В последний день октября текущего года стало известно о скандале вокруг выставки о карельской культуре в Санкт-Петербурге. Мнение организатора выставки и известного карельского политолога — в нашем материале.
Конфликт
31 октября текущего года в сети появились сообщения о том, что выставку о культуре и эпосе Карелии начали травить в соцсетях жители Санкт-Петербурга. Экспозиция открылась еще месяц назад в библиотеке им. Чехова во Фрунзенском районе Северной столицы. Выставка посвящена карельскому фольклору и карельской этнографии, основанная на списке карельских божеств — его еще в 1551 году составил Микаэль Агрикола в предисловии к переводу Псалтиря.
Помимо гневных комментариев, поднявшиеся на «виртуальный крестовый поход» жители Петербурга, обратились к главе города Александру Беглову, в комитет Культуры: главная претензия состоит в том, что выставка, якобы, прививает молодому поколению ценности сатанизма.
«Ничего себе библиотека! „Кладезь знаний“. А на самом деле место разврата детей! Вы куда ведете молодое поколение? За собой в ад?
Если вам интересно мнение населения, то прислушайтесь к отзывам и закрывайте эту лавочку поскорее», — писали в комментариях (и это самое безобидное).
Сотрудники библиотеки и организаторы проекта «RUNOLA» недоумевают: как можно было так исказить и превратно понять цели и идеи выставки.
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Музея-заповедника «Кижи» и Национального музея республики, призвала сограждан к благоразумию:
«Совершенно очевиден весь абсурд происходящего. Мифология, этнография, история религии — всё это науки, изучающие старинные традиции и верования. Знания о древних религиях (и вообще научные знания о чем бы то ни было) совершенно не опасны для современного человека. Выставка является по сути художественно иллюстрированной научной работой», — написала Татьяна Бердашева в группе проекта.
Специалист НЕ с улицы
Татьяна Бердашева — научный сотрудник, дипломированный специалист, имеющий большой стаж работы в научной сфере этнографии и эпоса Карелии. Организаторы мероприятия оскорблены тем, что им приписывают сатанизм.
«Я не просто так ведь этим занимаюсь. Это целая наука, абсолютно у всех тезисов в выставке есть научные источники, они обоснованы. Ни о каком сатанизме речи не идет! По большому счету, это иллюстрированная научная работа», — поделилась с нашим изданием Бердашева.
По словам ученого, проект не является коммерческим — его организовали «по любви» — к Карелии, ее культуре, ценностям, эпосу.
«Мы совершенно не ожидали такой реакции: люди, которые даже не попытались вникнуть в суть работы, увидели сообщение о проводимой выставке и празднике Кегри, который намечен на 3 ноября, странным образом все интерпретировали», — сетует Бердашева.
Есть ли связь с Хэллоуином?
Так совпало, что праздник Кегри — карельский национальный праздник урожая — намечен организаторами выставки на 3 ноября, а 31 октября за рубежом празднуется Хэллоуин — восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Отметим, что Хэллоуин давно стал предметом споров — отмечать или нет в России? Так, например, в Якутии отмечать его в образовательных учреждениях запретили указом местного Минобразования.
«Нам вменили, что мы, якобы, отмечаем Хэллоуин. Ничего подобного! Мы отмечаем наш карельский традиционный праздник Кегри. В комментариях пишут, что на каждом стенде мы, якобы, прикрываемся веселыми стишками. А это, между прочим, карельские руны!», — поделилась Татьяна Бердашева.
Мы попросили известного карельского политолога Анатолия Цыганкова прокомментировать конфликт:
«Отношение к „Хэллоуину“ в обществе, да и на государственном уровне, в лучшем случае подозрительное. Публично отмечается чертовщина. И уже давно организации, считающие себя национально-патриотическими, ежегодно возбуждаются против „Хеллоуина“, добиваясь отмены таких мероприятий („бесовских плясок“), а лучше их запрета. Эта антихристианская дата уже стала объектом общественного поругания. И организаторы фольклорного праздника „Кегри“ должны были учитывать данное обстоятельство», — считает политолог, отметив, что, по его мнению, организаторы «Кегри» сами приравняли его к «сатанинскому» празднику.
