Найти в Дзене

Киноальманах «Арт и Факт». 3-я и 4-я серии фильма, ещё 2 истории создания знаменитых картин

Продолжаю рассказ про многосерийный фильм о русских художниках «Арт и Факт». Истории о художниках и их картинах из первых двух серий можно прочитать в моей предыдущей статье (ссылочку оставлю внизу). Фильм вышел в этом году и премьера сериала прошла на Первом канале в мае. Но если вы ещё не успели его посмотреть, я предлагаю вам сначала познакомиться с картинами, про которые идет речь в новеллах, и немного узнать о художниках, их создавших. Так будет понятнее и интереснее смотреть. Автор идеи сценариев фильма Инга Ильм сказала в интервью: «Я старалась быть максимально достоверной, мне кажется, нет ничего удивительнее реальности, она гораздо богаче любой фантазии. Но в процессе съемок было решено внести изменения в мой научный подход. Будет интересно увидеть, как отзовется на это зритель». Да и режиссер фильма Олег Гусев подчеркивал, что «это не документальный фильм, это художественный вымысел». Поэтому так к нему и будем относится. Но всё же перед просмотром заглянем в биографии художн
Оглавление

Продолжаю рассказ про многосерийный фильм о русских художниках «Арт и Факт». Истории о художниках и их картинах из первых двух серий можно прочитать в моей предыдущей статье (ссылочку оставлю внизу).

Фильм вышел в этом году и премьера сериала прошла на Первом канале в мае. Но если вы ещё не успели его посмотреть, я предлагаю вам сначала познакомиться с картинами, про которые идет речь в новеллах, и немного узнать о художниках, их создавших. Так будет понятнее и интереснее смотреть.

Автор идеи сценариев фильма Инга Ильм сказала в интервью:

«Я старалась быть максимально достоверной, мне кажется, нет ничего удивительнее реальности, она гораздо богаче любой фантазии. Но в процессе съемок было решено внести изменения в мой научный подход. Будет интересно увидеть, как отзовется на это зритель».

Да и режиссер фильма Олег Гусев подчеркивал, что «это не документальный фильм, это художественный вымысел». Поэтому так к нему и будем относится. Но всё же перед просмотром заглянем в биографии художников, чтобы лучше понимать все детали рассказанных в фильме историй.

3 серия «Демон»

Уже по названию можно догадаться, что эта новелла расскажет нам о художнике Михаиле Александровиче Врубеле (1856-1910) и о создании им одного из своих «Демонов». Речь пойдет об 11-й версии – картине «Демон поверженный».

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Холст, масло. 139 х 387. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Холст, масло. 139 х 387. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель решил стать художником не сразу: прежде, чем поступить в Академию художеств, он закончил юридический факультет Петербургского университета. Живописи он учился в мастерской Павла Чистякова и параллельно посещал занятия в акварельной мастерской Ильи Репина​.
Но официально Врубель так и не закончил Академию. Сначала он уехал реставрировать и расписывать Кирилловскую церковь в Киев под руководством профессора
Адриана Прахова. Затем профессор отправил его учиться в Италию, где Врубель изучал средневековые витражи и мозаики.

Вернувшись в Киев, художник писал иконы, расписывал церкви и соборы, работал на заказ. В это время в его произведениях впервые начинает появляться образ Демона, из-за чего он и был отстранен Праховым от работы. Хотя и личные взаимоотношения тоже сыграли свою роль. Ведь Врубель влюбился в жену Прахова Эмилию. Да так, что даже резал себя, чтобы заглушить свои страдания.

Художник переехал в Москву. Здесь он работал вместе с известными живописцами над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова, и вновь в его творчестве возникает образ Демона. В это же время Врубель создал масштабную картину «Демон сидящий».

Вскоре Врубель стал участником абрамцевского кружка и переехал в имение Саввы Мамонтова. Он создавал декоративные панно, гипсовые скульптуры, театральные декорации и костюмы. Но надо сказать, что Врубель вел богемный образ жизни, много пил и сорил деньгами.

