Многих из нас по дороге на работу ожидает утренняя зарядка в переполненной маршрутке. Ну или не менее бодрящие автомобильные "тянучки" на улицах наших городов. А вот герои этой статьи – завидуйте! – по утрам выходят на палубу своего корабля и встречают рассвет над морем.
Эти люди работают на борту научно-исследовательского судна (НИС) "Профессор Водяницкий" - единственного на данный момент корабля, с помощью которого ученые изучают экологию Черного моря. Ни одна из стран Азово-Черноморского бассейна не имеет в акватории судов такого типа, кроме России.
На его борту несут вахту 30 членов экипажа и работают во время экспедиции до 30 ученых. Причем не только севастопольского Института биологии южных морей, которому принадлежит судно, но и сотрудники других научных институтов России. Один день на борту НИС "Профессор Водяницкий" вместе с учеными и командой удалось провести и нам.
История "маленького" кораблика
"Профессор Водяницкий" был построен на верфи с труднопроизносимым названием "Лайватеоллисуус" в финском городе Турку, в 1976 году. Он стал третьим в серии из четырех кораблей проекта 430, которые были названы именами выдающихся русских ученых, изучающих моря и океаны. Профессор Владимир Алексеевич Водяницкий - известный советский биолог, много лет возглавлявший Институт биологии южных морей.
На борту научно-исследовательского судна ученые изучали Черное, Азовское и Средиземное моря, Индийский и Атлантический океаны, с научной целью посетили 34 страны и 46 городов.
Капитан дальнего плавания Андрей Широков называет свой корабль маленьким, компактным и "вертким", то есть маневренным. Хотя длина "Профессора Водяницкого" составляет почти семьдесят, а ширина – больше двенадцати метров, по сравнению с некоторыми другими кораблями он действительно кажется небольшим. Например, некоторые рыболовецкие траулеры достигают 150 метров, длина современных атомных ледоколов – 173, а танкеров – 250 метров. Так что по сравнению с ними "Водяницкий" и правда малыш, но со стойким характером: это судно ледокольного класса, способное покорять просторы Северного Ледовитого океана.
В девяностые годы - сложное время, когда многие суда в Севастополе были разрезаны на металлолом – "Профессора Водяницкого" удалось спасти, заключив контракт с частной компанией. Корабль должен ходить в море, иначе он ржавеет и погибает, сказал нам помощник капитана по научно-технической части Виктор Викторович Давыдов. И научно-исследовательское судно было сдано в аренду: на нем так называемые "челноки" плавали за товаром, а научные сотрудники попутно по договору с арендатором производили научные исследования. Но самые худшие времена наступили, когда эти коммерческие рейсы прекратились и корабль два года простоял на приколе. Бездействие для машин смерти подобно. Эту страницу своей истории "люди моря" вспоминать не любят.
Настоящее возрождение судна началось в 2014 году, после возвращения Крыма и Севастополя в Россию: на корабле был проведен ремонт, а в лабораториях установлено новое современное оборудование.
"Повелитель гидрологического зонда"
Виктора Викторовича Давыдова коллеги в шутку называют "повелителем гидрологического зонда". Это сложный комплекс современного оборудования, без которого большинство исследований были бы невозможны: с его помощью берутся пробы воды и донных отложений на разных глубинах.
- Отсюда ведется управление гидрологическим зондом, - Виктор Викторович проводит для нас экскурсию по своим владениям. - Когда мы приходим в нужную точку, первым делом опускаем зонд, делаем так называемый вертикальный профиль.
В воду опускают измерительный блок, по периметру которого находится 12 приборов - батометров. По специальному кабелю информация с него поступает на компьютер в лаборатории.
- Информационная картина, которую дает нам зонд, представлена на графике, - "повелитель зонда" показывает картинку с экрана. Нам она кажется похожей на полотна некоторых современных художников: какие-то разноцветные полосы и пятна в хаотичном порядке. Но для людей науки этот шедевр полон смысла.
- Эти кривые – вертикальное распределение различных параметров. Вот так распределяется температура. Зелененьким – хлорофилл, видите, какой пик получился. Так растворенный кислород меняется с глубиной, а это соленость. Это освещенность, или правильнее, фотосинтезирующая активная солнечная радиация, - объясняет ученый.
Зонд опускают до нужной глубины и затем медленно поднимают. Ученые анализируют данные на цветовом графике и в нужных точках просят закрыть батометр. Таким образом в нем оказывается вода с необходимой научным сотрудникам глубины. И всего таких проб за одно погружение зонда может быть 12 – по числу батометров.
"Видеть" под водой ученым помогает "Супергном" - так называется подводный управляемый осмотровый комплекс, который может опускаться на глубину до 150 метров.
На борту НИС "Профессор Водяницкий" расположено 11 научных лабораторий, оснащенных всем необходимым для работы оборудованием.