Николай Михайлович Форегер, советский театральный критик и режиссер, полагал, что цирк «…является сиамским близнецом театра» [Голдберг, 2020, с. 48], приводя в пример комбинацию театра и цирка в постановках елизаветинской Англии и Испании XVII века.
Я, в свою очередь, рискну назвать варьете сиамским близнецом цирка.
Цирк и варьете – родственные души. Ведь как в варьете, так и в цирке можно увидеть самых красивых, статных женщин в необычных образах, с необычными способностями, но всегда – ярких.
Цирк всегда (в частности – во времена СССР) был легальной формой стриптиза, на который, к тому же, можно безнаказанно прийти с ребенком. И в варьете и в цирке номер почти всегда строится на столкновении жеста с материалом – жест и его предмет служат одной цели – эстетизации труда [Барт, 2017, с. 250].
Цирк стремится к варьете. Атмосфера как мюзик-холла, так и цирка всегда немного безумна, всегда феерична и как бы слишком, за гранью красива. Здесь уместно упомянуть «Королевский цирк» (реж. Гия Эрадзе).
Масштабные, красочные, современные шоу Гии Эрадзе – это не только качественная дрессура и талантливые трюки артистов разных жанров. В отношении декора, костюмов – это настоящее варьете. «У меня есть «пунктик» – все артисты должны быть красивыми» – так говорит Гия, и действительно придерживается этого правила. Красивы и сексуальны в его шоу как женщины, так и мужчины.
Еще в начале XX века артисты цирка и футуристы, выступающие в кабаре, находились в тесном сотрудничестве: клоун-прыгун-памфлетист Виталий Лазаренко участвовал в многочисленных постановках санкт-петербургского кафе «Бродячая собака» [Голдберг, 2020, с. 43].История этого места заслуживает отдельной статьи.
Варьете, в свою очередь, многому научилось у цирка. Основной фактор их «родственности» – первенство трюка, как главного средства выразительности в номере.
Как в цирковой клоунаде, эксцентрике и комических номерах трюк – «…неожиданное или контрастное действие, вызывающее смех» [Шнеер, Славский, 1979, с. 331].
Для варьете трюком будет являться раздевание.
---
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Голдберг Роузли. Искусство перформанса. От футуризмадо наших дней – М.: Музей современного искусства “Гараж”, 2020.
Барт Ролан. Мифологии. – М.: Академический проект, 2017.
Шнеер А.Я., Славский Р.Е. Цирк. Маленькая энциклопедия. – М.: “Советская энциклопедия”, 1979.