Маленький отрывок из недавней консультации, прошедшей в форме интервью:
– Что даёт детям знание букв, знание алфавита?
– Даёт просто знание букв, т.е. их названия в определённой последовательности, не более того. И то при простом перечислении в 8 случаях из 10 – неверные. Акцент на узнавании букв очень тормозит скорость обучения чтению, запутывает дошкольников, усложняет путь детей к чтению, и уже через пару лет алфавит остаётся в памяти в виде "ЁКЭЛЭМЭНЭ, ОПЭРЭСЭТЭ"…
Думаю, именно из-за этого многие учителя начальных классов не рекомендуют учить читать детей до школы, ведь им потом работать с последствиями....
– Так значит, алфавит давать не надо?
– Обязательно надо, ведь знание алфавита родной речи – основа культуры человека, которое имеет ещё и практическое значение в жизни.
Вопрос в том, когда и как к нему подходить. Мы, по рекомендации Н.А.Зайцева, прикасаемся к нему уже после того, как появился стойкий навык чтения, делаем это бережно и... весело. В пособии «Кубики Зайцева» есть отдельная таблица, на которой есть порядок расположения и правильные современные научные названия букв (как говорят детки, их «имена»). Алфавиты написаны разными шрифтами, поются на разные мелодии.
– Что даёт дошкольникам, не умеющим читать, знание звуков, умение делать фонетический разбор слова?
– Гарантированную безграмотность. Об этом результате «раскачки фонематического слуха» хорошо говорит известный психолог Людмила Аполлоновна Ясюкова. Посмотрите её лекции в интернете и мою статью "А надо ли учить детей читать до школы".
– Что даёт детям знание складов?
– Начнём с того, что складом мы называем одну или две буквы: сочетание согласной с гласной, с Ь/ Ъ. Это наименьшая единица прочтения, одно мускульное усилие.
В голове дошкольника ЗЕ не разбивается на З и Е и не собирается потом заново в ЗЕ, З не смягчается... Для ребёнка это просто ЗЕ.
Склад является кирпичиком в здании слова и создаёт основу для освоения навыка чтения тем детям, которым удобно складывать слово из частей, как картинку из пазлов, и не имеет смысла для тех, для кого чтение зиждется на воображении, на смысле слов, особенно на начальном этапе. Для таких детей даже узнавание складов (про знание букв и не говорю) не имеет ничего общего со словом. У них чтение – это звуковое воспроизведение написанного текстом, понятного по смыслу, слова. Этот образ автоматически связывается с переживаемыми в этот момент эмоциями ("Как дети учатся читать")...
– Что даёт детям навык слияния?
– Он даёт логику формирования складов с точки зрения взрослого человека. Ребёнку это может быть интересно в том случае, если он начал учиться чтению после 7-9 лет, когда левополушарное (логическое) мышление начинает довлеть над правополушарным (творческим)...
Малыш же всё равно просто запомнит, как выглядят все склады русского языка, а мы, взрослые, будем уверены, что он научился быстро сливать согласную с гласной.
Вот интересно, когда вы читаете эти строки, вы тоже быстро-быстро сливаете согласные с гласными или думаете о смысле написанного?
Гораздо наглядней и полней (при этом абсолютно ненавязчиво) ребёнок прочувствует логику формирования складов, играя с кубиками и таблицами из пособия «Кубики Зайцева».
Обучение слиянию в традиционном виде совершенно бесполезно (подчас даже вредно), но до боли знакомо, ведь через него прошло не одно поколение наших родителей... Отказаться от привычного, идущего с детства, всегда очень сложно.
– А что даёт деление слов на слоги?
– Начнём с понимания, что такое слог. Все мало-мальски понятные объяснения касаются склада, который теперь стали называть слогом. Но склад и слог – это разные понятия. Склад не может состоять из трёх и более букв, а слог может вместить в себя 8 и даже больше букв, например, слово-слог ВСКОЛЬЗЬ. Систематизированную таблицу всех слогов в русском языке составить невозможно, а вот складов – легко. Она и представлена в вышеупомянутом пособии.
Принципы слогоделения, в отличии от складов, весьма размыты и неоднозначны…
– Так что, получается, что слоги вообще не нужны?!
– А что вы сами думаете по этому поводу?
– Ну, насколько я понимаю, делить слова на слоги нужно, чтобы научиться переносить слова…
– Давайте попробуем разобраться на практике… Где можно поставить знак переноса в слове «сестра»?
– СЕ-С-Т-РА, в любом из обозначенных мест.
– Верно. Поздравляю! Вы только что перечислили все 4 склада, из которых состоит это слово.
Скажу больше: правила переноса и слогоделения совершенно не совпадают.
Судите сами: делим на слоги следующие слова: «объяснить», «виться» и «жмётся». Получается: О-БЪЯ-СНИТЬ, ВИ-ТЬСЯ, ЖМЁ-ТСЯ. А теперь отмечаем в этих же словах все переносы: ОБЪ-ЯС-НИТЬ, ВИТЬ-СЯ, ЖМЁТ-СЯ.
Ощущаете разницу?
Будем дальше запутываться сами и запутывать детей? Думаю, уже более чем достаточно…
Задача у нас самая простая: дать возможность детям, без заводящей в тупик информации, во́время для них научиться осмысленно читать в естественном темпе, что и послужит основой для грамотного письма.
Но это уже тема для следующего разговора…
*******************************
Запись на онлайн-курсы для родителей и педагогов по методикам Н.А.Зайцева здесь:
1. «Чтение, письмо и математика» для дошкольников ,
2. «Любимый русский» для школьников .
Смотрите, читайте, подписывайтесь, лайкайте и комментируйте нас и здесь: