Давно известно, что наши сны – это «послание бессознательного». Сновидения проявляют самые таинственные, неизведанные области психики.
Во сне отсутствует или искажается привычная логика. Образы сновидения меняются – смешиваются или переходят один в другой. Трансформируется и пространство, и время.
В закодированном – метафорическом виде во сне проявляются наши страхи и ограничения, мечты и возможности.
Работа со сновидением – это интересный и полезный процесс. В сновидении все имеет значение. Каждый образ индивидуален, несет свою информацию, важную именно для «автора сна».
Анализируя сновидение, можно выяснить то, что актуально для нас на сегодняшний день. То, чего мы боимся и не хотим замечать. Свои ограничения, ресурсы и возможности.
Возможно вступить в контакт с различными частями личности, для решения волнующих нас вопросов.
Есть множество способов работы со сновидением. В сегодняшней статье, я рассматриваю один из вариантов.
Пример из практики.
От клиентки получено разрешение на публикацию, имя изменено.
Сегодня Василине приснился сон. Очень яркий и необычный. С ним девушка и захотела «разобраться» на нашей встрече.
В приведенном примере, элементы сновидения рассматриваются как части личности. Для лучшего понимания, и последующей интеграции этих частей, я предлагаю клиенту идентифицироваться с каждой из них.
Содержание сновидения.
Василина встречается с Ольгой – бывшей коллегой. И с ужасом видит, что у молодой женщины посередине головы огромная плешь.
Ольга жалуется Василине, что бандиты украли у нее три ключа, на что Василина тут же откликается: «Все решу!». И идет к бандитам.
Трое мужчин сидят за столом и только один – главарь поднимается навстречу Василине. Девушка чувствует себя «на высоте», уверенности ей придают мысли: «Я за справедливость. Сделаю! Помогу!».
Бандит вернул девушке только два ключа и красную шапку - вместо третьего ключа.
«Подойдет, - подумала Василина, - этой шапкой Ольга сможет прикрыть свою плешь».
Предлагаю Василине нарисовать основных героев сна, а затем обозначить их в пространстве. Вставая на место каждого персонажа, девушка говорит «от его имени».
На месте бандита Василина чувствует уважение к себе. К своему бесстрашию, стойкости, уверенности в своей правоте.
У мужчины даже на секунду не возникло сомнение в том, что вещи нужно вернуть. Только третьего ключа не оказалось, он был потерян. Поэтому бандит в качестве компенсации дал то, что у него было – красную шапку.
Красная шапка оказалась шапкой – невидимкой. Она прячет своего владельца, защищает его от бандитов.
Главный бандит ассоциируется у Василины с родным отцом, два других – дед и отчим. Мужчины, воспитавшие девочку, проявляли насилие, неконтролируемую агрессию, отбирали у окружающих самую главную ценность – ценность своей личности. Фактически, они вели себя как бандиты,
Родной отец Василины сидел в тюрьме. Девушке о нем давно ничего не известно. Главный бандит – отец дает девушке шапку – невидимку, чтобы она спрятала дочь, защитила ее от бандитов. Вместо отцовского благословения и защиты, отец дает девушке иллюзию защиты от него самого и людей, подобных ему. Шапка маскирует недостаток родительской любви.
В реальной жизни, Василине нередко приходилось противостоять тем, кто вел себя «по - бандитски». В детстве – отцу, деду и отчиму. Когда выросла, тем, кто их напоминал. Например, девушке удалось остановить наркоманов, которые пытались выбить дверь в ее комнату в студенческом общежитии.
Из роли шапки Василина сказала, что «бандиты могут быть и хорошими». Девушка согласна с этими словами. Для нее отец, несмотря ни на что, хороший.
А красный цвет шапки ассоциируется у Василины с красотой, яркостью и живостью.
Девушка признает, что считает себя красивой и яркой. Но, вот живости чувств ей явно не достает. С детства Василина привыкла прятать все чувства. Она уверена в том, что именно отказ от чувств помогает ей не только выживать, но, и целенаправленно достигать своих целей.
