Найти тему

Скрытая магия мозга: почему осознание – не панацея

Это пример рефлекторной дуги: от болевого рецептора (1) до спинного мозга (2) путь сильно короче, чем до коры головного мозга (6)
Это пример рефлекторной дуги: от болевого рецептора (1) до спинного мозга (2) путь сильно короче, чем до коры головного мозга (6)

А давайте я расскажу вам о том, как наш организм очень любит прямые и простые решения.

Дело в том, что наш организм работает сугубо на законе сохранения энергии. И на максимально коротком пути от «исполнителя» к «принимающему решение» и обратно.

Например, организм постановил, что для сокращения сердечной мышцы нужно «построить» максимально прямую и короткую «дорожку» от предсердий к желудочкам. Тогда образовавшийся импульс будет идти кратчайшим путем: сначала сократятся в нужном порядке клетки предсердий, потом – желудочков. Кровь поступит из сердца в сосуды и человек будет чувствовать себя нормально.

С рефлекторной дугой тоже так: импульс сначала проходит от нервных окончаний кожи к спинному мозгу, а потом уже к головному. Поэтому мы сначала отдергиваем руку, если дотронулись до чего-то горячего, острого или ледяного, а потом уже осознаем, что это было.

Примерно так же и со зрительным анализатором: импульс сначала идет к подкорковым структурам, а потом уже к коре головного мозга. Именно поэтому сначала мы отпрыгнули (побежали, пригнулись) – а потом уже пришло осознание, что это, оказывается, был движущийся в нашу сторону на высокой скорости автомобиль, который представлял для нас опасность. Или еще что-то.

Короткий путь = менее энергозатратный.

Именно согласно закону сохранения энергии мы выполняем большую часть всех наших дел. Мозг старается перевести выполняемое действие, например, вождение автомобиля, в зону автоматизма, где работают подкорковые структуры, а вовсе не кора: так путь короче и выполнение не требует стольких усилий. Поэтому опытный водитель не замечает, как он ведет машину, и может параллельно говорить с пассажирами или по телефону (или выполнять еще какое-то действие). И может поехать на работу в выходной день ☺, потому что проложенная дорожка из нейронных связей сработала, без подключения к коре головного мозга.

А вот теперь – самое интересное. Наше поведение автоматизировано. Это подтверждается научно (в этой сфере известен эксперимент Либета: сначала зарегистрирован неосознаваемый импульс поднять палец, и только потом приходит осознанное желание это сделать). В жизни мы тоже постоянно это замечаем: вдруг в ответ на чье-то определенное поведение у нас возникает определенная реакция. А осознание включается уже потом.

Например, мама говорит: «Я очень старалась не кричать на маленького сына, но вот он снова испачкался – и вдруг я слышу собственный крик. Стыдно очень. И ведь всё понимаю, сто раз зарекалась, но наступает минута Х, и снова я реагирую точно так же. А потом снова стыдно».

Или: «Я уже всё поняла, это мой муж мной манипулирует, хоть и обещал этого не делать. Но вот он снова говорит такие слова, и я снова закипаю. Я стараюсь внешне не реагировать, как меня и учили, надеваю маску холодного спокойствия, но еще полчаса во мне всё бурлит от негодования. И, кстати, промолчать не всегда получается: зачастую всё-таки срываюсь».

Таких историй множество, и каждый из нас так или иначе сталкивался с рядом из них. Это даже в народе отметили: «Хочу как лучше – получается как всегда». Почему? Именно из-за того, что наше поведение автоматизировано.

А вот теперь – про «обходные», более длинные пути. Они организмом предусмотрены, но они предназначены для аварийной ситуации. Например, дополнительные пучки в проводящей системе сердца. Можно сказать, что иногда отдельные из них могут «подстраховать» в ситуации, когда импульс не может пройти от предсердия к желудочку нормально. С другой же стороны, их подключение уже влияет на сердечный ритм и может быть даже опасным. Именно поэтому в медицине не оставляют такую ситуацию «на самотек».

Или дублирующие сосуды мозга: да, они есть, для аварийной ситуации, когда основной сосуд поврежден, заблокирован тромбом или, например, атеросклеротической бляшкой, они подходят и вполне, но это требует бóльших энергозатрат со стороны организма. Проверка проста: в этих случаях от человека уже требуется ограничение двигательного режима, чтобы не нарушилась работа всего организма. Это свидетельствует о том, что в такой ситуации происходит больший расход ресурса.

Возвращаясь к психике и автоматическому поведению. В этом случае попытка решения проблемы «через осознание», то есть, «как кому-то правильно сказать», «как объяснить» или «как посмотреть на проблему с другой стороны» является тем самым более длинным путем. Потому что сама информация об автоматизме содержится на уровне нейронов лимбической системы, а осознание – в коре головного мозга. То есть, до коры еще надо дойти.

Если путь «решения» более длинный, следовательно, он более энергозатратен. Это тоже мы видим в жизни: когда сделали над собой усилие, таки не накричали на кого-то или, наоборот, смело высказали (обидчику) то, что раньше не высказывали, потом какое-то время надо «отходить», отдыхать. Кто-то и вовсе лежит без сил. Это и свидетельствует о повышенных затратах энергии для совершения данного действия.

У каждого человека – свой порог чувствительности: кому-то нелегко дается промолчать или смело высказать в глаза (пусть даже и в интернете), другой может заметить дискомфорт в организме, только если максимально выйдет из зоны комфорта. Например, пройдет тренинг, где ему, изначально довольно робкому, потребуется несколько дней выполнять задания, скажем, на публичность. Например, ежедневно выходить в прямые эфиры и вещать на большую аудиторию.

Самое интересное, что, как и в организме в целом, так и в психике в частности, повышение энергозатрат не всегда заметно непосредственно сразу: часто происходят отдаленные реакции. Вроде как, сейчас нормально, напрягся и напрягся, выступил и выступил, отлежался. А потом развивается зачастую психосоматика, но это происходит уже потом, и сложно увидеть здесь взаимосвязь.

Тем временем, в аутоординационной психотерапии часто приходится работать с психосоматикой, в том числе и с выраженными болями разной локализации, причина которых не выявляется инструментально (УЗИ, КТ, МРТ). И в сессиях выявляется большое количество историй на человека, где он потерпел, еще потерпел и еще потерпел. И превозмог. И высказал, но потом «грыз» себя.

Тем временем, все эти «истории», их причины и окружающий контекст, к сожалению, никуда не исчезли, а остались в памяти. Вот эти терабайты негативной информации, к сожалению, накапливаются, если с психикой целенаправленно не работать. Причем не работать – согласно закономерностей психики. Если просто себя убеждать, уговаривать и понимать, как мы уже выяснили, это снова будет «обходным путем», и снова потребует перерасхода энергии.

Что интересно: если работать по закономерностям психики, убирая в психике очаги скрытого напряжения, где этот стресс, по полочкам, записан, то вместе с ним будут уходить и негативные автоматические программы поведения, о которых я говорила раньше. Которые про «накричать», «спрятаться», «постесняться», «винить себя» и так далее.

Тогда это будет физиологично. И поможет эффективно решать проблемы сейчас, а также избежать различных болезней впоследствии.

Современные проблемы требуют современных решений. И решение работать с очагами скрытого напряжения, то есть, с причинами, а не со следствиями, было описано в научных статьях ученого В.А. Янышевой: https://elibrary.ru/item.asp?id=44846213, https://elibrary.ru/item.asp?id=44230630, https://elibrary.ru/item.asp?id=48306865