Найти в Дзене
Аника Апрельская

Возможно, это и есть тайна перевала Дятлова? Часть 1. Внеочередной съезд КПСС и Женевский саммит.

Добрый день всем, кто читает эту статью! С вами снова я, Аника Апрельская.

Решила сегодня поговорить о том, что может составлять ТАЙНУ перевала Дятлова. А то, что тайна была, мало кто сомневается:

  • дело было прекращено по надуманному поводу, о чем заявил в своем интервью Окишев, руководитель следователя прокуратуры Иванова, который вел дело о гибели дятловцев;
  • дело было прекращено практически сразу после обнаружения последней четверки с травмами неясного происхождения;
  • дело было прекращено по указанию партийных органов;
  • из материалов дела были изъяты подлинники некоторых документов и заменены копиями;
  • некоторые документы и заключения экспертов отсутствовали в деле, хотя экспертизы проводились;
  • следы радиации на одежде четверки, найденной в ручье;
  • само дело получило гриф секретного;
  • Окишева и Иванова после схода снежного покрова не допустили на перевал для более тщательного осмотра;
  • Окишев и Иванов были переведены на работу в другие регионы бывшего СССР;
  • летчик Патрушев, летавший к Отортену до трагедии, погиб, его жену вызывали на допросы в КГБ, были и другие несчастные случаи с людьми, так или иначе причастными к расследованию;
  • на перевале находились люди из КГБ.

Поскольку в этом деле существует тайна, которая не раскрыта до сих пор, то было бы смешно надеяться на то, что мы найдем какие-либо документы или даже упоминания где-либо о том, что же на самом деле случилось на перевале Дятлова и почему происшествие с туристами, которые всегда рискуют, отправляясь в сложный поход, да еще зимой, вызвало такой общественный резонанс, что споры не утихают и спустя почти 65 лет с момента гибели группы.

У разных блогеров свое представление о тайне, скрытой в этом деле.

Я - сторонник тайны, которую бы назвала ТАЙНОЙ ОДНОГО САММИТА.

Речь идет об официальных переговорах в Женеве о прекращении ядерных испытаний между правительствами США, Великобритании и СССР, которые начались в ноябре 1958 г. и продолжались несколько лет с переменным успехом. *, **.

*Здесь и далее, если только не указано иное, цитаты и информация приведены из: Мораторий 1958-1961 гг. и переговоры о прекращении ядерных испытаний.

Для более подробного ознакомления можно перейти по активной ссылке: https://lib.sale/voennaya-tehnika-orujie/moratoriy-1958-1961-peregovoryi-prekraschenii-72460.html

** - все выделения в текстах жирным шрифтом сделаны мной.

Однако нужно отметить, что договор между сторонами, который бы официально закреплял обязательства сторон в интересующий нас период времени, то есть с момента начала переговоров в ноябре 1958 г. и до начала февраля 1959 г., когда погибла группа, подписан сторонами не был. В этот период времени все ограничивалось намерениями сторон соблюдать мораторий, причем каждая из сторон делала оговорку, что будет соблюдать этот добровольный мораторий только в том случае, если его будет соблюдать другая сторона. При этом сторонами неоднократно делались заявления о прекращении моратория по той или иной причине. Летом, до начала переговоров работала группа международных экспертов, которая должна была дать ответ на вопрос о возможности контроля сторон за выполнением соглашений. Заключение экспертов было положительным.

Интересно, что СССР допустил нарушение обещанного моратория уже в самом начале переговоров, так как: "...провел два ядерных испытания, состоявшихся 1 и 3 ноября 1958 г. Назначением этих испытаний по всей видимости было изучение воздействия сопровождающих ядерный взрыв эффектов на работу радиолокационной станции системы противоракетной обороны, прототип которой был развернут на полигоне Сары-Шаган. Поскольку предполагалось, что начавшиеся в Женеве переговоры приведут к запрету на проведение атмосферных ядерных взрывов, проведенные испытания представляли собой ПОСЛЕДНЮЮ ВОЗМОЖНОСТЬ испытать РЛС системы ПРО в условиях натурного эксперимента."

