Преподаватель (учитель) – человек, который делится знаниями, и не просто делится, а требует отчета на экзамене о том, насколько знания усвоены, и выдает соответствующий диплом или сертификат. Преподаватель является важным элементом средней или высшей школы. Наличие сертификата о полученных знаниях и сданном экзамене ничего в смысле успеха и процветания для студента не гарантирует. А почему?
А потому, что есть одна проблема, с которой сталкиваются те, кто с помощью преподавателя собираются освоить не просто знания, а освоить новую профессию или решить конкретную проблему в жизни.
Знания могут быть очень интересными и структурированными. Но как их применить в профессии, в зарабатывании денег, в самореализации или в решении конкретных проблем преподаватель, как правило, сам не знает и вам не скажет. Так что практическую пользу из этих знаний вам придется извлекать самим. Если получится.
- Что происходит на рынке?
- Сейчас я тебе всё объясню...
- Объяснить-то я сам, кому хочешь, объясню... Что происходит на рынке?
***
Бизнес‑консультант – человек, который имеет многолетний практический опыт и глубокие знания в своей узкой сфере бизнеса, и который на основании этого опыта и знаний может дать вам полезный совет или рекомендацию, как поступить правильно, чтобы получить выгоду или не понести потерь.
Обращение бизнесмена за помощью к такому консультанту тоже ничего в смысле успеха и процветания не гарантирует. А почему?
А потому что есть несколько подводных камней, о которых полезно знать.
Первый камень – знания и опыт бизнес-консультантов – это выводы из прошлого, а задачи и проблемы у бизнеса лежат в настоящем с поправкой на будущее (ближайшее и перспективное). Консультант по определению кормит бизнесменов вчерашним борщом.
Второй камень – узкая специализация консультантов. Они хорошие спецы либо в продажах, либо а IT-технологиях, либо в бухгалтерии и финансах. Потому что быть специалистов во всех сферах организации одному человеку просто невозможно. Их советы и рекомендации однобокие.
«Кто про что, а вшивый – про баню».
«Специалист как флюс – односторонний».
Третий камень – просто спросить чужого совета (пусть даже совета очень профессионального человека) и просто реализовать его на своём предприятии для бизнесмена – это означает немножко потерять лицо. «Пацаны скажут, что сам не справился…» Поэтому бизнесмены могут не спросить совета, или даже получив совет, им не воспользоваться. Или того хуже, воспринять совет на свой лад, реализовать его по своему, получить отрицательный результат, и переложить ответственность за провал на консультанта. «Это же вы мне посоветовали. Я так и сделал…» А уж как переиначивают любую рекомендацию или ваши ближайшие друзья и знакомые – вы и без меня прекрасно знаете.
«Дорогая редакция, спасибо вам огромное за рецепт фруктового салата «Авокадо с креветками». Мы авокадо заменили картошкой, креветки – жаренным салом. Результат потрясающий. Всем очень понравилось!»
***
Бизнес-тренер – человек, обеспечивающий освоение студентом практических навыков. Его задача очень кратко сориентировать человека в основных знаниях и принципах конкретных действий, обосновать смысл: «Зачем это делать? В чем суть? Почему это будет полезно?», и как можно быстрее сосредоточить основное внимание на практических упражнениях. «Практика, практика, и еще раз практика», как завещал нам великий Ленин.
Изюминкой работы бизнес-тренера является проблематизация и мотивация студента, умение тренера сформировать у него потребность в обучении. Спровоцировать этот интерес. Для студента это происходит в разной степени комфорта. Дон Хуан организовал для Кастанеда по-настоящему опасную встречу с настоящей ведьмой, чтобы пробудить у того интерес к таинственным навыкам шамана. Например, к навыкам самозащиты.
Второй изюминкой бизнес-тренера является обучение эффективным моделям поведения сначала в безопасном пространстве деловой игры и практических упражнений в учебном классе, и только затем процесс обучения переходит к сопровождению студента в реальной работе с реальным окружением, к решению реальных задач и проблем на производстве или в сервисе. Самоанализ студента и получение обратной связи от группы и тренера после выполнения реальных заданий – ключ к освоению реальных навыков.
Третьей изюминкой – повторение, повторение и еще раз повторение навыка в самых разнообразных условиях на практике.
«Чем отличается скрипач-виртуоз от обычного скрипача в оркестре? 10000 часами тренировок».
***
Коуч – очень интересная позиция специалиста. Он не дает советов, потому что не является специалистом в конкретной сфере знаний или в конкретном бизнесе. Более того, любой коуч убежден, что никто не знает свой бизнес, свой коллектив, свою организацию, лучше, чем сам бизнесмен.
Задача коуча - помочь бизнесмену самому найти ответы на свои вопросы. Что делает коуч? Он создает и поддерживает творческий процесс анализа (прояснения) ситуации, а затем поиска (генерирования) решений самим клиентом.
Как он это делает? Задавая клиенту правильные вопросы. «Как бы вы посмотрели на ситуацию, будь вы клиентом вашей организации? Если бы у вас были безграничные возможности, чтобы вы сделали в первую очередь? Как вы видите себя и свою организацию через 10 лет?»
Изюминкой коуча является способность помочь клиенту увидеть свои успешные модели (стратегии) поведения и ключи для принятия успешных решения и перенести эти модели из одной сферы жизни в другую. Если человек лучше всех в мире жарит картошку, и эта модель (стратегия) успешного поведения даёт 100% результат, можно её смоделировать и перенести на принятие решения о покупках или продажах акций.
***
Расстановщик – это специалист «по странностям и неведомостям», специалист работы с тонкими «полевыми» структурами человека, отдельного коллектива и всей организации. Если все предыдущие способы решения проблемы не сработали, результата не дали, и более того, если бизнесмену даже приблизительно не понятно, в чем именно заключается проблема, бизнесмен обращается к расстановщику.
Расстановщик организует извлечение полезной структурированной информации из полевых структур с помощью расстановки, формулирование рабочих гипотез по поводу сути проблемы, тестирование конкретных вариантов решений, и выбор наилучшего (самого оптимального) из них в соответствии с критериями успеха заказчика.
Важно помнить, что расстановщик не принимает решений за клиента. Он лишь предоставляет важную дополнительную информацию для принятия таких решений.
Изюминкой расстановщика является быстрый и наглядный анализ ситуации, быстрый и наглядный прогноз последствий того или иного решения для всех заинтересованных участников процесса, с любой степенью детализации.
Лазарь Каганович: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность».
***
Теперь вы знаете всё, что нужно для успеха бизнес-консультирования.
Выбирай любую подходящую для себя роль и консультируй.
С большим успехом конечно!
Помогать развитию отечественного бизнеса – значит служить своей Родине и своему народу!
***
Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880