Василина переходит на месте Ольги.
Ольга нарисована розовым цветом – она легкая, открытая, веселая. Вот про эту девушку действительно можно сказать – живая.
Ольга – противоположность Василины, ее отвергнутая часть личности, Девушка уверенна в том, что «Каждый поступок имеет свои последствия», Плешь на голове Ольги – это наказание за то, что, Ольга ставит свои интересы выше чужих. В представлении Василины этого делать категорически нельзя!
Увольняясь с работы, Ольга выбрала себя. Не стала оправдываться, учитывать интересы руководителя. Просто перешла на более выгодную работу.
Когда увольнялась Василина, она чувствовала себя виноватой. И заглаживала вину - работала целый месяц бесплатно. Еще обязалась помочь руководителю закончить институт. Для Василины самое главное – сохранить хорошие отношения. Любой ценой!
До сих пор девушка пишет за бывшего руководителя необходимые для его обучения рефераты и курсовые работы. Если она не будет этого делать, станет «плохой». Получит наказание в виде плеши, пострадают ее гордость - замечательные волосы.
Анализируем потерянные Ольгой ключи. Первый ключ от квартиры девушки, второй – от машины. Третий–от квартиры родителей. Именно его бандит заменил на шапку, с помощью которой можно спрятать дефект – плешь.
Родительский дом – «начало начал» не является для Василины «надежным причалом». Ключ от родительского дома девушка давно потеряла.
После смерти мамы, брат и сестра Василины продали родительскую квартиру, а деньги разделили между собой. Они считали, что у Василины «и так все есть» - она старшая - взрослая и успешная. Девушка не стала спорить, для нее всегда было важнее всего сохранить отношения.
Спасательство, стремление быть «хорошей», стало ее защитой от небезопасного существования.
Связь между шапкой и историей Ольги, которая наказана плешью за то, что выбирала себя, показывает, что Василина все еще, как в детстве, верит в то, что, надо думать о других, а не о себе - быть хорошей, иначе – наказание.
На месте Ольги, вместо благодарности за возвращенные вещи, девушка чувствует злость. Василина «обещала» ВСЕ ВЕРНУТЬ. А вернула не все!
Ольга злится на то, что чувствует себя неуспешной, слабой, когда приятельница находится в роли спасателя. Одним словом - жертвой. А это не самое приятное состояние.
Получается, что Василина прячется за ролью спасателя, чтобы не чувствовать себя жертвой.
Сейчас Василина готова встать «на свое место», но, девушка поняла, что себя то она и не нарисовала.
Василина взяла фломастеры, чтобы сделать себя яркой. Предыдущие рисунки были выполнены карандашом.
Вот такой образ получился.
В процессе обсуждения выяснилось, что Василине на рисунке всего восемь лет. В этом возрасте, она обязана не только отлично учиться, но, и, помогать маме – следить за младшими детьми, полоть огород. Девочка старается все сделать идеально. Ей важно «спасти» маму – облегчить ее жизнь, ради этого она отказывается от себя, своих желаний.
В процессе «работы со сном» Василина поняла, что ее отношения с окружающими до сих пор определяют решения, сделанные в детстве.
Всеми силами она старается сохранить «хорошие отношения». Стремится всех спасти, стать нужной, незаменимой. Девушка понимает, что часто она делает это в ущерб себе. Порой ее откровенно используют, как бывший руководитель, к примеру.
Василина прячет свои чувства, чтобы не быть слабой. И становится недоступной, холодной, нежеланной для мужчин.
В детстве эти решения были оправданными, сейчас – мешают. Как взрослый человек, Василина уже понимает: «То, что мешает, можно и нужно изменить».
Таким образом, работа со сновидением помогает выявить темы, актуальные для человека на данный момент его жизни. Осознать, какие ценности важны, что мешает их реализации.
Сновидения предоставляют богатый материал для анализа как «дня сегодняшнего», так и для дальнейших направлений работы.
Р. S. И я, и Василина будем рады, если читатели поделятся своим видением предоставленного сновидения.
Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru