Найти в Дзене

Мемуары. Авторы. Книга Цискаридзе: учеба, карьера, связи

Читала мемуары Николая Цискаридзе «Мой театр», поскольку изучаю, как пишется литература воспоминаний. Электронную книгу приобрела на Литресе. Открыла, пробежала глазами первую - служебную - страницу, увидела, что литературная обработка сделана Ириной Дешковой. Фамилия была мне незнакома, и я решила, что это очередная безымянная «литературная рабыня» или журналистка без имени. И вот я начала читать историю маленького Коли Цискаридзе (в детстве его называли Никой). Родилась будущая балетная звезда в 1973 году, а книга написана в 2022, то есть в возрасте, достаточно молодом для написания мемуаров (ему было на тот момент 49 лет). Впрочем, я уже отметила, что книгу Цискаридзе писал не сам, но начитывал голосом информацию, давал интервью обработчику, предлагал материалы из личного архива. Его дневниковые записи оказались особенно полезными при написании книги. Он вел дневники с 1985 по 2003 год, то есть со своих 12-ти лет и до 30-ти. В дневниках была зафиксирована конкретика разных ба
Оглавление
Обложка книги Николая Цискаридзе "Мой театр"
Обложка книги Николая Цискаридзе "Мой театр"

Читала мемуары Николая Цискаридзе «Мой театр», поскольку изучаю, как пишется литература воспоминаний. Электронную книгу приобрела на Литресе. Открыла, пробежала глазами первую - служебную - страницу, увидела, что литературная обработка сделана Ириной Дешковой. Фамилия была мне незнакома, и я решила, что это очередная безымянная «литературная рабыня» или журналистка без имени. И вот я начала читать историю маленького Коли Цискаридзе (в детстве его называли Никой).

Родилась будущая балетная звезда в 1973 году, а книга написана в 2022, то есть в возрасте, достаточно молодом для написания мемуаров (ему было на тот момент 49 лет). Впрочем, я уже отметила, что книгу Цискаридзе писал не сам, но начитывал голосом информацию, давал интервью обработчику, предлагал материалы из личного архива. Его дневниковые записи оказались особенно полезными при написании книги. Он вел дневники с 1985 по 2003 год, то есть со своих 12-ти лет и до 30-ти. В дневниках была зафиксирована конкретика разных балетных спектаклей: время постановки, исполнители, балетмейстеры-руководители.

Вы уже знаете (моя статья об авторских правах - ссылка внизу), что если наряду с автором, чье имя вынесено на обложку, в создании книги принимают участие другие творцы: фотографы, обработчики текста, то и авторские права распределяются на всех. Поэтому поговорим о важнейшем создателе этого текста, литературном обработчике.

Ирина Дешкова: соавтор-литературный обработчик

Фото из интернета, сайт dumpier.com/t/иринадешкова
Фото из интернета, сайт dumpier.com/t/иринадешкова

Итак, я начала читать и погрузилась в прекрасный литературный текст: живописные детали обстановки, сюжетные повороты, закинутые в нужных абзацах крючки для читателя, неожиданные развязки. Прочитав почти безотрывно треть книги (это самая интересная часть мемуаров – годы занятия Коли Цискаридзе в балетных училищах), я, восхищенная литературным стилем, все же не выдержала и решила посмотреть в интернете биографию литературного обработчика, указанного на служебной странице.

Набрала в поисковой строке браузера неизвестную мне фамилию и была приятно удивлена. Узнала, что автор – Ирина Дешкова, – преподаватель истории балета и эстетики в Московском хореографическом училище. Я далека от балета, потому мне имя ничего не сказало. Но оказалось, что она – состоявшийся писатель, автор ряда книг под своим именем на обложке и член Союза писателей России. Кроме того, будучи учеником балетного училища, Коля Цискаридзе проходил в ее классе и соответствующий курс истории балета. В очередной раз я убедилась, что убедительные, увлекательные мемуары может написать только человек, владеющий писательским мастерством!

А вот, что сам Цискаридзе говорил о совместной работе со своей учительницей и соавтором:

Из статьи в Учительской газете - dzen.ru/a/YzuBmnL4JxezVXyB
Из статьи в Учительской газете - dzen.ru/a/YzuBmnL4JxezVXyB

Тем не менее, заслуга самого мемуариста не менее значима: ведь он был предельно честен в тех рассказах, которыми решил поделиться с публикой.

Заслуги в создании книги самого мемуариста Николая Цискаридзе

Итак, о чем же поведал нам автор мемуаров, чье имя стоит на обложке книги «Мой театр»?

Он родился и провел ранние детские годы, как известно, в Грузии. Для многонациональной и многострадальной советской страны типичная биография, когда судьбы дедов покрыты тайной. То ли сами куда-то уезжали, то ли их вынуждали переместиться в иные края. Разные предки, частью неизвестные, частью – благородных кровей, а то и зарубежного происхождения. Мама Коли стала мамой в 43 года – довольно поздний возраст для первого материнства. Может быть поэтому, она пристальное внимание уделяла воспитанию сына. Мама была учителем математики, а не из балетного мира, поэтому она поначалу иначе видела будущее сына. Но он склонялся к танцу вопреки ее планам, сам нащупав свою дорогу танцовщика, сам отнес заявление о приеме в хореографическое училище в Тбилиси. Впрочем, в дальнейшем, мама приложила немало усилий, чтобы помочь ему с реализацией мечты.