Отметим здесь, что если речь шла "о последней возможности", то нарушения с нашей стороны имели место быть. Смотря что считать последней возможностью...

Камнем преткновения на начальном этапе переговоров стало также опубликованное администрацией президента США в начале января 1959 г. заявление, в котором утверждалось, что новые данные свидетельствуют о том, что в связи с возможностью так называемого "сейсмического гашения", осуществление надежного контроля потребует создания значительно большего количества стационарных станций наблюдения, чем это считалось ранее. Позднее в США был опубликован доклад ученых, в котором утверждалось, что с помощью проведения ядерного взрыва в достаточно большой подземной полости можно значительно уменьшить амплитуду генерируемого в ходе испытания сейсмического сигнала.

Переговоры опять застопорились, а Хрущев в заключительной речи на Внеочередном XXI Съезде КПСС 5 февраля 1959г. выразил свое возмущение неоправданной затяжкой американцами переговоров из-за проблем контроля в связи с возможностью "сейсмического гашения" и, по его мнению, их стремлением перечеркнуть все ранее достигнутое в процессе подготовки к переговорам, которые, как он надеялся, вскоре завершатся подписанием договора о запрещении ядерных испытаний на веки вечные.

Хрущев во время работы Внеочередного XXI Съезда КПСС.
Хрущев во время работы Внеочередного XXI Съезда КПСС.

Как сказал Хрущев на съезде: "Американское правительство, которое сначала одобрило выводы экспертов, вдруг выступило с заявлением, что появились какие-то "новые данные" о том, что подземные ядерные взрывы якобы труднее обнаруживать, чем это думали раньше. В действительности дело обстоит как раз наоборот: чем дальше, тем легче будет обнаруживать всякого рода ядерные взрывы, так как техника обнаружения все время совершенствуется." (стр. 132 Материалов Съезда).

Возмущение лидера партии вызвало также желание американцев практически постоянно присутствовать в нашей стране для контроля за соблюдением договоренностей.

Вот что он сказал по этому поводу на Съезде: "Судите сами- чего они добиваются! Они хотят, чтобы посты по обнаружению взрывов, которые имеется в виду создать, были укомплектованы исключительно иностранным персоналом, чтобы иностранные инспектора беспрепятственно разъезжали по всей территории стран - участниц договора. Они хотят также создать такое положение, чтобы контрольная комиссия, которой будут подчинены эти посты и инспектора, могла механическим большинством голосов представителей западных стран навязывать решения, затрагивающие интересы безопасности Советского Союза (стр. 132, 133 Материалов Съезда)."

В связи с этим, Хрущев, с трибуны съезда, заявил, что: "На это мы не пойдем никогда. Пойти на удовлетворение таких притязаний, с которыми сейчас выступают в Женеве делегации США И Англии, значит согласиться с организацией на нашей территории самой настоящей разведывательной сети западных держав." ( стр. 133, Там же).

Под сейсмическом гашением, о котором сделали заявление американцы, и которое так возмутило Хрущева, имеется ввиду проявление эффекта декаплинга при осуществлении подземных ядерных взрывов малой мощности. Суть этого эффекта рассматривалась мною ранее в другой статье:

Предложение о распространении моратория и на малые взрывы появилось только в начале 1960 г. по инициативе СССР. ТО ЕСТЬ ДО ЭТОГО МОРАТОРИЙ РАСПРОСТРАНЯЛСЯ ТОЛЬКО НА ДРУГИЕ ВИДЫ ВЗРЫВОВ.

В ноябре-декабре 1959 г. в Женеве работала вторая группа экспертов, в задачу которой входил анализ новых данных о сейсмических эффектах подземных взрывов малой мощности. Оставшиеся нерешенными вопросы, должны были быть решены в ходе четырехсторонней встречи на высшем уровне, которая началась в Париже 16 мая I960 г. Однако из-за происшедшего 1 мая 1960 г. инцидента с разведывательным самолетом U-2, встреча в Париже была сорвана.