Возьмем на себя смелость уточнить, что о «Хэллоуине» на постерах, афишах и в сообществах упоминаний не было. Возможно, на людей возымела влияние «аналогия» со сбором сладостей за рубежом и «ряженных» с постера о «Кегри», ведь о чужом празднике, к сожалению, мы знаем больше, чем о том, который отмечается на территории Карелии — российского региона.
Организованная травля?
В беседе с нашим изданием Татьяна Бердашева отметила: нападки на мероприятие были явно организованы.
«Комментаторы действовали слаженно, одновременно, с единым посылом. Некоторые из них были написаны со страниц, которые были созданы только для того, чтобы написать комментарий. Некоторые комментарии редактировались: сначала было написано одно, а затем это стиралось и менялось на что-то другое», — рассуждает куратор проекта.
Собеседница отметила: скорее всего нападки были организованы общественным объединением «Зов Народа», ведь в их петербургском отделении появилось обращение к Председателю Следкома РФ, Генпрокурору РФ, детскому обмудсмену РФ, Директору библиотечной системы Фрунзенского района, Федеральной службы по надзору в сфере по защите прав потребителей и здоровья человека.
Среди поводов к обращению члены сообщества указывают подрыв моральных и культурных ценностей, оскорбление чувств верующих (якобы мнение ученого, который считал, что название Эгряс восходит к фризскому «Святой крест», оскорбляет чьи-то чувства!), и ряд других, на наш взгляд, домыслов.
«Думаю, члены общественного движения „Зов народа“ в рамках своих уставных задач и ополчилось против очередного языческого действа. Библиотечное событие фольклорного характера они политизировали, углядев в нём даже покушение на суверенитет России. Организаторы фольклорной выставки, полагаю, были ошарашены таким небезопасным для них подозрением», — считает Анатолий Цыганков.
Есть ли связь с внешнеполитическими событиями?
Учитывая события, происходящие в России и за ее пределами, невольно думается, что подобная травля может быть организована далеко не с целью защитить традиционные русские ценности, а, наоборот — внести раздор между регионами.
«Это только мои догадки, возможно, это и не так, но странным образом совпали события в Махачкале и пик травли нашего проекта. Может, это связано, может нет, но выглядит все это очень подозрительно. В неспокойное время живем!», — поделилась Татьяна Бердашева.
Анатолий Цыганков успокаивает: то, что произошло в Махачкале, и травля проекта — события совершенно разного порядка.
«Судя по тому что я прочитал, связанное с этой публичной историей, тут нет большой политики и библиотечную выставку, организаторы которой хотели рассказать о карельском празднике урожая „Кегри“, никак нельзя ставить в ряд событий наподобие антиеврейского взрыва в дагестанском аэропорту „Махачкала“», — считает Анатолий Михалович.
*****
Сломаем четвертую стену и признаемся: во время написания этого материала, мы переживали не меньше, чем организаторы проекта. По данным последней переписи населения, в Карелии коренных представителей осталось едва ли 50 тысяч человек. Республика, ее жители гордятся, поддерживают, защищают свои коренные традиции. Если подобные нападки на культуру регионов с призывами «запретить/убрать/отказаться» будут продолжаться, что же тогда останется от многонационального государства, с богатейшим наследием?
*****
«Карельская мифология, как и любая другая, в том числе и русская, а шире говоря, славянская, — это, безусловно, никакой не сатанизм. И искать в народной мифологии что-то духовно гадкое, невозможное для морального общества — есть ни что иное как обскурантизм. С этим можно не соглашаться. Собственно, чем и объясняются действия организации „Зов народа“. Но у народа (людей) очень разные взгляды и кто-то из другого „зова“ разглядит в „Дне Кегри“ что-то совершенно иное — полезное, научно-просветительное», — отметил Аналолий Цыганков.
Ссылка на статью: https://karelinform.ru/news/2023-11-02/kak-karelskie-traditsii-stali-ob-ektom-travli-v-sankt-peterburge-3087241