Леопольд Сонди утверждал, что человек сам выбирает себе болезнь. Для большинства людей, не знакомых с судьбоанализом, такой вывод ученого может показаться странным. Ведь каждый человек хочет быть здоровым и дееспособным. Вряд ли вы сознательно пожелали бы себе астму, псориаз, потерю зрения, слуха или онкологию. Ключевое слово — “сознательно”.
Поскольку вопрос здоровья является важным элементом в судьбе, представляем вашему вниманию крайне интересные материалы швейцарского судьбоаналитика, психотерапевта, графолога, которая лично училась у мэтра Липота Сонди — Инес Грэмигер (Ines Gramig)
“Понятие здоровья и болезни в судьбоанализе (по Л. Сонди)” Szondiana, 2003 г.
Никто из людей не бывает абсолютно здоровым. У каждого существуют определённые структурные опасности. Опасности могут трансформироваться в особую одарённость или привести к манифестации гениальности. Гений и безумие, а также гениальность и болезнь, базируются на одних и тех же потребностях влечений. (Например, Бетховен: абсолютный слух и полная глухота в зрелом возрасте).
Здоровье является относительным (неабсолютным) понятием, так как его приходится соотносить с соответствующим обществом (культурой), а также с принадлежностью к определённой профессиональной группе.
Здоровье равно проживанию потребностей влечений социальным, творческим путём.
Здоров тот, кому удаётся свои влечения и их потребности проживать, по возможности, разумно и творчески, удовлетворяя их социальным образом в профессии, хобби и выборе партнёра. Вытеснение, отрицание потребностей влечений, может приводить к соматизации проблем в болезнях. (Например, не реализовавшаяся ярость приводит к мигрени, головным болям и другим заболеваниям, сопровождающимися патологическими спазмами).
Здоровья можно достичь как посредством интуитивного выбора правильной профессии, хобби и любимого человека, так и посредством осознания взаимосвязей человеческих потребностей влечений с повседневной и профессиональной деятельностью, а также с болезнями.
Опасности для здоровья возникают тогда, когда какая-либо из 8 потребностей влечений (или 16 стремлений влечений) не проживается, или же они оказываются конституционально чрезмерно сильными. Система влечений судьбоанализа позволяет выявить потребности, которые в жизни индивида проживаются недостаточно или патологично.
В судьбоанализе существует особое учение о болезнях, которое каждой болезни приписывает непрожитую (подавленную) или конституционально чрезмерно сильную потребность. Болезнь является путём, позволяющим потребности добиться для себя реализации, так как достичь этого иначе, здоровым или естественным путём, она не может, из-за того, что оказывается вытесненной, подавленной или чрезмерно сильной. Болезнь может быть соматической (органической) или психической. Многие типы психиатрических болезней можно понимать как увеличенные под микроскопом нормальные потребности.
Исцеление от болезни может состоять и в том, что подавленной, соматизировавшейся в болезнь потребности вновь помогают отыскать естественный путь к проживанию (трансформируя из болезненной формы в здоровую).
Профессиональная деятельность, хобби, стиль повседневной жизни могут служить в качестве средств профилактики от болезней.
Подходящий выбор профессии, когда интуитивно осознаются и учитываются собственные потребности, оказывается лучшей профилактикой от болезней. А неправильный выбор профессии (а также: безработица, отказ от работы, выход на пенсию, принудительный выбор профессии) подвергает опасности здоровье.
Поэтому, наилучшей профилактикой от болезни в нашем обществе является предварительное консультирование по профессиональной деятельности и карьере, когда учитываются индивидуальные потребности влечений. К опасностям также приводят изменения в профессиональной деятельности, например, введение компьютерных программ, изменения рабочей среды.
Примеры: серийный убийца, работавший раньше пневматическим молотком и оказавшийся не удел; служащий банка, который после выхода на пенсию грабит банк; бывший преступник, становящийся шефом французской полиции; поджигатель, становящийся пожарником; священник, отдающийся написанию криминальных романов.
Судьбоносные выборы — это навязанный или свободный выбор.
Навязанный выбор = бессознательное повторение семейных и персональных несчастливых выборов (в любви, болезни и т. д.).
Свободный выбор = осознанное выявление не прожитых потребностей, стоящих за патологическим выбором, приводящее к: выбору другой профессии (профессионального объекта, хобби и т. д.); выходу из тисков семейной навязанности, избавлению от власти предков, прерыванию цепи болезней, навешенной на многие поколения.
