Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Блондинка за углом" (СССР, 1984) и "Шофёр поневоле" (СССР, 1958): "за" и "против"

Блондинка за углом. СССР, 1984. Режиссер Владимир Бортко. Сценарист Александр Червинский. Актеры: Татьяна Догилева, Андрей Миронов, Марк Прудкин, Евгения Ханаева, Елена Соловей, Анатолий Сливников, Баадур Цуладзе, Анатолий Равикович, Алексей Жарков, Сергей Бехтерев, Павел Кадочников и др. 24,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Бортко за свою творческую карьеру поставил 18 полнометражных фильмов и сериалов. Самой популярной его картиной была и остается блестящая экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» (1988). Но это телевизионный фильм, как, впрочем, и экранизации «Идиота» и «Мастера и Маргариты»… Что же касается фильмов Владимира Бортко, демонстрировавшихся в кинопрокате, то здесь комедия «Блондинка за углом» – его самая кассовая работа, вошедшая в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Есть такая известная история – о человеке, «умеющем жить». О человеке, который добивается своей цели во что бы то ни стало. Старая достаточно история, но все равно не забытая. И в жизни и в искусстве.

В комедии Владимира Бортко «Блондинка за углом» эта история приобрела фарсовый, гротескный оттенок. Итак, сильная, «пробивная» женщина «учит жизни» слабого мужчину, поражая его изысканными деликатесами, роскошными саунами и прочими соблазнительными вещами...

В фильме есть немало удачных, смешных эпизодов. Жаль, что цензура испортила авторский замысел скучными «интермедиями» – назидательными песенками, вклинивающимися в сюжет, – исказила финал картины и т.д.

Так что в целом, несмотря на участие талантливых актеров, «Блондинка...» напоминает птицу с подрезанными крыльями – то и дело она пытается подпрыгнуть, и даже иногда, хоть и низко над землей, пролетает несколько метров, но, увы, взлететь по-настоящему не может...

Перед выходом в массовый прокат «Блондинка за углом» была безжалостно изрезана цензурой, но даже в таком сокращенном виде (дополненном назидательными песенками в исполнении А. Миронова) она собрала 24 млн. зрителей. И многим зрителям очень понравилась Наденька в искрометном исполнении Татьяны Догилевой, и они вместе с ней жалели астронома–недотепу в исполнении Андрея Миронова…

Киновед Александр Федоров

В год выхода фильма в прокат кинокритик Феликс Андреев (1933-1998) на страницах «Советского экрана» писал, что в комедии «Блондинка за углом» видно «стремление авторов коснуться острой, узнаваемой темы. Непорядки в сфере обслуживания, нравы пусть и небольшой части громадной армии работников этой самой сферы, подвергаемые сатирическому обличению, вызывают, как правило, живой отклик и сочувствие. В трагическое противоречие, пагубное для «легкого» комедийного жанра, вступают здесь гротесковость замысла с прямолинейной, а местами попросту лобовой режиссурой. Это противоречие не в силах преодолеть участие очень хороших актеров Татьяны Догилевой, Андрея Миронова, Елены Соловей, Марка Прудкина. Евгении Ханаевой. Невероятное здесь, совершенно очевидно, понадобилось драматургу для того, чтобы весело, с выдумкой подвергнуть осмеянию и, разумеется, осуждению мир современного мещанства, обладателей престижных ценностей. Однако отсутствие чувства меры порождает сюжетные и смысловые сбои, некую клочковатость и разностилье всего киноповествования. Тут соседствуют вроде бы вполне реалистические сцены с эпизодами, в которых ощущаются потуги на гротеск. Свадьба юной главной героини—продавщицы универсама—эдак персон на пятьсот, показанная весьма реалистически, с размахом и подробной демонстрацией экзотических угощений, неожиданно и абсолютно немотивированно прерывается бегством жениха. Он, как и в некоем анекдоте, сбрасывая с себя по пути одежды, купленные ему, видимо, на нетрудовые доходы невесты, несется по улицам большого города. Что привело его к подобному «озарению», вообще–то до конца не понятно никому, в том числе и ему самому. Ведь в самом финале картины видим мы бывшего жениха где–то на Крайнем Севере, а рядом с ним — бывшая невеста, судя по всему, произведенная авторами ленты в его жены, качает на руках очаровательного младенца. Все это порождает ощущение тяжеловесности, противопоказанной жанру» (Андреев, 1984: 11).

