Найти в Дзене
Полки Безумия

"Женщина в песках" Кобо Абэ - Жизнь в яме экзистенциального ужаса

Честно признаться, я немного устал от ужастиков и пообещал себе, что до конца года не возьму больше в руки ни одного. Ну ладно, возьму, но только, если успею приобрести "Непорочную Пустоту" Ходжа, вышедшую недавно в "Мастерах Ужасов".

В любом случае, у меня всегда есть, что почитать. Например, "Женщина в песках" Кобо Абэ - современная классика, к тому же экранизация по ней когда-то давно даже номинировалась на "Оскар". Я ожидал от книги романтической драмы о непростых отношениях мужчины и женщины, полной философских подтекстов и японского колорита, но получил довольно жуткую историю в стиле Кафки о человеческом бытие и несвободной свободе.

Но сначала о сюжете - одинокий японский учитель в свои законные выходные отправляется удовлетворять интересы своего хобби - ловля и изучение насекомых, в процессе чего забредает в ветхую прибрежную деревушку, где люди буквально существуют на границе бедности, работая лишь за базовые потребности. В деревне его обманом заманивают в убежище некой женщины, которая коротает свои годы на дне песчаной ямы, выполняя элементарный физический труд - выгребает из ямы песок, чтобы он в конец не засыпал и не сломил ее и так хрупкое жилище. И теперь учитель находится в ловушке, аки муравей в воронке муравьиного льва - из ямы так просто не выбраться, по склонам не взобраться, так как песок осыпается, а жители "верха" полностью игнорируют его мольбы.

Вот тут-то я и подумал, что это некая метафора на тяготы семейной жизни, мол, мужчина, пройдя через все стадии принятия, должен понять, что он главный трудяга и помощник женщины, а женщина в свою очередь - отдушина мужчины, которая холит и лелеет вторые рабочие руки. Но все несколько глобальнее, так как у Кобо налицо прослеживается четкое капиталистическое разделение на угнетенных и угнетающих - одни живут на дне ямы, работая не покладая рук, а вторые, живя "наверху", лишь сбывают результаты труда первых, обеспечивая себя большей частью прибыли, а остатки с барского стола кидают как кость голодной псине в виде воды, еды, курева, выпивки и похабных журналов для отвода души.

И попробуй-как выберись из этого порочного круга! Перестанешь работать - лишишься воды и еды, попробуешь обманом подняться наверх, разработав хитрый план - общество осудит и опустит обратно на дно. Так что остается? Только исправно копать песок каждый день, быть "как все" и радоваться тому, что имеешь. К тому же, я думаю, что и песок тут весьма неспроста. Недаром же существует сравнительный оборот "время утекает как песок". Поэтому я считаю, что в целом процесс вычерпывания песка из ямы это аналог траты своего времени на труд ради того, чтобы жить. Да, это далеко не знаменитая сорокинская "норма", но все же что-то очень близкое ей.

"Действительно, труд помогает человеку примириться с бегущим временем, даже когда оно пролетает бесцельно."

А теперь самая мякотка истории - когда после многих месяцев борьбы с системой, учитель наконец смирился и принял свою судьбу бесправного работяги, он все-таки получил возможность выбраться из ямы и вернуться в город, к прежней жизни обычного учителя, стать наконец свободным. Но не стал. И о свободе ли речь? Ведь по сути, жизнь простого человека в городе - та же яма, где каждый черпает свой собственный песок, повторяя изо дня в день одинаковые рутинные действия - приготовить еды, поработать, сделать уборку, сходить в магазин, принять душ - и все за те же базовые потребности в еде, воде, сне. А хобби и увлечения - те же курево и выпивка, способ затуманить свой взор, дабы родная яма так сильно не бросалась в глаза. И как раз женщина у Кобо Абэ - не цель, а именно одно из средств для скрашивания досуга в яме - чисто восточный образ мышления. А чтобы попасть "наверх", нужно как минимум там родиться.

Поэтому у кого-то есть работа, которую надо выполнить, у кого-то есть кредит, который надо выплатить, у кого-то есть дети, которых надо вырастить и воспитать, но всех их объединяет яма, из которой не выбраться. Единственное, чего я не понял, это позиции автора по данному вопросу. Осуждает ли он такой образ жизни или наоборот, призывает всех стать рабами господ на самом примитивном уровне, ведь разницы-то особо для него и нет, непонятно.

Ну что, еще чувствуете себя свободными? Говорите, имеете право на отпуск? Да-да, вот ваши 28 календарных дней и полезайте обратно, где и проведете остаток своих трудовых будней.

"Правда, если вдуматься, нет никакой надежды, что представится случай когда-либо каким-либо способом выбраться отсюда. Но ведь не исключено, что можно привыкнуть просто к ожиданию, лишенному всякой цели, а когда кончится время зимней спячки, окажется, что свет ослепил тебя и ты и не можешь выйти наружу. Говорят ведь: нищий три дня – нищий навсегда…"

А вы как думаете?

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.