В отличие от просто культуры, культура мышления - это то, из чего складывается определенный тип человеческой личности, нации, народа, цивилизации, их разнообразные судьбы. В книге «Судьба России» Н.А.Бердяев писал: «Для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной. Россия противоречива и антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами». И действительно, русский человек с завидной регулярностью устраивает себе «конец света», крушит до основания собственную страну и культуру, чтобы потом отстраивать здание, сильно напоминающее старое. Молчаливое, но страстное сопротивление любым, как мягким, так и жёстким, требованиям «быть как все» и, одновременно, собственное желание всё же изменить свою жизнь приводят русского человека к глубокому душевному разладу, метаниям и крайностям.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так,
Все не так, ребята!
Нежеланием быть как все объясняется судьба русского народа и то, что при бесконечных «перестройках», затеваемых очередной разочарованной элитой, сущность России не меняется. Одновременно, Россия – страна величайшей духовной жажды, о которой ещё А.Блок справедливо написал:
Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений.
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.
Оборотной стороной такой духовной жажды является культурное варварство и бытовое хамство. А элита, при этом, не желает изменять свою культуру мышления, ограничиваясь только политическим, экономическим и иным фоном. Затянувшееся молчание и топтание элиты на месте, рождает бесконечные эсхатологические ожидания в жизни всей русской цивилизации. Вот и религия продолжает помещать сферу религиозного идеала в недостижимую область, за пределы земного мира. Земная жизнь рассматривается как скорбная юдоль, а идеалом считается человек, отказавшийся от мира. Но такое отрицательное отношение к окружающему миру, быту, собственной истории приводит к тому, что окружающее загажено, а порой просто отвратительно и жалко. При этом политические и экономические баталии последних десятилетий остаются оторванными от жизни и не идут дальше обычной демагогии. А периодическое охаивание своей истории, переписывание, похороны её бесценных страниц, тайное молчаливое мечтание нашей элиты о какой-то демократии, с тем чтобы русские и Россия стали как все, - просто убоги…