Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Черноморочка" (СССР, 1960), "Я встретил девушку" (СССР, 1957) и "Соло для слона с оркестром" (CCCР–ЧССР, 1976): "за" и "против"

Я встретил девушку. СССР, 1957. Режиссер Рафаил Перельштейн. Сценарист Елизавета Смирнова. Актеры: Асли Бурханов, Роза Акобирова, София Туйбаева и др. 25,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Рафаил Перельштейн (1909–1978) за свою творческую карьеру поставил всего четыре полнометражных игровых картины, из которых в тысячу самых популярных советских кинолент вошли музыкальная комедия «Я встретил девушку» и шпионская драма «Человек меняет кожу».

Увы, мне не удалось найти никакой информации о том, почему кинокарьера Рафаила Перельштейна резко оборвалась в 1960 году, и что он делал в последние двадцать лет свой жизни…

Замечательный голос главной героини этой комедии нравится всем в городе, и у нее растет число поклонников…

В «Истории советского кино» отмечалось, что несмотря на то, что картина «Я встретил девушку» «грешила некоторой декоративностью, она в целом удачно использовала возможности жанра лирической комедии» (История советского кино. Т. 4. М., 1978. С. 260).

Зрительский успех таджикского фильма «Я встретил девушку», где не было известных актеров, выдающейся драматургии и режиссуры, на мой взгляд, во многом объясняется музыкальными номерами и яркими красками и общей «оттепельной» атмосферой доброжелательности, которая сложилась во второй половине 1950–х в советском развлекательном кино.

Об этом говорят и отзывы нынешних зрителей:

«Замечательное советское кино! Фильм будит добрые воспоминания детства, в местном клубе авиагородка его крутили лет десять, собирая полные залы, а по радио и на улицах ещё лет двадцать распевали "Я встретил девушку ..."» (Танюша).

Киновед Александр Федоров

-2

Соло для слона с оркестром. CCCР–ЧССР, 1976. Режиссер Ольдржих Липский. Сценаристы: Морис Слободской, Олдржих Липский, Яков Костюковский, Милош Мацоурек. Актеры: Наталья Варлей, Евгений Леонов, Ива Янжурова, Иржи Совак, Леонид Куравлёв, Александр Леньков, Юрий Волынцев, Савелий Крамаров, Алексей Смирнов, Павел Винник и др. 24,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Олдржих Липский (1924–1986) поставил 13 развлекательных фильмов («Адела еще не ужинала», «Да здравствуют духи!», «Тайна Карпатского замка» и др.), из которых советским зрителям особенно запомнился пародийный «Лимонадный Джо» (1964).

Снятая по сценарию драматургов лучших гайдаевских комедий Морис Слободского и Якова Костюковского, цирковая музыкальная комедия «Соло для слона с оркестром» имела успех – как у советских, так и у чешских зрителей.

Сегодняшние зрители вспоминают эту комедию с удовольствием:

«Отличный фильм. Можно смотреть в любом возрасте. … Были же мастера!» (Слава).

«Прекрасный, легкий, незаслуженно забытый музыкально–развлекательный фильм! Как приятно увидеть наших горячо любимых артистов… Отличные цирковые номера, наша гордость – советский цирк!» (Маргуша).

Киновед Александр Федоров

-3

Черноморочка. СССР, 1960. Режиссер Алексей Коренев. Сценарист Евгений Помещиков. Актеры: Светлана Живанкова, Владимир Земляникин, Константин Кульчицкий, Олег Борисов, Дмитрий Франько, Дая Смирнова, Юрий Сарычев, Николай Яковченко, Сергей Мартинсон, Тамара Носова и др. 24,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алексей Коренев (1927–1995) поставил 13 фильмов, большинство из которых были комедиями. Самая его популярная у зрителей работа – это, конечно же, телевизионная «Большая перемена», но две его кинокомедии («Акселератка», «Черноморочка») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Симпатичная Софийка любит петь и хочет стать певицей, но ее ухажер считает, что это несерьезно…

В год выхода музкомедии «Черноморочка» в прокат она оказалась легкой и беззащитной мишенью для советских кинокритиков:

«Монументально, помпезно, сверкающе — только исчезло обаяние и простота искусства, создаваемого народом. Недавно мы увидели тому наглядное подтверждение, правда, не на сцене, а на киноэкране, в фильме «Черноморочка» (Игнатьева, 1960: 143).

«Такие картины, как «Годы молодые», «Черноморочка» … выда­ют дешевую побрякушку за эстети­ческий идеал, формируют у части зрителей ложные представления о прекрасном» (Капралов, 1960: 6).

Низкий художественный уровень «Черноморочки» не поленился отметить даже философ Валентин Толстых (1929–2019), утверждая, что эта одна из «самых грустных творческих неудач под сенью капризной музы комедии… [стала] притчей во языцех и в критике, и у взыскательных зрителей» (Толстых, 1965: 249).

Даже спустя 15 лет после выхода это дебютной Алексея Коренева киновед Иван Корниенко (1910–1975) продолжал борьбу с «дурным вкусом», напоминая, что «Королеву бензоколонки», «Годы молодые» и «Черноморочку» «пресса встретила суровой критикой».

А вот современные зрители эту незамысловатую комедию со смешным С. Мартинсоном в роли джазмена–неудачника по–прежнему любят: «Лёгкий, добрый и весёлый фильм» (В. Волкова). «Песни чудесные, и, конечно, Светлана Живанкова и Олег Борисов практически "сделали" этот фильм» (Ёж).

Киновед Александр Федоров