Фото из свободного интернета, сайт fotj-ram.ru
Фото из свободного интернета, сайт fotj-ram.ru

Мать умирает в 65 лет, юному артисту 20 с небольшим лет. И он остается один в комнате коммуналки в 14 метров, где до того жил с матерью все годы учебы уже в московском хореографическом училище.

Читая воспоминания талантливого балетного артиста Николая Цискаридзе, наделенного выгодными природными данными, незаурядным упорством и трудолюбием, я увидела, что в балете – более, чем где-либо – важны связи, отношения, знакомства. (Об этой стороне взаимоотношений и в литературной среде я писала ранее - ссылка внизу).

Оказалось, что очень трудно было перевести мальчика из училища Тбилиси в московское хореографическое. Было сделано несколько попыток, пока некто из знакомых не замолвил словечко за Колю.

Далее. Начиная с пребывания в училище на жизнь учеников влияет имя его учителя. Притом положение ученика зависит не только от степени достигнутого им лично мастерства, но и от положении, занимаемым учителем в иерархии педсостава училища. Между педагогами по мастерству происходят постоянные разборки, борьба за первенство, и все это косвенным образом отражается на продвижении их учеников.

Далее, у Цискаридзе начинается взрослая жизнь - работа в Большом театре. И здесь снова всюду соперничество. Против недавнего выпускника, артиста, претендующего на роль премьера, ребята из кордебалета (танцоры из массовки) затевают всякие пакости: роняют его на пол, щиплют, бьют.

Однако, что касается толченого стекла в пуантах – об этом в мемуарах нет ни слова. Предположу, что ныне это изуверство осталось лишь в мифах о балете.

С большим интересом прочитала я и о том, как строго регламентирована структура физического размещения балетного артиста в театре (вне сцены). Она более расчерчена, чем у специалистов в любой другой сфере! В раздевалках, в грим-уборной, в столовой – везде предусмотрены места и для нижнего этажа танцовщиков, для кордебалета, и для солистов или заслуженных артистов, тем более - народных. Здесь ассоциативно вспоминаются описания бытовых порядков в местах заключения: кому на какой шконке лежать!

Фото из интернета. Гримерка Большого театра, сайт bangkokbook.ru
Фото из интернета. Гримерка Большого театра, сайт bangkokbook.ru

Вероятно, артисты живут под сильным управлением правого полушария (ответственным за чувства и эмоции), и им для наглядности требуется отразить субординацию коллектива в вещественном виде. (Здесь я вспомнила свои годы работы в научном институте, где профессор и аспирант могли и в столовой сидеть за одним столом, и заниматься техническими разработками в общей комнате). И все помнили: кто есть кто. В балетном мире, как следует из книги Цискаридзе, это далеко не так: каждый сверчок знай свой шесток!

Структура и иерархия распространяются на любые локации, куда попадает театральный коллектив: в отелях на гастролях, в местах в самолетах или на автобусах, перевозящих артистов.

В книге много рассказывается об учителях и наставниках Цискаридзе, в том числе о его взаимодействии уже со старенькими примами Большого театра: Галиной Улановой и Мариной Семеновой (им на момент описанной истории где-то под 90 лет) . Безусловное царствование этих особ в позднейшую пору их педагогической деятельности, порой доходящее до самодурства, тоже поражает воображение! Однако их покровительство способствует продвижению молодых артистов на интересные роли, но поощряют дамы только тех, кто несомненно демонстрирует незаурядное мастерство!

Интересно описаны гастроли в зарубежных странах, куда не так просто и попасть. Там свои особенности: заработки, выступления в известных театрах, отношения с прессой! Например, Цискаридзе впервые попадает на гастроли в Лондоне, и местная пресса объявляет его танцором №1 года, а он об этом узнает только через шесть лет. Его начальники предпочли скрыть восторженные отзывы в газете от молодого танцора.

И конечно в книге вы найдете истории о противостоянии Петербургского Мариинского театра и Большого театра в Москве. Там тоже не все прозрачно: подкупленные журналисты, недобросовестные члены жюри конкурсов, попытка воздействовать на успех артиста профессиональных клакеров в театральном зале.

В общем, интересно прочитать всем для расширения кругозора - даже таким далеким от балета людям, как я :).

Книгу стоит читать, потому что написана превосходно: удачным тандемом профессионального писателя и талантливого артиста и культурного деятеля!

Ниже я привожу ссылки о статьях, упомянутых в тексте, имеющим отношение только к нашей писательской жизни. Теперь вижу, что в нашем литературном мире талант может приподняться и без связей, но в балетном – никогда!