Комитаса рисуют и ваяют всегда исключительно вдохновенным. Собственно, поэтому я им и заинтересовалась. Увидела в Армении его многочисленные статуи и портреты и решила выяснить, кто это.
Комитас Вардапет - один из величайших армянских музыкантов и музыковедов. (Вардапет - это церковный сан, образованный монах, обладающий правом проповедовать и наставлять паству).
Настоящее имя - Согомон Согомонян, он родился в 1896 г. в армянской семье, живущей на территории Османской империи. К 12 годам остался сиротой, за прекрасный голос был отобран для обучения в главном духовном учебном заведении ААЦ, семинарии Эчмиадзина в Восточной Армении.
По её окончании он принял сан монаха, а монашеское имя получил в честь католикоса и поэта VII в. Комитаса Ахцеци.
Комитас, видимо, был чрезвычайно одарённым, чутким музыкантом и обладал тонко чувствующей душой. Он преподавал музыку, изучал её и исследовал. Особое внимание он уделял народной музыке. Ходил по деревням и записывал песни, где только слышал их. Он поставил себе цель доказать, что армянская музыка - самобытна, что она такая вообще есть, свободная от турецких, персидских и других влияний.
Душу народа можно увидеть и понять лишь тогда, когда люди танцуют. Ритм и движение дают представление о народе и о том, что он пережил. А песня показывает интонацию языка. Все они, когда объединяются, показывают истинную сущность людей.
Комитас учился музыке в Берлине, и покорил сначала его, а затем и Париж. При этом не сходил со своего пути: усваивал основы европейской музыки, но опираясь на них, знакомил весь мир с музыкой своей родины. Он собирал хоры из своих соотечественников, учил их и устраивал концерты, читал лекции, писал тематические статьи в европейские газеты и журналы.
Вернувшись на родину, Комитас продолжал свою работу по расшифровке хазов (древних армянских нот), обработке духовных песнопений и сбору песен, и также преподавал музыку в своей семинарии.
Но, как обычно, завистливые коллеги и новое начальство ополчились против вардапета, уже снискавшего себе славу знатоков в Европе (в т.ч. Клода Дебюсси) и любовь простого народа в Армении.
В результате Комитас был вынужден отказаться от сана рукоположенного епископа. И в 1910 г. уехал в Константинополь, чтобы продолжить своё дело.
Работу по сбору народных песен Комитас не оставлял всю жизнь. Он пел их, перекладывал для пианино и писал свою музыку. Он почти расшифровал хазы. Работал над первой армянской национальной оперой "Ануш". Снова создал хор и руководил им, устраивал концерты и читал доклады. Словом, хоть и был оторван от любимой земли, но работал очень активно.
А дальше... дальше пришёл 1915 г., Комитаса, как и весь цвет армянской интеллигенции, проживающий на территории Османской империи, арестовали. От турецких репрессий музыканта успели спасти друзья, они вытащили его из застенок. Но Комитас видел, что творилось вокруг, видел расправу, которую устроили турки над его соотечественниками и друзьями, видел свой разрушенный дом, уничтоженный архив - всё видел.
И сошёл с ума. Хотя некоторые исследователи сомневаются в именно сумасшествии, а приписывают ему посттравматический синдром. Но факт остаётся фактом. Оставшиеся 20 лет Комитас провёл в психиатрических больницах и не написал ни одной ноты.
Вот так. Зато сейчас он "отец-основатель армянской классической музыки". Сейчас его имя везде: в названиях парков и улиц, площадей и даже консерватории. Некрополь деятелей науки и искусств тоже назван его именем.