Найти тему

Ко Дню народного единства: фронтовые концертные бригады в годы Великой Отечественной войны

Программа концертов на призывных пунктах Москвы 9 июля 1941 г. Июль 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 950. Л. 99. Машинопись.
Программа концертов на призывных пунктах Москвы 9 июля 1941 г. Июль 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 950. Л. 99. Машинопись.

«После речи Вячеслава Михайловича Молотова 22 июня 1941 г. мы позвонили начальнику Главного управления музыкальных учреждений В.Н. Сурину с просьбой, учитывая наш опыт работы в Финскую компанию 1940 гг., – считать нас готовыми выехать и сейчас», − так описывал начало работы своей фронтовой концертной бригады один из самых известных советских конферансье − Михаил Наумович Гаркави. Одной из самых именитых участниц этой бригады была народная любимица Лидия Русланова. Но под этими словами могли бы подписаться тысячи советских артистов, которые с первых дней Великой Отечественной войны на деле доказали свое единство с народом и его защитниками – бойцами и командирами Красной армии.

Идея поддержания духа армейских частей и госпиталей, − как тогда говорили, «культурного обслуживания», − родилась не в 1941-м, поскольку плодотворное сотрудничество искусства и армии началось еще в годы Гражданской войны. Однако только в Великую Отечественную фронтовые бригады стали неотъемлемой частью военного быта, а организация их работы, как подбор состава артистов, их распределение по фронтам и тыловым учреждениям, так и формирование репертуара, − осознавались как задачи государственной важности.

Лидия Русланова в составе фронтовой бригады Центрального дома работников искусств выступает перед бойцами Южного фронта. Фотография. Сентябрь 1941 г. РГАЛИ. Ф. 2799. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 26.
Лидия Русланова в составе фронтовой бригады Центрального дома работников искусств выступает перед бойцами Южного фронта. Фотография. Сентябрь 1941 г. РГАЛИ. Ф. 2799. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 26.

23 июня 1941 г. ЦК профсоюза работников искусств по итогам состоявшегося внеочередного пленума обнародовал обращение ко всем творческим работникам: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом». Уже утром 24 июня 1941 г. Комитет по делам искусств при СНК СССР (КПДИ) разослал директорам московских театров телефонограмму, в которой запросил к 10 часам вечера того же дня списки артистов, которые могли быть задействованы в фронтовых концертных бригадах.

Участники фронтовой концертной бригады перед отъездом из Москвы: М.В. Миронова (третья слева), В.М. Гусев (четвертый слева), А.И. Райкин (пятый слева), Л.М. Студнева (пятая справа), Л.С. Ленч (четвертый справа), Л.О. Утесов (первый справа) и др. Сентябрь 1941 г. РГАЛИ. Ф. 24. Оп. 3. Ед. хр. 106. Л. 8. Фотография.
Участники фронтовой концертной бригады перед отъездом из Москвы: М.В. Миронова (третья слева), В.М. Гусев (четвертый слева), А.И. Райкин (пятый слева), Л.М. Студнева (пятая справа), Л.С. Ленч (четвертый справа), Л.О. Утесов (первый справа) и др. Сентябрь 1941 г. РГАЛИ. Ф. 24. Оп. 3. Ед. хр. 106. Л. 8. Фотография.

В столице работой по организации концертных бригад с 22 июня руководил Московский городской комитет ВКП(б). 1 июля эта работа была полностью передана оперативной группе при КПДИ, сразу же начавшей выдачу нарядов на обслуживание воинских частей, в том числе, и по заданиям горкома. Вскоре к формированию фронтовых бригад подключились Всероссийское театральное общество (ВТО), оперативно сформировавшее фронтовой театр и четыре бригады артистов, а также Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО), которое с декабря 1941-го полностью взяло на себя обслуживание частей РККА Москвы и Московской области по заявкам политуправлений, призывных пунктов и работников трудового фронта.

29 июня одной из первых на Западный фронт выехала бригада Михаила Гаркави. В ее состав вошли Лидия Русланова, Владимир Хенкин, Игнатий Гедройц и другие артисты. За два месяца бригада дала 65 концертов; затем ненадолго вернулась в Москву и 17 сентября вновь выехала уже на Южный фронт, где выступала перед частями Красной армии на Донбассе и в Запорожье, дав за четыре недели 70 концертов. К декабрю 1941 г. на фронтах выступали уже десятки фронтовых коллективов, в том числе, бригада московских артистов под руководством В.А. Филиппова, бригады Центрального театра Красной армии, Большого и Малого театров, Театра имени Вахтангова, МХАТа, Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и многие другие, а также сборные концертные коллективы.

Командование приглашает актеров фронтовой бригады Ивановского театра музыкальной комедии в землянку на ночлег. Калининский фронт, ноябрь 1941 г. РГАЛИ. Ф. 970. Оп. 22. Ед. хр. 2773. Л. 11. Фотография.
Командование приглашает актеров фронтовой бригады Ивановского театра музыкальной комедии в землянку на ночлег. Калининский фронт, ноябрь 1941 г. РГАЛИ. Ф. 970. Оп. 22. Ед. хр. 2773. Л. 11. Фотография.

