Найти тему
Журнал «History Project»

«Право первой ночи»

Почему-то принято считать, что средневековые отношения «сюзерен-вассал» касались только королей и низшей по отношению к нему знати. Хотя да – сначала, на рубеже IX-X века, так всё и было. Но позже понятие вассалитета «спустилось вниз» по цепочке подчинённости, и вассалом стали называть даже слуг и… крестьян. И это именно их касался закон, принятый пятьсот с лишним лет назад городским советом Амьена (Франция), который гласил, что новобрачный не вправе делить с невестой брачное ложе без позволения своего господина, пока сам господин не благоволит разделить это ложе с женой своего вассала.

Представили себе такой закон в сегодняшних реалиях? Пожалуй, даже самое патерналистское общество вынесет законодателей из их Думы-префектуры-магистрата головой в окно. Но это сейчас. В Средневековье же такой закон был воспринят спокойно, благо существующая практика находила ему живейшее подтверждение.

Корни такого явление, как «право первой ночи», уходят вглубь времён задолго до Средних веков. Только ранее роль «первооткрывателя» невесты брали на себя волхвы… и вообще жрецы любой языческой религии. А со временем такая честь перешла к господину – ну и в самом деле, не заниматься же этим христианским священникам! Впрочем, как «право» это действо рассматривать не стоит. Это была в полном смысле слова «священная обязанность», которую какому-нибудь графу или барону в пору расцвета его мужественности приходилось выполнять до сотни раз в год. Пожилого же сеньора вполне заменял его вошедший в возраст сын.

И дело здесь не в некой развращённости или грубости нравов того времени. Нет, причина, как это всегда бывает, была чисто экономической.

Во-первых, право первой ночи одновременно являлось подтверждением права собственности, ведь подобную процедуру феодал совершал лишь со своими вассалами, и уж безусловно этот завет выполнялся, если новобрачную брали со стороны. Ещё бы! Ведь приумножалась собственность. Во-вторых, «улучшалась порода», особенно если невеста «понесла» с первой же свадебной ночи – что тоже понятно, благородная кровь есть благородная кровь. И феодал с полным правом мог утверждать, что жители платящей ему поборы деревни для него в полном смысле слова «его дети».

Однако и в более позднее время, уже в XVIII веке обряд не канул в Лету. Он лишь видоизменился, так как с ростом самосознания народа стало расти и противодействие такому обычаю, возведённому в ранг закона. Иногда вассалы (слуги, подчинённые, крестьяне) даже убивали сеньора, пытавшегося покуситься на честь невесты. Или сбегали в далёкие земли – благо уже началась колонизация Нового света. А то становились инициаторами бунтов местного масштаба.

Поэтому как власти, так и общество в целом стали искать обходные пути отмены такого дикого обычая-закона. У Бомарше, например, в «Женитьбе Фигаро», говорится, что хитрый жених привёл к замку графа, своего сюзерена, толпу крестьян, которые начали хором славословить хозяина за милостивый отказ от права первой ночи. Ничего подобного граф и не думал делать! Но вот же, его славят, восхищаются добродетелью – и тому ничего не остаётся, как подтвердить такое решение письменным эдиктом. Хотя поразвлечься с соблазнительной горничной Сюзанной старый греховодник был не прочь.

-2

Хотя… Чего греха таить? Ещё долгое время подчинённые смотрели на такие забавы господ как на необходимый и привычный ритуал. «Так принято», и что тут можно обсуждать? Тем более, что сам брак был институтом экономическим, ведь кроме самого факта возлежания на брачное ложе с невестой из сословия вассалов, господин обязательно делал молодой семье подарок, очень нужный в хозяйстве. Не забываем, что такой простой в обиходе предмет, как стальная лопата или чугунная сковородка в Средневековье (да и позже!) имели огромную ценность! И получить такую вещь в подарок означало избавить себя от изнурительного труда в течение целого сезона, чтобы на такую вещь заработать и её купить.

Позже возникло право выкупа, и молодая пара стала ограничиваться «свадебным оброком» деньгами или продукцией с полей – а взамен господин «добровольно» отказывался от своих привилегий. Это, кстати, практиковалось уже и в том же XVI веке. Доказательство тому – запись в книге Адальбергского монастыря (Бавария), где описано, что жених заплатил сеньору солью, а невеста – «сковородкой, в которой мог бы поместиться её зад»! Представили себе серьёзные лица святых отцов, усаживающих молодую на сковороду и следящих, чтобы пышная плоть невесты не свешивалась за пределы её краёв?

«Право господина» худ. В.Поленов
«Право господина» худ. В.Поленов

Но постепенно нравы смягчались, обряд «первой ночи» сменился обрядом представления невесты господину. Он просто приходил на свадьбу, чтобы поздравить новобрачных, и обязательно делал молодой семье подарок – после чего давал позволение продолжать празднование уже без него. Если же был нравом попроще, мог и остаться и веселиться вместе со всеми.

Причём обычай одаривания невесты господином данной местности существовал вплоть до 30-х годов уже века двадцатого! И сохранялся такой обычай в Венгрии, восточной Польше, в некоторых скандинавских странах.

Так что всё на свете эволюционирует. Вплоть до такого «незыблемого» ранее обычая, как право первой ночи.