Константин Коровин вспоминал, что, получив большой гонорар за заказ, художник «дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей – цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. – Как я счастлив, – сказал он мне. – Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

В 1896-м году Михаил Врубель женился на оперной певице Надежде Забеле, с которой его познакомил Савва Мамонтов. Известно, что Римский-Корсаков был настолько впечатлен пением Забелы, что даже писал специально для нее музыку. А Михаил Врубель в театральных кругах долгое время был просто «мужем артистки Забелы». Но для художника Надежда стала настоящей музой, он вдохновлялся её пением.

В 1901 году у пары родился сын Савва, но у мальчика был врожденный порок – заячья губа. Врубель усмотрел в этом «знак», он стал задумчив и снова вернулся к образу демона. Картину «Демон поверженный» он начал писать через два месяца после рождения сына. Работа над этим полотном отняла последние душевные силы художника.

«До чего я погружен всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются. Это, разумеется, безобразно, и я утешаю себя только тем, что всякое настоящее дело требует на известный срок такой беззаветности, фанатизма...», – Михаил Врубель.


Интересный факт
: в краску для придания ей большего блеска художник добавлял порошок из бронзы. Именно это повлияло на сохранность полотна - со временем картина потемнела.

В начале 1902 года картина была представлена на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге.
Сестра Надежды Забелы,
Екатерина Ге, вспоминала: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день он переписывал ее… Были дни, что Демон был очень страшен, и потом опять появились в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. Михаил Александрович говорил, что Демон уже не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона».

Надеюсь, теперь, когда вы немного узнали о жизни Врубеля и об обстоятельствах написания картины, вам будут более понятны события, рассказанные в новелле «Демон». В роли Михаила Врубеля – Владимир Кошевой, роль Посетителя исполнил Максим Ханжов.
«Мой герой, как всегда, самый таинственный и мистический. Одержим любовью, демонами и искусством», – написал Владимир Кошевой.

Кадр из фильма. Новелла «Демон». В роли Михаила Врубеля – Владимир Кошевой
Кадр из фильма. Новелла «Демон». В роли Михаила Врубеля – Владимир Кошевой

Съемки серии проходили в «Пенатах» Ильи Репина, Юсуповском Дворце и в особняке Кельха.

4 серия «Мария»

В заключительной новелле рассказана трогательная история, связанная с созданием Василием Григорьевичем Перовым (1834-1882) знаменитой картины «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду».

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Холст, масло. 124 x 168,5. Государственная Третьяковская галерея
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Холст, масло. 124 x 168,5. Государственная Третьяковская галерея

Отец Василия Перова – барон Георгий Криденер – принадлежал к древнему роду. Но мальчик родился до того, как его родители обвенчались, и поэтому считался незаконнорожденным и не мог носить фамилию отца. Вначале у него была фамилия крестного – Васильев, а позже он получил прозвище Перов, которое ему дал сельский дьячок за успехи в чистописании. С этим именем он и стал известным художником.

Первое художественное образование Василий Перов получил в Арзамасе в школе Александра Ступина, а в 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он вместе с Иваном Шишкиным учился у художника-портретиста Аполлона Мокрицкого.
Во время обучения Перов испытывал серьезные финансовые трудности и даже хотел бросить училище. Но один из преподавателей,
Егор Васильев, помог талантливому юноше, приютив у себя. Позже, когда Перов будет сам руководить Училищем, он также заботливо будет относится к нуждающимся студентам.

А успехи молодого художника были впечатляющие. Его работы на злободневные социальные темы встречали различные, порой противоположные оценки, но никого не оставляли равнодушным. Правда, споры вокруг его произведений мало волновали Перова, он продолжал писать в духе критического реализма. Его волновала жизнь простого русского народа.

И даже поехав на стажировку за границу по стипендии от Императорской Академии художеств, он очень быстро затосковал и попросил академию прервать его зарубежное обучение, чтобы быстрее вернуться домой.

Интересно, что позже художник решил попробовать себя и в литературе, написав два рассказа. Один из них, «Тётушка Марья», подробно описывает историю создания «Тройки». Эту картину мы все хорошо знаем по школьному учебнику. В ней художник поднял тему горькой участи несчастных детей, вынужденных заниматься тяжелым физическим трудом. За эту работу Перов получил звание Академика.

Считается, что в образе девочки он запечатлел черты своей любимой первой жены Елены Шейнс, которая очень рано умерла. А вот для центрального персонажа художник искал, как он написал в своем рассказе, «типичного мальчика». И нужный «тип» он встретил после Пасхи «близ Тверской заставы» среди «богомольцев, преимущественно крестьянок, шедших на поклонение преподобному Сергию». Это был двенадцатилетний Вася, единственный сын набожной крестьянки Марии.

Всю эту историю вы сможете увидеть в четвертой новелле сериала «Арт и факт» с той только разницей, что в рассказе Перова тетушка Марья представлена старушкой, а не молодой женщиной.

Но он сам объясняет: «Из её рассказа можно было заметить, что она вовсе не так стара, как мне казалось с первого взгляда; лет ей было немного, но трудовая жизнь и горе состарили её прежде времени, а слёзы потушили её маленькие кроткие и ласковые глазки».
А когда Мария пришла к нему уже после смерти сына, художник и вовсе её не узнал.
«Я вышел и увидал перед собою маленькую, сгорбленную старушку с большой белой головной повязкой, из-под которой выглядывало маленькое личико, изрезанное мельчайшими морщинками; тонкие губы её были сухи и как бы завернулись внутрь рта; маленькие глазки глядели грустно», – писал Перов в своем рассказе. Из его истории мы узнаем, что не только он сам не остался равнодушен к горю этой женщины, но и Павел Третьяков отнесся к ней с сочувствием и пониманием.

А то, как справился с ролью Васятки самый юный актер сериала – девятилетний Алексей Ильин – можно узнать, посмотрев киноновеллу «Мария».
Мальчик поделился своими впечатлениями от работы: «
В принципе, сложного ничего не было. Но было очень интересно. Особенно мне понравились локации: Заячий остров и дом-музей Некрасова, где мы снимали мастерскую».

Роль Василия Перова исполнил Дмитрий Могучев, а Марию сыграла Анна Мельникова.

Кадр из фильма. Новелла «Мария». В роли Василия Перова – Дмитрий Могучев
Кадр из фильма. Новелла «Мария». В роли Василия Перова – Дмитрий Могучев

Эпизоды серии снимали в Петропавловской крепости и в Доме архитектора.

Художник-постановщик Елена Жукова рассказала, как готовили для съёмок «дом Третьякова»: «Одних картин нужно было развесить более 150. Всё, что можно было взять со склада «Ленфильма», мы вывезли и развесили. И всё равно режиссёру казалось, что этого мало. Ему хотелось, чтобы картины висели от пола до потолка, как это и было в реальности дома у Третьякова. К тому же нужно было избежать вопиющих несовпадений картин эпохе.
В Доме архитектора нам дали шесть часов на освоение. Развесить полторы сотни картин в трёх помещениях - это тяжело. Всё подвешивалось на штангах, каждая картина на отдельной верёвке, с подтягиванием».

Конечно работа проделана серьёзная, но цель – познакомить публику с жизнью великих русских живописцев – очень достойная.

Как сказала автор идеи Инга Ильм:

«Русские художники – слава страны, только мы все привыкли к их величию. <…> Их картины печатают на конфетных обертках, в учебниках, они просто часть нашей жизни. Но если остановиться и на секунду задуматься: что же стоит за каждым из произведений, которые потрясли мир? И вот бы попробовать приблизить переживания человека, который жил сто, двести лет назад, рассказать, как рождалось на свет то, что сегодня кажется скучной классикой»


Приятного просмотра!

Мой рассказ про истории из первых двух серий можно прочитать здесь
🔻 🔻 🔻

Мой Телеграм-канал https://t.me/svetavlii

С добром и любовью, ваша Света В.