О том, с каким риском приходилось работать артистам в период активного немецкого наступления и напряженной обороны осенью 1941-го, М.Н. Гаркави вспоминал: «Приехав в Орехово, мы договорились на 5 часов вечера о выступлении перед артиллеристами генерала Неделина. В 4 часа, сидя в комендатуре, ожидая прихода за нами политработника, машинально выглянув на улицу, мы увидели бегущих окровавленных людей. Почуяв недоброе, вышли на улицу. Люди махали руками и на вопрос отвечали только: “Танки!”. Я собрал группу, сел в машину и поехал сам, не ожидая посыльного. Когда через 20 минут я прибыл в ту артиллерийскую часть, ко мне вышел генерал и, увидев меня с товарищами, сказал: “Как, вы еще здесь? Я же приказал, чтобы вы уезжали из города”. На мой вопрос, что случилось, он ответил: “Немецкие танки заняли Жеребец”. И, повернувшись, крикнул: “Еще машину. 10 автоматчиков с младшим лейтенантом Козыревым охранять артистов. Немедленно выезжайте по направлению…” И, отдавая мне карту, сказал: “Езжайте в Токмак, но полем. По дорогам не ездите. До свидания”. Через пять минут подъехала машина с автоматчиками, мы выехали из города Орехов в 5 часов вечера. В 6 часов город был занят немцами».

Командировочное удостоверение, выданное М.М. Плисецкой для выезда в действующую армию, сроком с 5 мая по 1 июля 1942 г. 4 мая 1942 г. РГАЛИ. Ф. 3266. Оп. 2. Ед. хр. 143. Л. 1. Фотокопия.
Командировочное удостоверение, выданное М.М. Плисецкой для выезда в действующую армию, сроком с 5 мая по 1 июля 1942 г. 4 мая 1942 г. РГАЛИ. Ф. 3266. Оп. 2. Ед. хр. 143. Л. 1. Фотокопия.

Не всегда поездки концертных бригад в прифронтовые районы заканчивались счастливым спасением. Есть в их истории и трагические страницы. Так, в начале лета 1942 г. в окружении под Харьковом почти в полном составе погибла 10-я фронтовая бригада Центрального театра Красной армии. Народная артистка СССР Нина Сазонова, входившая в состав этой бригады, несколько дней скрывалась от немцев, переодетая в крестьянское платье, но смогла все-таки выйти из окружения и позднее в письме к режиссеру ЦТКА А.Д. Попову с горечью писала: «Мы все так сдружились, так помогали друг другу! В самый тяжелый момент все так держались, мужчины ходили с оружием отбивать одну атаку. Мне пришлось перевязывать раненых».

Пешие переходы и перебежки по несколько километров под обстрелами, жизнь в землянках, выступления на морозе, когда валенки, ушанки и ватники сбрасывались за несколько минут, чтобы уступить место нарядным концертным платьям, начало минометных обстрелов и вражеских авианалетов во время концерта – все это скоро стало обыденной стороной жизни артистов фронтовых бригад. И все же, несмотря на порой смертельный риск, многие из них признавались впоследствии, что такого идеального зрителя, такого жадного и искреннего внимания к своему искусству, как на фронте, им не доводилось встречать больше нигде.

Д.Д. Шостакович (второй слева в первом ряду) после шефского концерта в Н-ском госпитале в группе с музыкантами и ранеными бойцами. 1942 г. РГАЛИ. Ф. 2932. Оп. 3. Ед. хр. 417. Л. 5. Фотография.
Д.Д. Шостакович (второй слева в первом ряду) после шефского концерта в Н-ском госпитале в группе с музыкантами и ранеными бойцами. 1942 г. РГАЛИ. Ф. 2932. Оп. 3. Ед. хр. 417. Л. 5. Фотография.

В условиях, когда сценой для выступления зачастую становился окоп, лесная поляна или кузов грузовика, особенно остро вставал вопрос подбора репертуара. В зависимости от состава бригады, концерт мог включать в себя «монтировки» и отрывки из спектаклей, исполнение песен, чтение прозаических и стихотворных произведений, танцевальные номера, фокусы и цирковые репризы. Большинство бригад получало положительные отзывы зрителей, но иногда со стороны командования выдвигались и встречные пожелания, например, «каждую программу приблизить по содержанию к боевой специфике частей, дать местную злободневность, отмечать лучших бойцов, ставить примером их боевые героические поступки».

Фронтовая бригада Малого театра после концерта в 3-й Воздушной армии. В центре – генерал-майор авиации М.М. Громов и народный артист СССР А.А. Остужев. Калининский фронт, 1-2 марта 1943 г. РГАЛИ. Ф. 2403. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 2. Фотография.
Фронтовая бригада Малого театра после концерта в 3-й Воздушной армии. В центре – генерал-майор авиации М.М. Громов и народный артист СССР А.А. Остужев. Калининский фронт, 1-2 марта 1943 г. РГАЛИ. Ф. 2403. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 2. Фотография.

