Найти тему

Кто написал книги о Системе Станиславского?

Оглавление

Совершенно случайно узнала (прочитала), что почти все книги под авторством Станиславского на обложках написали его потомки!

фото из интернета, сайт fambio.ru
фото из интернета, сайт fambio.ru

Недавно у нас на лестнице, у почтовых ящиков, увидела кем-то выброшенную толстенную книгу. Имя автора мне было незнакомо, зато упоминалось имя известнейшего режиссера, а в предисловии сообщалось, что речь пойдет о Системе Станиславского, его учениках и последователях. И хотя мои интересы далеки от театра и актерского мастерства, вдруг захотелось прочитать хотя бы несколько глав этой необычной книги. Прочитать и познакомиться с пресловутой Системой, про которую «знают все»!

Система Станиславского – миф или все же система?

Вступая на рассмотрение этой зыбкой для себя темы, еще раз скажу, что я далека от театрального искусства, как от Марса - разве что изредка бываю в театрах как зритель. Потому, если сюда случайно заглянут театральные критики-обозреватели и захотят что-то поправить в моих заключениях, только скажу спасибо. Но безусловно, словосочетание "Система Станиславского" мне, как и всем современникам, хорошо знакомо. Однако смутное представление о ней всегда уводило меня в системам, известным со школьных и институтских времен. К системам я отнесла бы и таблицу элементов Менделеева, и систему решения диффуравнений, и даже систему правил дорожного движения. В общем, это любые схемы, действуя по которым люди получают ожидаемый - одинаковый - результат. Нечто похожее я представляла и тогда, когда слышала словосочетание «Система Станиславского».

Замечу, что я прочитала всего одну книгу - ту, что нашла у почтовых ящиков, - где подробно рассматривается Система, поэтому мои выводы могут быть приблизительны. Но, читая эту книгу - «Мастерство актёра: Станиславский, Болеславский, Страсберг» автора Сергея Черкасского, я поняла, что известная Система, которая у всех на слуху – это красивый миф, а вовсе не система! Кстати. Сам автор книги Черкасский допускает, что это собрание подходов, идей, тезисов, методов актерской работы режиссера Станиславского можно назвать Системой, хотя это и не очевидно. Однако, прочитав эту книгу, я системы не увидела.

Книга Сергея Черкасского "Мастерство актера. Станиславский. Болеславский. Страсберг"
Книга Сергея Черкасского "Мастерство актера. Станиславский. Болеславский. Страсберг"

Всё же какое-никакое представление о Системе я почерпнула из книги Сергея Черкасского. Что же лежит в ее основе?

В общем и целом, это подборка приемов и методов, чтобы в итоге актер мог хорошо сыграть роль. Однако эта подборка не была определена раз и навсегда. Методика изменялась в течение жизни Станиславского, и та, что была создана в 10-е годы прошлого века сильно отличалась от его же методик в 30-е годы.

Основные составляющие Системы Станиславского

В книге Черкасского они представлены так:

В 10-е годы Система состояла из следующих элементов (три направленности):

  1. Аффективная память (память по личным воспоминаниям и переживаниям)
  2. Тренинг Йоги (связь душевной субстанции с Космосом, с Мировой душой). Работали с Праной, пересылали ее друг другу с кончиков пальцев. И все бы хорошо, но в советское время это направление не приветствовалось, а потому и в более поздних публикациях этот этап замалчивался.
  3. И работа над телом: мышечная свобода, техника речи и прочее.

В общем, шла попытка установить связи между законами природы и ремеслом. Этот симбиоз схож с писательством. Когда одни авторы считают, что им достаточно следовать внутреннему наитию (законам природы), а ремесло – это для графоманов.

Однако на примере актерства очевидно, что для создания полноценной роли нужно и природное, и техническое.

В книге рассматривается такой пример. Актрисе при при подготовке роли предлагалось:

  • - вначале вспомнить свои похожие жизненные обстоятельства;
  • - затем оживить свои чувства через эту всю йогу-психологию;
  • - и наконец начать создавать сценические детали:

Вариант сценических деталей: «Ценность жизни – взглядом, горе – всхлипом, радость – внезапным криком».

Другие режиссеры, работающие со Станиславским в его Студии, пытались внедрить свои авторские приемы. Кто-то был склонен создавать сказочность, кто-то подчеркнутую театральность. Так что каждый режиссер, по сути, создавал свою Систему.

Однако всех их объединяла работа над телом, техника актерства. Почти во всех студиях и театрах проводились балетные классы, особая гимнастика, фехтование, пластика, приемы мимики. Были часы работы над речью и вокал. Здесь предлагаю вспомнить писательское: построение сюжета, создание кульминации, образ персонажа, речь героев. Впрочем, и в современных схемах описание Системы похоже на Архитектонику любой книги.

