В корпоративной сфере так сложилось, что все лавры, достижения и успехи часто пожинает руководитель, а как только случается ошибка, то начинается поиск козла отпущения среди сотрудников. Бизнес-консультант, ведущая бизнес-подкаста «Ласковая среда» и кандидат экономических наук Анастасия Ласковая рассказывает, почему вина за любую ошибку в компании лежит всё-таки на руководстве.
В любой компании вы найдёте сотрудников, которые работают не так, как хочет их руководитель. Слишком медленно соображают, постоянно делают ошибки в документах, не соблюдают дисциплину или, наоборот, думают только о регламентах, а не о сути.
Есть вроде бы хорошие ребята, но они делают не идеальный продукт. А есть гении, но они не командные игроки, с ними сложно договориться и коллегам, и клиентам. Возникает ощущение, что идеальных сотрудников, на которых можно полностью положиться, не бывает. И большинству руководителей проще снять ответственность за провалы с себя и начать винить всех подчинённых в том, что они плохо работают. Либо осуждать обстоятельства и внешние факторы: «Поколение ЕГЭ ничего не смыслит» или «Всех хороших сотрудников конкуренты разобрали».
Когда случается какая-то кризисная ситуация, то антикризисный менеджмент должен начинаться с анализа причин: почему это случилось? И в данном случае руководитель должен смотреть не сверху вниз на сотрудников в поиске виноватых, а на себя в зеркало.
Почему?
1. Вы дали человеку не ту работу.
В компаниях поменьше руководитель непосредственно отвечает за выбор тех людей, которые будут работать в организации, и за выбор их должностей. В более крупных фирмах за сложный процесс подбора правильных кадров отвечает HR-специалист. Но руководитель всё равно на финальной стадии утверждает кандидатуру, поэтому он тоже должен понимать основные принципы найма людей. Дальше руководителю важно ещё и протестировать человека в работе, быть вовлечённым в его процесс адаптации, чтобы понять, действительно ли эта должность и компетенции ему подходят. В зависимости от масштаба компании вовлечённость может быть разной — от непосредственного контроля за каждой задачей до ежедневных разговоров о том, как прошёл день на новом месте.
Работа любой компании будет эффективной тогда, когда каждый сотрудник будет на своём месте. И это место должно подходить ему по опыту, его хард и софт скилам, интересам, возможностям и перспективам.
2. Вы не обеспечили условия для хорошей работы.
Условия работы тоже в зоне ответственности руководителя: качественное оборудование, корпоративная культура, система мотивации, удобные места, зона отдыха, график работы, возможность управлять своим временем и психологический комфорт.
Часто сотруднику не дают раскрыть свой потенциал из-за существующих формальных ограничений или потому, что ему дали топор вместо молотка и поручили забить гвозди. В идеале каждый человек хочет заниматься тем, что ему интересно, в этом случае он и будет хорошо работать. Ваша задача как руководителя создать все условия для реализации этого интереса.
Если относиться к сотрудникам как к безответственным или нерадивым, они так и будут работать. Причина — убеждения руководителя, следствие — работа людей. А не наоборот.
Как адепт дата-ориентированного подхода к ведению бизнеса, я рекомендую подходить к любой проблеме с анализа текущей ситуации. Если вы узнали себя в мыслях о плохих сотрудниках, начните с самоанализа. Поговорите с людьми, узнайте, чего им не хватает, чтобы работать лучше, чем они на самом деле хотят заниматься, как им можно помочь. Возьмите ответственность на себя, и вам удастся собрать идеальную команду.
Как быть лидером в трансформирующемся мире, узнайте из подкаста «Займи слот» на СберПро Медиа.
#Лидерство #Менеджмент #Управлениекомандой