«Русская математика» - так называется методы изучения математики, применяемые в СССР (а также в Российской империи до, и в России после). И сегодня «русская математика» набирает бешеную популярность в США, у более-менее состоятельных родителей принято нанимать детям репетитора по «русской математике» или записывать на специальные программы и факультативы, где математика изучается непременно «по-русски».
Репетиторы из республик бывшего СССР идут нарасхват, стоимость одного часа варьируется от 30 до 50 долларов, причем заниматься с детьми можно онлайн, не выходя из дома. Про успехи «русской математики» пишет Wall Street Journal, в ютуб полно уроков по умножению по-русски (т.е. «в столбик» по-нашему). Американские эксперты в области образования вещают о преимуществах русских методов в математике.
Итак, чем же отличается «русская математика» от нерусской?
Во-первых, детей учат, что одну задачу можно решать несколькими методами и учат находить наиболее короткий путь. Этому, оказывается, учат далеко не везде.
Во-вторых, детей учат использовать абстрактное мышление (если дословно переводить на английский, то обычно говорится о мышлении на абстрактном и конкретном уровне); включать логику при решении задач, а не проводить обычные вычисления. Вот пример:
Решите примеры b и c, используя пример а:
634 — 182 = 452
b. 635 — 182 = ?
c. 635 — 181 = ?
В-третьих, «русская математика» предполагает движение от простого к сложному с хорошей выверенной методологией. Например, сначала мы изучаем сложение и вычитание, потом – умножение и деление, незабываем про практическое применение навыков, вычисляем площади, используя эти четыре метода; такая же схема при изучении тригонометрии и других более сложных разделов.
В-четвертых, «русский математик» не боится давать детям сложные задачи и заставлять над ними пыхтеть. Он не будет сразу помогать, если у ученика не получается. Он не поставит всем хорошие оценки. Он может влепить двойку, и сохранять спокойствие, даже если ученик начнет расстраиваться и плакать. Может его взбодрить фразами типа: «у многих сначала не получается», «ничего, в следующий раз подучишь, и у тебя все получится, ты способный». Но он не отменит двойку. «Русский математик» показывает, что учение – это не всегда легко, а иногда даже тяжело. А может быть и очень тяжело. Такое вот ноу-хау. «Русские математики» суровы как белые медведи в заполярье.
И на этом месте не могу не сделать краткое лирическое заключение. Выразить свой крик души. Первая, хоть и немного шатающаяся экономика мира приходит к нашим методам обучения, в частности к осознанию того неподъемного факта, что обучение может быть тяжелым, и что там даже могут быть слезы. А у нас, что в высшем образовании, что в школе тренд на «интересно», «интерактивно», с бубном и плясками. Я вообще люблю составлять интересные лекции, неоднократно участвовала и в «Университетских субботах» для школьников, образовательных грантах с целью популяризации гуманитарных и социальных наук от Департамента Москвы, зарубежных образовательных грантах Erasmus+. Недавно вышла в финал конкурса «Лучший лектор РУДН», правда, призового места так и не получила. Когда интересно и весело – это хорошо, но так не может быть постоянно. Учение – это труд, местами – тяжелый труд. Почему мы сейчас бежим от этого, когда американцы готовы платить за такой подход? Эффективное обучение просто не может быть только лишь интересным и веселым, оно ДОЛЖНО быть и тяжелым. А у нас то оценки в первом классе убирают и всем лепят эти смайлики, звездочки и флажочки, то двойки чуть ли не до пятого класса никому не ставят, чтобы дети не расстроились. Стресс бывает и в учебе, к этому нужно дозированно приучать. А то половину начальной школы ребенок получает флажочки и улыбки, потом 5-4, 3 – когда наворотил ошибок, а потом в 4 или 5 классе – двойку. Стресс и паника у всей семьи, а потом и у учителя, когда к нему придет делегация в составе мамы, бабушки и двоюродного дядюшки.
Вот так, начала за здравие, а закончила «за державу обидно».