстояние до пары сотен километров.

Микроволновые фотоны намного слабее лазера, а потому не представляют опасности. Они неспособны ни ионизировать биологические ткани, ни вызвать пожар. Даже в центре пучка, где энергия максимальна, она не превысит фоновых значений, характерных для верхних слоев атмосферы. Тем более у поверхности Земли – у края принимающей антенны – уровень излучения останется в пределах, безвредных для человека. Антенна, которая улавливает энергию электромагнитных волн и преобразует ее в электричество, называется ректенной. Сегодня их применяют в некоторых беспроводных системах – например, в RFID-устройствах.

   Так выглядит фазированная решетка, использованная на платформе SSPD-1: каждый желтый блок, закрепленный на гибкой подложке, – это отдельная антенна. Их скоординированное включение позволяет отправлять сигнал в нужном направлении.Airbus
Так выглядит фазированная решетка, использованная на платформе SSPD-1: каждый желтый блок, закрепленный на гибкой подложке, – это отдельная антенна. Их скоординированное включение позволяет отправлять сигнал в нужном направлении.Airbus

В простейшем варианте ректенна – это проводник размером в половину длины волны, разорванный посередине, концы которого сходятся на диоде. Переменное поле излучения заставляет заряды в проводнике двигаться, а диод выпрямляет этот поток, создавая постоянный ток. Для получения мощного луча с орбиты нужно объединить множество приемных элементов, покрыв территорию в несколько километров. При этом сама конструкция может быть буквально полупрозрачной. Массив ректенн легко выполнить в виде сетки в нескольких метрах над поверхностью. Она будет свободно пропускать солнечный свет, улавливая лишь микроволны нужной длины и не мешая обычной жизни людей.

В будущее

Но есть у проектов космических гелиостанций проблемы и помимо стоимости и сложности строительства. Прежде всего, это низкая эффективность преобразования солнечной энергии в микроволны и обратно: существующие лабораторные прототипы демонстрируют КПД на уровне около 5% – в несколько раз меньше значения, которое могло бы сделать добычу энергии на орбите экономически оправданной.

Чтобы орбитальную электростанцию можно было эксплуатировать долго, ее обязательно придется дополнить средствами автоматического ремонта – например, роботами-спутниками, которые при необходимости сумеют снять разбитую панель и заменить запасной. А такая ремонтная бригада может в разы увеличить затраты на проект.

Наконец, серьезная проблема связана с особенностями геосинхронной орбиты: она чрезвычайно полезна, давно востребована и потому густо заполнена современными и уже отработавшими спутниками. И если первые легко повредить мощным микроволновым излучением электростанции, то вторые – неуправляемый мусор – опасны для нее самой. Более того, когда-нибудь станция сама превратится в огромный фрагмент космического мусора, угрожающий соседям по орбите. А значит, надо заранее задуматься о способах ее утилизации, снова сделав проект дороже и сложнее.

И все же многие аспекты концепции уже рассматриваются с практической точки зрения. Разработкой необходимых технологий занимаются и европейские стартапы, и Китайская академия наук; первые орбитальные испытания намечены на 2025 год или немногим позже. Но когда на самом деле может появиться реальная космическая электростанция, пока не знает никто.

Наука
7 млн интересуются