Найти тему
РИА Новости Крым

Жизнь в открытом море: будни и праздники на "Профессоре Водяницком"

Многих из нас по дороге на работу ожидает утренняя зарядка в переполненной маршрутке. Ну или не менее бодрящие автомобильные "тянучки" на улицах наших городов. А вот герои этой статьи – завидуйте! – по утрам выходят на палубу своего корабля и встречают рассвет над морем.

Эти люди работают на борту научно-исследовательского судна (НИС) "Профессор Водяницкий" - единственного на данный момент корабля, с помощью которого ученые изучают экологию Черного моря. Ни одна из стран Азово-Черноморского бассейна не имеет в акватории судов такого типа, кроме России.

На его борту несут вахту 30 членов экипажа и работают во время экспедиции до 30 ученых. Причем не только севастопольского Института биологии южных морей, которому принадлежит судно, но и сотрудники других научных институтов России. Один день на борту НИС "Профессор Водяницкий" вместе с учеными и командой удалось провести и нам.

История "маленького" кораблика

"Профессор Водяницкий" был построен на верфи с труднопроизносимым названием "Лайватеоллисуус" в финском городе Турку, в 1976 году. Он стал третьим в серии из четырех кораблей проекта 430, которые были названы именами выдающихся русских ученых, изучающих моря и океаны. Профессор Владимир Алексеевич Водяницкий - известный советский биолог, много лет возглавлявший Институт биологии южных морей.

На борту научно-исследовательского судна ученые изучали Черное, Азовское и Средиземное моря, Индийский и Атлантический океаны, с научной целью посетили 34 страны и 46 городов.

Капитан дальнего плавания Андрей Широков называет свой корабль маленьким, компактным и "вертким", то есть маневренным. Хотя длина "Профессора Водяницкого" составляет почти семьдесят, а ширина – больше двенадцати метров, по сравнению с некоторыми другими кораблями он действительно кажется небольшим. Например, некоторые рыболовецкие траулеры достигают 150 метров, длина современных атомных ледоколов – 173, а танкеров – 250 метров. Так что по сравнению с ними "Водяницкий" и правда малыш, но со стойким характером: это судно ледокольного класса, способное покорять просторы Северного Ледовитого океана.

-2

В девяностые годы - сложное время, когда многие суда в Севастополе были разрезаны на металлолом – "Профессора Водяницкого" удалось спасти, заключив контракт с частной компанией. Корабль должен ходить в море, иначе он ржавеет и погибает, сказал нам помощник капитана по научно-технической части Виктор Викторович Давыдов. И научно-исследовательское судно было сдано в аренду: на нем так называемые "челноки" плавали за товаром, а научные сотрудники попутно по договору с арендатором производили научные исследования. Но самые худшие времена наступили, когда эти коммерческие рейсы прекратились и корабль два года простоял на приколе. Бездействие для машин смерти подобно. Эту страницу своей истории "люди моря" вспоминать не любят.

Настоящее возрождение судна началось в 2014 году, после возвращения Крыма и Севастополя в Россию: на корабле был проведен ремонт, а в лабораториях установлено новое современное оборудование.

"Повелитель гидрологического зонда"

Виктора Викторовича Давыдова коллеги в шутку называют "повелителем гидрологического зонда". Это сложный комплекс современного оборудования, без которого большинство исследований были бы невозможны: с его помощью берутся пробы воды и донных отложений на разных глубинах.

- Отсюда ведется управление гидрологическим зондом, - Виктор Викторович проводит для нас экскурсию по своим владениям. - Когда мы приходим в нужную точку, первым делом опускаем зонд, делаем так называемый вертикальный профиль.

В воду опускают измерительный блок, по периметру которого находится 12 приборов - батометров. По специальному кабелю информация с него поступает на компьютер в лаборатории.

- Информационная картина, которую дает нам зонд, представлена на графике, - "повелитель зонда" показывает картинку с экрана. Нам она кажется похожей на полотна некоторых современных художников: какие-то разноцветные полосы и пятна в хаотичном порядке. Но для людей науки этот шедевр полон смысла.

- Эти кривые – вертикальное распределение различных параметров. Вот так распределяется температура. Зелененьким – хлорофилл, видите, какой пик получился. Так растворенный кислород меняется с глубиной, а это соленость. Это освещенность, или правильнее, фотосинтезирующая активная солнечная радиация, - объясняет ученый.

Зонд опускают до нужной глубины и затем медленно поднимают. Ученые анализируют данные на цветовом графике и в нужных точках просят закрыть батометр. Таким образом в нем оказывается вода с необходимой научным сотрудникам глубины. И всего таких проб за одно погружение зонда может быть 12 – по числу батометров.

"Видеть" под водой ученым помогает "Супергном" - так называется подводный управляемый осмотровый комплекс, который может опускаться на глубину до 150 метров.

На борту НИС "Профессор Водяницкий" расположено 11 научных лабораторий, оснащенных всем необходимым для работы оборудованием.

Как живут и работают "люди моря" - читать далее...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц