Совершенно случайно узнала (прочитала), что почти все книги под авторством Станиславского на обложках написали его потомки!
Недавно у нас на лестнице, у почтовых ящиков, увидела кем-то выброшенную толстенную книгу. Имя автора мне было незнакомо, зато упоминалось имя известнейшего режиссера, а в предисловии сообщалось, что речь пойдет о Системе Станиславского, его учениках и последователях. И хотя мои интересы далеки от театра и актерского мастерства, вдруг захотелось прочитать хотя бы несколько глав этой необычной книги. Прочитать и познакомиться с пресловутой Системой, про которую «знают все»!
Система Станиславского – миф или все же система?
Вступая на рассмотрение этой зыбкой для себя темы, еще раз скажу, что я далека от театрального искусства, как от Марса - разве что изредка бываю в театрах как зритель. Потому, если сюда случайно заглянут театральные критики-обозреватели и захотят что-то поправить в моих заключениях, только скажу спасибо. Но безусловно, словосочетание "Система Станиславского" мне, как и всем современникам, хорошо знакомо. Однако смутное представление о ней всегда уводило меня в системам, известным со школьных и институтских времен. К системам я отнесла бы и таблицу элементов Менделеева, и систему решения диффуравнений, и даже систему правил дорожного движения. В общем, это любые схемы, действуя по которым люди получают ожидаемый - одинаковый - результат. Нечто похожее я представляла и тогда, когда слышала словосочетание «Система Станиславского».
Замечу, что я прочитала всего одну книгу - ту, что нашла у почтовых ящиков, - где подробно рассматривается Система, поэтому мои выводы могут быть приблизительны. Но, читая эту книгу - «Мастерство актёра: Станиславский, Болеславский, Страсберг» автора Сергея Черкасского, я поняла, что известная Система, которая у всех на слуху – это красивый миф, а вовсе не система! Кстати. Сам автор книги Черкасский допускает, что это собрание подходов, идей, тезисов, методов актерской работы режиссера Станиславского можно назвать Системой, хотя это и не очевидно. Однако, прочитав эту книгу, я системы не увидела.
Всё же какое-никакое представление о Системе я почерпнула из книги Сергея Черкасского. Что же лежит в ее основе?
В общем и целом, это подборка приемов и методов, чтобы в итоге актер мог хорошо сыграть роль. Однако эта подборка не была определена раз и навсегда. Методика изменялась в течение жизни Станиславского, и та, что была создана в 10-е годы прошлого века сильно отличалась от его же методик в 30-е годы.
Основные составляющие Системы Станиславского
В книге Черкасского они представлены так:
В 10-е годы Система состояла из следующих элементов (три направленности):
- Аффективная память (память по личным воспоминаниям и переживаниям)
- Тренинг Йоги (связь душевной субстанции с Космосом, с Мировой душой). Работали с Праной, пересылали ее друг другу с кончиков пальцев. И все бы хорошо, но в советское время это направление не приветствовалось, а потому и в более поздних публикациях этот этап замалчивался.
- И работа над телом: мышечная свобода, техника речи и прочее.
В общем, шла попытка установить связи между законами природы и ремеслом. Этот симбиоз схож с писательством. Когда одни авторы считают, что им достаточно следовать внутреннему наитию (законам природы), а ремесло – это для графоманов.
Однако на примере актерства очевидно, что для создания полноценной роли нужно и природное, и техническое.
В книге рассматривается такой пример. Актрисе при при подготовке роли предлагалось:
- - вначале вспомнить свои похожие жизненные обстоятельства;
- - затем оживить свои чувства через эту всю йогу-психологию;
- - и наконец начать создавать сценические детали:
Вариант сценических деталей: «Ценность жизни – взглядом, горе – всхлипом, радость – внезапным криком».
Другие режиссеры, работающие со Станиславским в его Студии, пытались внедрить свои авторские приемы. Кто-то был склонен создавать сказочность, кто-то подчеркнутую театральность. Так что каждый режиссер, по сути, создавал свою Систему.
Однако всех их объединяла работа над телом, техника актерства. Почти во всех студиях и театрах проводились балетные классы, особая гимнастика, фехтование, пластика, приемы мимики. Были часы работы над речью и вокал. Здесь предлагаю вспомнить писательское: построение сюжета, создание кульминации, образ персонажа, речь героев. Впрочем, и в современных схемах описание Системы похоже на Архитектонику любой книги.
