Найти тему
Живопись

Художник Николай Милиоти: река жизни

Милиоти Н.Д., «Прибытие на бал», 1929, холст, масло, 60,5 х 54 см, частное собрание»
Милиоти Н.Д., «Прибытие на бал», 1929, холст, масло, 60,5 х 54 см, частное собрание»

Жизнь Николая Милиоти

похожа на воду во всех ее состояниях. Она начала свое робкое движение из семейного родника, в котором смешались горячая греческая кровь и степенный дух купеческого предпринимательства, предания о византийских предках и военные традиции дворянства.

Милиоти Н.Д., «Вечерний праздник», 1903, холст, масло, 120 х 117 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Милиоти Н.Д., «Вечерний праздник», 1903, холст, масло, 120 х 117 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Этот ручеек струился, впитывая, словно капли дождя, – детские впечатления от изумительных картин мастеров Ренессанса, увиденных во дворце князя Голицина. От них осталась любовь к сюжету рождения Венеры, который художник воплощал на своих полотнах в разных стилях, цветовых гаммах и в память об острове Милос. Здесь когда-то жили его предки, и здесь древние мастера воплотили в мраморе облик прекрасной античной богини.

Милиоти Н.Д., «Поцелуй», 1928, картон, масло, 64 х 54,5 см, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Поцелуй», 1928, картон, масло, 64 х 54,5 см, частное собрание

Опыт учителей

Жизнь тонкими струйками шустро обегала преграды на пути, захватывая в свой поток знания и опыт, полученные от учителей-художников – Константина Коровина, Валентина Серова, Леонида Пастернака, историка Василия Ключевского, у которого Николай учился в Московском университете.
В это течение вовлекались друзья и единомышленники – участники кружка Павла Кузнецова, с которыми художник организовывал выставки, объединения «Голубая роза» и «Мир искусств». Молодые символисты считали, что «Искусство вечно, едино и свободно». Его источник – душа, а инструмент – свободный творческий порыв. И создавали новаторские, спорные, но по-своему прекрасные работы.

Милиоти Н.Д., «Галантное празднество, 1905, холст, масло, 53 х 55,5 см, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Галантное празднество, 1905, холст, масло, 53 х 55,5 см, частное собрание

Сергей Дягилев

Водовороты революции 1905 года разбили ровное течение жизни, загромоздили его обломками несбывшихся надежд и разрушенных планов. Известный антрепренёр и покровитель талантов Сергей Дягилев помог художнику вернуться в широкое русло творчества и направил его… в Европу. Картины Милиоти «разошлись» по зарубежным выставкам, «разбежались» по частным коллекциям и музеям. Слава и безбедная жизнь позволили Николаю, не отвлекаясь на поиск средств существования, искать свою «форму линии». А влияние Дягилева увлекло его театральностью сюжетов и приемов их раскрытия.
Свобода и влюбленность в музыку цвета у живописца воплощались в загадочных образах, в пейзажах-«миражах» и феериях, где краски рассыпались по холсту будто брызги воды, окрашенные радугой в неуловимо-переливчатые цвета. Сквозь эту полупрозрачную занавесь угадывались силуэты прекрасных дам и галантных кавалеров.

Милиоти Н.Д., «Пьеро и смерть», 1913, холст, масло, 61 x 47 см, Краснодарский художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Милиоти Н.Д., «Пьеро и смерть», 1913, холст, масло, 61 x 47 см, Краснодарский художественный музей имени Ф.А. Коваленко

«Куртуазный маньеризм»

Милиоти жил в своей «эпохе фижм и париков», воспевая «куртуазный маньеризм» не в стихах, но в прозе живописи. Он восхищался Врубелем, искал своего Демона и создал «Ангела печали», соединяющего в безмолвном полете мрачную бездонную воду и полыхающий бликами огня берег. Этот образ стал для него символом Первой Мировой, на которую был призван в чине прапорщика.