В тех тяжелых условиях, в которых приходилось работать фронтовым бригадам – в отсутствии времени и места для репетиций, при спартанском быте и невозможности возить с собой полноценные декорации и реквизит – выполнить такие просьбы было сложно. Но КПДИ совместно с политуправлениями РККА постоянно работал над изменением и пополнением репертуара фронтовых бригад. Хотя в него обязательно входили произведения русской классики, особое внимание уделялось актуальным произведениям, которые использовались в концертах фронтовых бригад буквально через несколько месяцев после выхода в печати.

Так, списки стихотворений, рекомендованных для концертов в честь 25-летия РККА в феврале 1943 г., включали в себя «Василия Теркина», «Партизанку» и «Балладу о Москве» А.Т. Твардовского, «Я пою месть», «Таню» и «Песню гнева» А.А. Суркова, «Из фронтовой тетради» И.П. Уткина, «Три кубка», «Балладу о коммунистах» и «Слово о 28 гвардейцах» Н.С. Тихонова и другие стихи, появившиеся в центральной и фронтовой печати преимущественно в течение 1942 г. Обязательной частью почти любого выступления были юмористические номера. К слову, именно во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин, руководивший фронтовой бригадой, начал выступать со своими знаменитыми сатирическими миниатюрами.

Бойцы 3-го Украинского фронта на выступлении фронтовой бригады ВГКО с участием Л.М. Студневой. 1944 г. РГАЛИ. Ф. 3053. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 5, 6. Фотография.
Бойцы 3-го Украинского фронта на выступлении фронтовой бригады ВГКО с участием Л.М. Студневой. 1944 г. РГАЛИ. Ф. 3053. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 5, 6. Фотография.

В общей сложности за годы войны из артистов московских театров, цирков и других учреждений культуры было сформировано около 700 бригад, из артистов Ленинграда – около 500. Свою немалую лепту в общее дело вносили областные и республиканские театры, цирки, филармонии и творческие вузы. На импровизированных подмостках выступали именитые артисты – мэтры столичных театров и студенты театральных институтов, клоуны и артисты-кукольники, оперные певцы и фокусники. Помимо передовой, фронтовые бригады давали концерты в госпиталях, где особенно заметна была общественная работа приезжавших к бойцам артистов, выполнявших также просьбы фронтовиков в розыске родных.

Выступление концертной бригады ВГКО перед бойцами 3-го Украинского фронта. 1944 г. РГАЛИ. Ф. 3053. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 14. Фотография.
Выступление концертной бригады ВГКО перед бойцами 3-го Украинского фронта. 1944 г. РГАЛИ. Ф. 3053. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 14. Фотография.

Вероятно, одной из самых юных участниц фронтовых концертов была 16-летняя Майя Плисецкая, а одним из самых пожилых – звезда русской драматической сцены, народный артист СССР Александр Алексеевич Остужев, которому в апреле 1944 г. исполнилось 70 лет. Вместе с фронтовыми бригадами Малого театра Остужев неоднократно выезжал в действующую армию, на передовую. Весной и летом 1942 г. актер был участником 48 концертов для летчиков Северо-Западного и Западного фронтов, а 1 марта 1943 г., в дни решающих событий Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции, он выступал перед личным составом легендарной 3-й Воздушной армии под командованием генерал-майора авиации Михаила Громова. Позднее М.М. Громов вспоминал: «Я не могу забыть, с каким самоотверженным творческим порывом уже очень больной Остужев готовился прочесть нам монолог Скупого рыцаря, и с каким темпераментом, глубиной и выразительностью он произносил его».

Всего, по разным оценкам, с июня 1941 по май 1945 гг. фронтовыми бригадами было дано от 1 миллиона 350 тысяч до полутора миллионов спектаклей и концертов. В них участвовало порядка 42000 артистов со всего Советского Союза из почти 4000 бригад. Многие из них дошли с Красной армией до Берлина, и свои последние концерты давали уже не у заснеженных землянок и в залитых водой окопах, как в 1941-м, − а у стен поверженного Рейхстага.

Письмо маршала Советского Союза Г.К. Жукова председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко о командировании Л.А. Руслановой на 1-й Белорусский фронт. 13 декабря 1944 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 5. Ед. хр. 640. Л. 65. Авторизованная машинопись с резолюцией М.Б. Храпченко от 21 декабря 1944 г.: «Надо эту просьбу удовлетворить» и резолюцией начальника отдела эстрады Главного управления музыкальных учреждений КПДИ В.Е. Ендржеевского от 24 декабря 1944 г.: «Выполнено. Т. Русланова отправлена».
Письмо маршала Советского Союза Г.К. Жукова председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко о командировании Л.А. Руслановой на 1-й Белорусский фронт. 13 декабря 1944 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 5. Ед. хр. 640. Л. 65. Авторизованная машинопись с резолюцией М.Б. Храпченко от 21 декабря 1944 г.: «Надо эту просьбу удовлетворить» и резолюцией начальника отдела эстрады Главного управления музыкальных учреждений КПДИ В.Е. Ендржеевского от 24 декабря 1944 г.: «Выполнено. Т. Русланова отправлена».

К.В. Яковлева, начальник отдела РГАЛИ