Найти тему
Живая Средняя Азия

Какие религии были запрещены в Риме, кроме христианства?

В результате удачных завоеваний под контроль Рима перешли огромные территории и население, которое там проживало. Казалось бы, это может привести к некоторым трениям на духовной почве. Но квириты, как и большинство древних народов, были склонны к синкретизму в религиозных вопросах, полагая, что на разных языках одни и те же боги носят собственные имена.

Отчасти, так оно и было: северную часть империи населяли индоевропейские народы, которые имели много общего в вопросах культа. Тогда как на юге и на востоке преобладали семиты – у тех тоже были общие боги, да и параллели с римскими можно было найти.

Неудивительно, что в этом плане римляне были довольно терпимы. Многие из них со временем даже стали поклоняться иностранным богам, воспринимая их, как отражение своих собственных. Но это не распространялось на конфессии, враждебные государству или те из них, которые заявляли о своей исключительности.

Поскольку все мы относимся к христианской цивилизации, у нас есть некоторое убеждение, что Римская империя притесняла только лишь один крещеный люд. Ну, может быть, еще иудеев, которые тоже претендуют на репутацию главных всемирных мучеников. Но это далеко не так – в свое время у римлян были на карандаше самые разные религии, и к некоторым из них применяли репрессивные меры.

Власти республики, а потом империи с недоверием относились к любым религиозным практикам, которые были сильно непохожи на их собственные; которые распространялись не во всем обществе, а только среди низших классов; которые приводили к социальным проблемам, росту преступности и бунтам. В частности, по второму основанию, они время от времени применяли меры сдерживания не только к христианам, но и к приверженцам египетского культа Исиды, что имели серьезное влияние на бедняков.

-2

Еще в 186-м году римский сенат запретил вакханалии – мистические обряды, совершаемые в честь Диониса, которого латины называли Вакхом. Каждый, кто устраивал святилища, приходил на собрание вакханок, становился жрецом, принимал их у себя в доме или держал их кассу, должен быть отправлен под суд.

Но причиной являлись не догматические разногласия сами по себе. Через двести лет после этого историк Тит Ливий писал, что проблема не только в том, что на вакханалиях мужчины возлежали с мужчинами. По его мнению, «…никогда еще в государстве не было такого гигантского зла, которое затронуло бы большее число людей или вызвало бы больше преступлений…» Т.е., люди много пили, гуляли и вели себя нехорошо.

В 1-м веке н.э. римское государство боролось против друидов. Император Тиберий был склонен ограничивать их деятельность, а Клавдий вообще их запретил. Эти жрецы подстрекали к бунту кельтские земли, а также являлись сторонниками человеческих жертвоприношений – империя запрещала их в своих владениях. Во время борьбы с восстанием Боудикки правитель Британии Гай Светоний Паулин атаковал в Уэльсе остров Мона (нынешний Англси) за то, что друиды принимали мятежников.

Что-то мне это напоминает))
Что-то мне это напоминает))

Диоклетиан издавал эдикты против манихейства, которое воспринималось, как враждебная Риму персидская вера – ни одно государство не одобрит, если на его территории будет вестись вражеская пропаганда. К тому же, представители этой конфессии выступали против рождения детей, чтобы не обрекать их на все ужасы нашего бренного мира. А империя уже тогда столкнулась с демографическим кризисом.

То есть, каждый раз весь сыр-бор был из-за вопросов общественной безопасности. Некоторые религии запрещались из-за их дестабилизирующего влияния. Что касается иудаизма и христианства, то они, как таковые, не были запрещены. Все дело в том, что государственная религия Рима была тесно связана с культом императора. И почтить его было гражданским долгом каждого человека.

Для язычника это было несложно. Но вера в единого Господа и строжайший запрет на поклонение другим богам приводили к тому, что иудеи и христиане просто отказывались зажечь свечу или принести жертву перед ликом Нерона, Диоклетиана или Калигулы – в римском понимании, это было сравни восстанию. Но если евреи не были склонны обращать в свою веру иностранцев – и поэтому их терпели, то сторонники Христа, напротив, активно привлекали новообращенных. Что считалось Римом социально опасным.

-4

А вот когда христианство стало главной религией Римской империи, его отцы быстро пришли к выводу о необходимости использования силы для обращения всех и каждого в единственно правильную веру. Первые случаи принуждения были зафиксированы еще в конце правления Константина Великого. А при его сыне Констанции сила стала применяться к язычникам повсеместно.