Милиоти Н.Д., «Три нимфы», 1902, холст, смешанная техника, 230 х 290 см, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Три нимфы», 1902, холст, смешанная техника, 230 х 290 см, частное собрание

Он, награжденный четырьмя орденами за храбрость, выбрался из пропахшего кровью и порохом смертельного потока в 1917 году. В прошлом остались «прекрасные дамы» в пышных кринолинах и страницы дневника, заполненные военными рисунками. Бурное наводнение революции неумолимо несло в будущее – неизвестное, полное подводных камней и опасных скал.

Милиоти Н.Д., «Пастораль»,1905, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Милиоти Н.Д., «Пастораль»,1905, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Водопад»

Его «Водопад», написанный в 1917-м, на сломе эпох и стилей, еще радует глаз жемчужными нитями падающих струй и изумрудным убранством деревьев. В пестроте красочных мазков угадываются силуэты и улыбающиеся лица двух женщин, похожих героинь итальянской комедии масок. Строгое и изящное платье Изабеллы сливается с синим серебром камней, а пестрая юбка Коломбины плавно «перетекает» на цветочную поляну. Картина «дышит» покоем, но беспокойная вода уже готовится захватить мирный берег.

Милиоти Н.Д., «Хоровод»,1906, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Милиоти Н.Д., «Хоровод»,1906, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Эмиграция

Художник пытался принять Советскую власть, найти свое место в новом – «красном» мире. Но увиденное и пережитое заставило его изменить течение своей жизни и уехать в эмиграцию, как ему казалось – ненадолго, но как оказалось – навсегда оставляя родной берег, семью и надежды.
Он задержался в Константинополе, оттуда перебрался в Софию, где смог вернуться к живописи и выставочным показам своих творений. И, наконец, Берлин, где ждала его не слава, но муки сомнений и образ темного, равнодушного, жуткого и неумолимого призрака – забвения. Переезд в Париж, встреча с Федором Шаляпиным и Сергеем Дягилевым вернули ему вдохновение, а персональная выставка картин в Филадельфии – новый взлет популярности и переезд в Америку, где за его портретами выстраивались «очереди из миллиардерш».

Милиоти Н.Д., «Женский портрет», 1929, холст, масло, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Женский портрет», 1929, холст, масло, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Бабушка Томаса», 1952, холст, масло, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Бабушка Томаса», 1952, холст, масло, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Портрет женщины с красными бусами», 1933, картон, масло, 83 х 63 см, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Портрет женщины с красными бусами», 1933, картон, масло, 83 х 63 см, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Портрет писателя Андре Моруа»,1930, холст, масло, частное собрание
Милиоти Н.Д., «Портрет писателя Андре Моруа»,1930, холст, масло, частное собрание

Но он вновь переплыл океан, оставив позади блаженный комфорт почитания и неиссякаемый источник доходов, и вернулся в Париж. Рисовал портреты Шаляпина, Толстой, Бенуа, Тэффи, Андрэ Моруа и других представителей творческой элиты. Создал сотни картин и рисунков, передавал свой опыт молодым художникам, терял друзей и продолжал вести дневник.
Его уходящая жизнь походила на старый пруд в заброшенной барской усадьбе. Его славное прошлое растворялось в безмолвии воды, спрятанной под толстым слоем тины забвения. И казалось, что яркий, но забытый живописец исчез бесследно. Но дети и внуки вернули его имя, дневники, картины, рисунки и память о нем.

Милиоти Н.Д., «В парке», 1900-е, холст, масло, 65 x 54 см, Государственная третьяковская галерея, Москва
Милиоти Н.Д., «В парке», 1900-е, холст, масло, 65 x 54 см, Государственная третьяковская галерея, Москва

«Жизнь не остановится после нашего исчезновения»

«Жизнь не остановится после нашего исчезновения», – считал художник. И он продолжает жить в своих удивительных работах, представленных в Третьяковской галерее на выставке «Николай Милиоти. Избранное» (03.10.2023 — 10.03.2024, Москва, Лаврушинский переулок, 10).

Милиоти Н.Д., «Автопортрет», 1912, холст, масло, Государственная третьяковская галерея, Москва
Милиоти Н.Д., «Автопортрет», 1912, холст, масло, Государственная третьяковская галерея, Москва

🎯 Автор: Юка. Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!