Таким образом, только ближе к концу войны, в 1944-45 году, катастрофическая ситуация с обувью в "красной армии" более-менее "нормализуется". И в значительной степени это было связано с поставками по "лендлизу":
1). Американцы и англичане поставили РККА огромное количество качественных армейских кожаных ботинок (около 15,5 млн. пар) и большое количество качественной кожи для производства сапог (около 50 тыс. тонн).
При этом нужно отметить, что сами американские солдаты и офицеры, конечно, никаких обмоток не носили: если ботинки были высокие, то они просто "заправляли" низ штанины своих брюк в ботинки, а если ботинки были короткие, то они перетягивали низ штанины (чтобы она "не болталась") специальной небольшой (узкой) лентой на специальных застежках. А иногда они и вовсе носили брюки поверх ботинок (см. Фото 1-6 ниже).
А вот "красноармейцы", обутые в эти американские или британские ботинки, естественно, и дальше "по привычке" обматывали почти всю голень ноги все теми же обмотками. Так что обмотки в РККА никуда не исчезли даже в 1944-45 году.
2). По "лендлизу" американцы (с англичанами) поставили Совдепии огромное количество грузовых автомобилей, мотоциклов и железнодорожных локомотивов. И это не только резко повысило "мобильность" РККА, но и сильно снизило износ обуви: ведь теперь "красноармейцам" уже не приходилось совершать большие марши "на своих двоих" в сопровождении лошадиного (или даже верблюжьего) "гужевого транспорта". Соответственно, те ботинки или сапоги, которые уже были в РККА, теперь носились гораздо дольше.
Но и это еще не все! К 1944-45 году в РККА появляются - и уже в достаточно большом количестве - и сапоги! Откуда?
3). Частично производились самой Совдепией - из той кожи, которая поставлялась по "лендлизу".
4). Снимались с убитых или пленных немцев. У немцев сапоги были очень хорошие. Особенно у офицеров: немецкие офицерские сапоги были хромовые, из очень качественной натуральной кожи, с двойной подошвой, прошитой металлическими и деревянными гвоздями, с металлическими подковами на каблуках (для прочности каблуков). У немецких солдат также в основном были сапоги - немного попроще и с широкими голенищами, но тоже очень качественные (см. Фото 7-8 ниже).
И в РККА немецкие сапоги ценились очень высоко: обзавестись хорошими немецкими сапогами мечтали все солдаты и "красные командиры" РККА. И поэтому первое, что делали солдаты и "красные командиры" РККА с убитыми или пленными немцами (после того, как отбирали оружие) - это снимали с них сапоги. Пленным немцам они при этом либо отдавали свою поношенную и полностью разбитую обувь, либо вообще ничего не отдавали. Поэтому все пленные немцы очень быстро оказывались без обуви или же в полностью разбитых ботинках "красноармейцев" (см. Фото 9-11). И поскольку к 1944-45 году пленных и убитых немцев также уже было немало - к этому времени большое количество немецких сапог уже перешли к солдатам и "офицерам" РККА.
Более того, нередко "красноармейцы", находившиеся вблизи "линии фронта", рискуя жизнью, устраивали "засады" или ходили "в разведку" к немецким позициям только для того, чтобы "раздобыть" хорошие немецкие сапоги. И такие эпизоды встречаются иногда в "воспоминаниях фронтовиков".
5). Снимали сапоги со своих убитых товарищей. В Русской армии (как и во всех нормальных армиях нормальных государств) снимать сапоги (или какую-то другую одежду) со своих убитых товарищей было не принято. В "красной армии" это было "обычным делом" - не только по отношению к убитым солдатам противника, но и в отношении своих погибших товарищей. Убили товарища в сапогах - первым делом снимай с него сапоги! Все остальное потом - сначала сними с него сапоги! Мародерство (в том числе по отношению к своим же товарищам) было важнейшей традицией "красной армии", идущей еще со времен "гражданской войны". "Не от хорошей жизни", конечно: в дикой, нищей, голодной, тифозно-завшивленной большевицкой Совдепии часто это было просто "вопросом выживания". А на войне - тем более! Ведь от того, в какой обуви ходит солдат, зависит не только его здоровье, но и сама жизнь.
И поэтому все немецкие сапоги, снятые с убитых или пленных немцев и попадавшие в РККА, и в дальнейшем, так сказать, "находились в обороте" - они просто "передавались" от одного убитого "красноармейца" другому, пока не приходили в полную негодность.
И, кстати сказать, этими же советскими "традициями мародерства" объясняется и то, что чекисты во время своей инсценировки "картины замерзания" дятловцев в 1959 году сняли всю верхнюю одежду с Дорошенко и Кривонищенко и устроили небольшой "маскарад" с переодеванием дятловцев в чужую одежду - пытаясь изобразить, что дятловцы снимали одежду со своих уже погибших товарищей, чтобы "утеплиться" самим. Для советских (тем более, для чекистов) мародерство и грабежи, повторюсь, были "обычным делом", для них это казалось совершенно естественным: если кто-то из дятловцев уже "замерз", то почему бы другим дятловцам тут же не поснимать с него одежду? "А чо такова?" Вот только дятловцы уже принадлежали к другому поколению, и, к счастью, эти "славные советские традиции" для них уже были чужды.
6). После того, как РККА начала наступление и дорвалась до немецких складов - естественно, первым делом с этих складов разбирались немецкие сапоги.
7). Наконец, с 1943 года увеличилось производство советских кирзовых сапог (их в основном производили на Кировском комбинате искусственной кожи "Резина"). Надо сказать, что советские к тому времени попытались улучшить это свое уродливое изобретение, и за "улучшение" их качества 10 апреля 1942 года два главных создателя этого уродства - Александр Хомутов и Иван Плотников, а также еще 9 человек, причастных к созданию заменителей натурального сырья для обуви, даже получили Сталинскую премию второй степени.
И к 1943 году эти советские кирзовые сапоги (см. Фото 12 ниже) действительно уже не ломались, как раньше. Но зато они теперь после недолгого ношения и соприкосновения с влагой страшно разбухали и становились очень тяжелыми. И поэтому многие солдаты и вновь испеченные "офицеры" РККА и дальше предпочитали носить ботинки с обмотками. А кое-кто все же постепенно к ним привыкал: ведь сапоги, даже такие уродливые, как ни крути, меньше промокают. И такие солдаты и "офицеры" - уже зная об этой особенности кирзовых сапог - просто сразу брали их на 1-2 размера больше своей ноги: чтобы, когда они разбухнут, их можно было носить и дальше. И к 1944-45 году таких кирзовых сапог в РККА уже было довольно много.
И поэтому когда большевицкая "красная армия" вошла в Европу, а затем - в Берлин, она представляла из себя, с точки зрения обуви, довольно пестрое зрелище.