Видимо, прав киновед Виктор Филимонов: «в перспективе время открыло положительную сторону характера оборотистой Наденьки. Она со своей предприимчивостью и склонностью к самообогащению была гораздо более опасна для социалистической системы, нежели ее духовный оппонент Порываев. Деятельность Наденьки открывает перспективы частной инициативы в упрочении материального положения граждан, в то время как Порываев от этой инициативы уводит в неопасное для системы бессребреничество, которое, кстати говоря, той же системой культивировалось. Время переставило акценты, и за внешней фабулой картины Бортко открылся прямо противоположный ей сюжет, гораздо более сложный и глубокий в смысле своего социально–исторического и культурного содержания» (Филимонов, 2010: 84).

Но вот именно эта сторона фильма и сегодня вызывает негативную реакцию у части аудитории, ностальгирующей по «правильным» социалистическим временам:

«Смотреть стыдно на общество торгашей, воровавших … у нас же самих. А мы все тогда – это тот самый нервный покупатель, что тоже должно смешить было. … Фильм вызывает желание поскорее выключить телевизор» (А. Николаевич).

«Фильм встал в один ряд с прочими проектами КГБ–МВД ("Противостояние", "ТАСС уполномочен заявить" и так далее) направленными на осторожную, исподволь, дискредитацию советской системы. Мне потому сейчас и смешно слушать г–на Бортко, как он разоряется на капээрэфовских собиронах… А он сам своими фильмами (за госсчёт) работал на слом советской системы» (Тимур).

Киновед Александр Федоров

-2

Шофёр поневоле. СССР, 1958. Режиссер Надежда Кошеверова. Сценаристы Сергей Михалков, Климентий Минц. Актеры: Антоний Ходурский, Мария Миронова, Сергей Филиппов, Лилия Гриценко, Пётр Алейников и др. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

…Некий начальник главка едет из столицы на собственном авто с собственным шофером, и на пути его ждет немало забавных приключений…

Советская кинокритика отнеслась в «Шоферу поневоле» без восторга.

Вот что писал о ней, например, Рудольф Славский: «Авторы выстроили драматургическую ситуацию, открывающую широкий простор для забавных остранений и комедийной выдумки. Почему же, зададим себе вопрос, встреча зрителей с героями произведения попу­лярных комедиографов оказалась неинтересной? … Режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Шо­фер поневоле» не смогли, или не захотели, воспользовать­ся столь благодатной драматургической ситуацией. Пригла­сив на роль Пастухова хорошего, но не комедийного ак­тера, режиссура лишила главного героя — шофера понево­ле — юмористических черт. Таким образом, создатели фильма проиграли в главном — в комизме. Знакомясь со сценарием, видишь целую цепь упущенных комедий­ных возможностей. А порой и смысловых. … А у режиссера получилась довольно пресная история, включающая несколько юмористических деталей о мелких дорожных неурядицах автомобилиста. Произошла, в сущности говоря, жанровая переакценти­ровка. Вместо веселой, почти эксцентрической комедии, зри­тели получили еще один серый фильм» (Славский, 1964).

Но некоторые зрители любят комедию «Шофёр поневоле» довольно пылко: «Отличная игра актеров, добрый юмор. Комедия для отдыха» (Г. Андреева). «Шофер поневоле» можно смотреть бесконечно! Особенно поражает игра С. Филиппова. Получаешь настоящее удовольствие!» (О. Кораблева).

Но есть, конечно, и отрицательные отзывы: «Актёры великолепные, только ради них можно смотреть. Но сам фильм неинтересный, откровенно слабый» (И. Лютце).

Киновед Александр Федоров