По мнению авторов статьи, мораторий на проведение ядерных испытаний, которого СССР придерживался после 3 ноября 1958 г., не означал полного прекращения работ в рамках программы создания и совершенствования ядерного оружия.

В 1959 г. на полигоне Новая Земля была начата подготовка к проведению подземных испытаний, начались горнопроходческие работы по созданию штолен для проведения ядерных взрывов. Кроме этого, на полигоне в Семипалатинске в 1960 г. была проведена серия так называемых гидроядерных экспериментов, одной из задач которой являлось получение информации о выпадении альфа-активности в случае аварии с ядерным боеприпасом. В 1960 г, было проведено 12 таких экспериментов. Впоследствии аналогичные серии были проведены в 1961 и 1963 гг.

В июле 1961 г. советское руководство приняло решение о возобновлении атмосферных ядерных испытаний. Практически сразу после того, как решение о возобновлении испытаний было принято, на полигонах в Семипалатинске и на Новой Земле началась активная подготовка к их проведению.

Подводя итог, мы видим, какое большое внимание уделил Хрущев на Внеочередном XXI Съезде КПСС, период проведения которого совпал со временем похода дятловцев, вопросам моратория на проведение ядерных вооружений и переговорам по этой теме, начавшимся в ноябре 1958г. в Женеве. СССР хотел как можно быстрее заключить договор, как выразился Хрущев, "на веки вечные". Однако западные партнеры по переговорам затягивали этот процесс, вновь и вновь поднимая вопросы о контроле за проведением испытаний сторонами и созданию пунктов контроля и инспекций на местах. Стороны не доверяли друг другу и постоянно делали оговорку, что будут соблюдать мораторий только в том случае, если будут уверены, что его соблюдает другая сторона, кроме того часто делались заявления о выходе из моратория то одной, то другой стороны. Все это тянулось годами. Мораторий первоначально распространялся не на все виды ядерных испытаний. Вопрос о распространении моратория на малые взрывы был поднят советской стороной только в начале 1960 г. и принят США. В самом начале переговоров, СССР нарушил мораторий и провел два ядерных взрыва из-за опасения, что в случае подписания соглашения будет утрачена возможность необходимых для работы системы ПРО испытаний. Советские ученые написали письмо Хрущеву о важности проведения маломощных подземных ядерных взрывов для нашего народного хозяйства, т.е. для мирных целей, и просили его соглашаться на запрет любых испытаний за исключением этих. Даже в период моратория СССР не прекращал подготовительных работ на полигоне Новая Земля для проведения подземных испытаний, связанных с совершенствованием ядерного оружия. В 1960 г. на полигоне в Семипалатинске было проведено 12 экспериментов по выпадению альфа активности в случае аварии с ядерным боеприпасом. Поэтому отступления от данного на словах обязательства могли быть, особенно, если в этом существовала "производственная необходимость". Допустить отставания в одностороннем порядке от США наша страна не могла.

И хотя официальные данные о проведении маломощных подземных ядерных взрывов на Северном Урале зимой 1958-1959г.г. отсутствуют (а те, что имеются, отсылают нас к более позднему времени на полигон Новая Земля), я считаю, что такую возможность исключать нельзя, если данное предположение позволяет ответить на абсолютное большинство вопросов, имеющихся в УД гибели группы Дятлова.

Если бы официальные данные говорили нам абсолютно все, то не было бы и Тайны. А она есть, ее не может не быть!

Тайна есть - ее не может не быть!
Тайна есть - ее не может не быть!

Ну а в следующей статье, которая будет продолжением данной, мы познакомимся с тем, что такое камуфлетные взрывы, в чем их преимущества и отличие от других, а также рассмотрим, на какие вопросы может отвечать данная версия.

Ведь если мы говорим о версии, то она должна наиболее полно отвечать на все вопросы, имеющиеся в УД и не противоречить ему. Если какая-то "версия" только выхватывает какие-то отдельные фрагменты, игнорируя другие, которые не вписываются в общую канву событий, то такую версию можно смело выбросить на ближайшую п....ку или мусорный полигон.

Ну, а с вами была я, Аника Апрельская, до встречи в эфире!