К такой архитектонике продвигалась и изначально рожденная Станиславским Система. И к 30-м годам прошлого века с ней произошли основательные метаморфозы. Сдвинулся главный элемент Системы.
На первое место выдвинулся принцип Сквозного действия, сверхзадача актера. Отошли на задний план и Аффективная память, само слово Аффективная заменилось на Эмоциональная. А теперь она уступает свое место технике Актера. То есть актеры перестали разделять процесс переживания и процесс воплощения, а посчитали это единым процессом. В итоге образовалась совсем другой конгломерат, образующий всё ту же Систему. Но по-прежнему найти описание Системы в виде компактной схемы вряд ли получится.
Главное же преимущество толстой книги Черкасского в том, что на ее страницах дан развернутый портрет самого великого человека: актера и режиссера Константина Станиславского. А также еще двух известных в определенных кругах режиссеров прошлого: Болеславского и Страсберга.
И все же я пыталась узнать, когда и как сам Станиславский, говоря современным языком, презентовал свою Систему!
Что написал сам Константин Станиславский о своей Системе?
Оказалось, что в течение 25 лет активной режиссерской работы Станиславского на русском языке цельного описания системы, сделанного самим автором не было. То есть развитие Системы – будем ее называть так, раз название прижилось в мировой и отечественной практике - прижилось в рабочей актерской среде, но описания ее нигде не существовало. Существовали лишь разрозненные записи.
Известно, что в 1907 году Станиславский изложил общие размышления об игре актеров в журнале «Русский артист». И он успешно отрабатывал с актерами какие-то элементы, приемы, этюды при создании роли. Впоследствии ученики сами становились режиссерами, и обучая артистов игре, говорили, что опираются на Систему Станиславского. На что сам Станиславский (цитировал в своей книге Черкасский великого мэтра) заявлял: «Ученики свой бред выдавали за мою Систему». Сам великий дирижер видел какую-то общую идею в наборе своих приемов, но тот же Вахтангов считал, что учение Станиславского (так он называл Систему) возможно изложить лишь в нескольких томах.
В общем, можно понять, что Станиславский делал какие-то наброски, писал кому-то письма, иногда публиковал статьи в отечественных или зарубежных журналах, но объединять их не умел. Так откуда же там взяться и Системе?
При этом он где-то жаловался (опять цитирую Черкасского):
«Я не умею расположить огромный материал и утопаю в нем».
Сколько книг написал Станиславский?
Оказалось, что Станиславский долгие годы писал одну-единственную книгу, тогда как интересующиеся знают, что имеется многотомное издание книг режиссера. Вот эта авторская книга:
Автор Системы попробовал в итоге системно изложить свои взгляды, для чего попытался привлечь литератора-театроведа Любовь Яковлевну Гуревич. Но между ними возникли какие-то сложности во взаимопонимании, так что верным помощником она ему не стала. К тому же постоянной сложностью для него оставалась довольно жесткая советская цензура. В общем, написание этой книги сопровождалось сторонними проблемами.
Я уже говорила, что Станиславский не мог упоминать ни слов Аффективный, ни слова Йога, ни слова Прана - ни даже Дух (как нечто мистическое). Однако, опираясь на свои составленные в разные годы заметки в домашних блокнотах, все же написал свою главную Книгу.
Прежде, чем появиться на русском языке, книга вышла в 1936 году на английском и называлась "Актер готовится". А чуть позднее, Станиславский снова отредактировал свое видение собственной Системы, и эта же книга с добавленными новшествами вышла уже на русском языке в 1938 году.
А теперь взгляните еще раз на верхнее фото, где указаны годы жизни режиссера! Умер Станиславский именно в 1938 году, но даже не дождался выхода из издательства своей книги на русском языке
Собрание сочинений Станиславского в 9-ти томах
Но после Войны с фашисткой Германией, когда жизнь стала возвращаться в мирное русло, вновь вспомнили Станиславского. Театроведы по его заметкам и письмам начали строчить тома книг под авторством великого режиссера! Но кто именно обработал его архив, его наследие, мне неведомо. Хотя вопрос тоже интересен.
Если считать, что рукописи не горят, то можно предположить, что все разрозненные бумаги Станиславского и при его жизни лежали ровными стопочками, готовясь к выходу в большой свет. Тогда и нам, современным писателям, светит лучик надежды )).
Для тех, кому интересно, как составляются мемуары артистов и людей искусства, предлагаю также посмотреть мою статью Цискаридце.