Путь к исцелению ведёт от принятия контакта с отщеплёнными частями личности к достижению психической целостности (интеграции).
Сонди следует за выдвинутым H.Christoffel (1937) тезисом о том, «что у большинства исследователей-медиков, изучаемая ими сфера, находится в самом исследователе, хотя и открывается в окружающем мире, на который проецируется, и в котором, затем, изучается». Сонди не раз сообщает о случаях, когда остававшаяся неизвестной для испытуемого возможность болезни, осознавалась посредством прохождения анализа, а затем анализанд, обращавшийся за советом, выбирал свою собственную латентную или манифестную болезнь, в качестве области научных интересов. Хотя, бывает и обратное — когда исследователь выбирает какую-либо тему, в качестве области своих исследований, а позднее, сам заболевает от исследуемой им болезни.
Болезнь и расстройство функции веры.
Больным становится тот, кто всемогущество (фантазии о совершенстве) переносит на своё собственное Я или на другого человека, а не приписывает более высокой, сверхчеловеческой инстанции.
Когда всемогущество переносится на своё собственное Я – это выражается нарциссизмом и атеизмом. Атеизм проявляется такими симптомами, как ипохондрия и страх смерти. Человек не может вынести наделения себя всемогуществом, так как это означает разделение Все-ответственности. Человек принимает на себя такую задачу, которую он один реализовать не может и потому вынужден постоянно сражаться с «несправедливостью» и смертью.
Человек, передающий всемогущество одной из более высших инстанций, будет ведом сверху, и наделяться посильной для него ответственностью, так как он не один. Он ведом духом. Только такое трансцендентное, вечное и мистическое соучастие с духом, может дать нам уверенность в жизни и защитить от смерти.
Врач, психиатр должен быть чем-то большим, чем просто специалистом по болезням органов тела. Становление человека означает открытие верующей функции. Только тогда и удаётся лечить больные органы. Если врачу удаётся побудить атеиста к тому, чтобы он передал своё всемогущество более высокой инстанции, то у больного может исчезнуть присущий ему страх смерти.
Вот пример, связанный с учебной деятельностью студентов. Некоторые студенты слишком сильно увлечены естественными науками, техникой, чувствуя себя в чём-то ампутированными, внутренне опустошенными, склонными к безудержным наслаждениям или безнадёжности. Кто-то живет, словно в бункере с неразрушимыми стенами, куда никто не может проникнуть, из-за безграничного эгоизма. Душа такого студента пребывает в сфере Я словно в тронном зале. А другие студенты становятся агрессивными и деструктивными, вплоть до саморазрушения. А кто-то из студентов оказывается одержимым духом, отрицая то, что в них заложено человеческой природой. Они беспочвенно витают над реальной действительностью в своём богоподобии.
Молодым людям полезно осознать свою двойственную природу. Человек одновременно является природой и духом, расщелина между природой и духом должна преодолеваться посредством Высшего Я, «первосвященника», помогающего интегрировать противоположности эго-функций. Наиболее высшей, а возможно и важнейшей, функцией первосвященника, является функция веры, являющаяся переходом между этим миром и тем, между природой и духом.
Когда всемогущество переносится на другого человека, то возникает его идеализация с предъявлением нереализуемых, завышенных требований — а тогда, чаще всего, возникает разочарование и обесценивание.
«”Здоровым” — является человек, которому удаётся выдерживать, уравновешивать и интегрировать в сплачивающую целостность свои психические полярности в их динамических и диалектических взаимосвязях, достигая определённого равновесия. А “больным” — является человек, который вынужден расщеплять, чрезмерно соединять или переживать, в качестве непримиримых, противоположности, а потому — страдать. Путь исцеления заключается в принятии контакта с отщеплёнными частями личности и интеграции их в психическую целостность» (A.Altenweger etalii.Die Schicksalsanalyse nach Leopold Szondi / Schriftenreihe aus dem Szondi-Institut Zürich, № 1. 1995 г.)
Перевод на русский: Ильюша Светлана, АЛЬМАНАХ: 100 самых популярных статей газеты “Твоя судьба”, 2015-2020 гг. Статья 9. «ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ В СУДЬБОАНАЛИЗЕ»
Картинки Жан Беро.