Одна из схем Системы, фото из интернета, сайт stylishbag.ru
Одна из схем Системы, фото из интернета, сайт stylishbag.ru

К такой архитектонике продвигалась и изначально рожденная Станиславским Система. И к 30-м годам прошлого века с ней произошли основательные метаморфозы. Сдвинулся главный элемент Системы.

На первое место выдвинулся принцип Сквозного действия, сверхзадача актера. Отошли на задний план и Аффективная память, само слово Аффективная заменилось на Эмоциональная. А теперь она уступает свое место технике Актера. То есть актеры перестали разделять процесс переживания и процесс воплощения, а посчитали это единым процессом. В итоге образовалась совсем другой конгломерат, образующий всё ту же Систему. Но по-прежнему найти описание Системы в виде компактной схемы вряд ли получится.

Главное же преимущество толстой книги Черкасского в том, что на ее страницах дан развернутый портрет самого великого человека: актера и режиссера Константина Станиславского. А также еще двух известных в определенных кругах режиссеров прошлого: Болеславского и Страсберга.

И все же я пыталась узнать, когда и как сам Станиславский, говоря современным языком, презентовал свою Систему!

Что написал сам Константин Станиславский о своей Системе?

Оказалось, что в течение 25 лет активной режиссерской работы Станиславского на русском языке цельного описания системы, сделанного самим автором не было. То есть развитие Системы – будем ее называть так, раз название прижилось в мировой и отечественной практике - прижилось в рабочей актерской среде, но описания ее нигде не существовало. Существовали лишь разрозненные записи.

Фото из интернета, иллюстративное
Фото из интернета, иллюстративное

Известно, что в 1907 году Станиславский изложил общие размышления об игре актеров в журнале «Русский артист». И он успешно отрабатывал с актерами какие-то элементы, приемы, этюды при создании роли. Впоследствии ученики сами становились режиссерами, и обучая артистов игре, говорили, что опираются на Систему Станиславского. На что сам Станиславский (цитировал в своей книге Черкасский великого мэтра) заявлял: «Ученики свой бред выдавали за мою Систему». Сам великий дирижер видел какую-то общую идею в наборе своих приемов, но тот же Вахтангов считал, что учение Станиславского (так он называл Систему) возможно изложить лишь в нескольких томах.

В общем, можно понять, что Станиславский делал какие-то наброски, писал кому-то письма, иногда публиковал статьи в отечественных или зарубежных журналах, но объединять их не умел. Так откуда же там взяться и Системе?

При этом он где-то жаловался (опять цитирую Черкасского):

«Я не умею расположить огромный материал и утопаю в нем».

Сколько книг написал Станиславский?

Оказалось, что Станиславский долгие годы писал одну-единственную книгу, тогда как интересующиеся знают, что имеется многотомное издание книг режиссера. Вот эта авторская книга:

фотография обложки книги "Работа актера над собой" , с сайта Авито.
фотография обложки книги "Работа актера над собой" , с сайта Авито.

Автор Системы попробовал в итоге системно изложить свои взгляды, для чего попытался привлечь литератора-театроведа Любовь Яковлевну Гуревич. Но между ними возникли какие-то сложности во взаимопонимании, так что верным помощником она ему не стала. К тому же постоянной сложностью для него оставалась довольно жесткая советская цензура. В общем, написание этой книги сопровождалось сторонними проблемами.

Я уже говорила, что Станиславский не мог упоминать ни слов Аффективный, ни слова Йога, ни слова Прана - ни даже Дух (как нечто мистическое). Однако, опираясь на свои составленные в разные годы заметки в домашних блокнотах, все же написал свою главную Книгу.

Прежде, чем появиться на русском языке, книга вышла в 1936 году на английском и называлась "Актер готовится". А чуть позднее, Станиславский снова отредактировал свое видение собственной Системы, и эта же книга с добавленными новшествами вышла уже на русском языке в 1938 году.

А теперь взгляните еще раз на верхнее фото, где указаны годы жизни режиссера! Умер Станиславский именно в 1938 году, но даже не дождался выхода из издательства своей книги на русском языке

Собрание сочинений Станиславского в 9-ти томах

Но после Войны с фашисткой Германией, когда жизнь стала возвращаться в мирное русло, вновь вспомнили Станиславского. Театроведы по его заметкам и письмам начали строчить тома книг под авторством великого режиссера! Но кто именно обработал его архив, его наследие, мне неведомо. Хотя вопрос тоже интересен.

-6

Если считать, что рукописи не горят, то можно предположить, что все разрозненные бумаги Станиславского и при его жизни лежали ровными стопочками, готовясь к выходу в большой свет. Тогда и нам, современным писателям, светит лучик надежды )).

Для тех, кому интересно, как составляются мемуары артистов и людей искусства, предлагаю также посмотреть мою статью Цискаридце.