737 подписчиков

D.Gray-man (обзор аниме)

Долгий и неоконченный сказ о борьбе экзорцистов и акума, добра и зла в этом мире. Шутовство, шаблоны и непривычная жестокость чёрно-белого конфликта.

Не обошлось и без красивой девушки.
Не обошлось и без красивой девушки.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт о весьма немаленькой адаптации манги Кацуры Хосино «D.Gray-man», что выходит с 2004 года и до сих пор (что как бы само себе спойлер относительно законченности сюжета), занявшей аж сто три серии и два года выпуска; продолжение 2016 года, «Ди Грей-мен: Святые» рассматривать не будем, ибо оно пропускает пятьдесят глав первоисточника, чтоб экранизовать последние... зачем-то (для фанатов, видать). Каким же вышла завязка и цвет борьбы Экзорцистов против порождения злобного Графа – акума? Удалось ли в длинной истории сохранить интригу, не растеряв темпы, да показать, что и в абсолютно чёрно-белый конфликт можно привнести что-то своё? Об этом и не только в обзоре.

Итак, начали!

1. О сюжете.
Студия: TMS. Годы выхода: 2006-2008. Средневзвешенная оценка: 8,02 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 301 939); личная оценка – 7,05.

Сзади: Тысячелетний Граф. Спереди: Линалли Ли, Аллен Уолкер, Тимпкампи и Канда Ю. Источник: zerochan.net.
Сзади: Тысячелетний Граф. Спереди: Линалли Ли, Аллен Уолкер, Тимпкампи и Канда Ю. Источник: zerochan.net.

С давних пор избранные среди человечества, Экзорцисты, ведут борьбу с акума – порождениями злобного Тысячелетнего Графа, созданными им с помощью душ умерших людей. Для успешной борьбы не помешают осколки т. н. Чистой силы, дающие сверхспособности экзорцистам и позволяющие им на равных сражаться с акума; в частности, противостоять их инфекции. В эту борьбу охотно втягивается юный Аллен Уолкер, что потеряв опекуна Ману, оказался учеником генерала экзорцистов Кросса (и было это такое себе удовольствие). После чего Аллен отправляется в штаб Ордена экзорцистов, дабы стать полноценным участником этой многолетней войны. Там ему предстоит найти новых друзей: боевую красавицу Линалли Ли, молчаливого и надменного Ю Канду, генки Лави (в отличие от остальных, он не экзорцист, а книгочей и по идее должен записывать историю), растяпу Миранду, вампира Алистера Кроули и др. Все вместе они должны помешать планам Графа и его приспешников Ноев (людей, что занятно) привести этот мир к концу, уничтожить всех акума и, если повезёт, узнать нечто о своём и чужом прошлом.

1.2 Портящие атмосферу мелочи и детали покрупнее. Два оттенка серого.

Настоящий злодей, ё... леро. Источник: Яндекс.Картинки.
Настоящий злодей, ё... леро. Источник: Яндекс.Картинки.

По идее, аниме пытается показать борьбу людей с акума именно что жестокой, а следовательно, серьёзной (тут всё таки не чёрная комедия), но есть несколько вещей, что портят всё восприятие. В первую очередь это касается главного антагониста, выглядящего как абсолютный клоун, хотя в аниме Клоуном (вернее сказать Джокером, но в каком переводе смотрел, в таком привычнее) называть будут его противника, то есть Аллена. Нет, в той своей форме пробуждения он тоже выглядит не сказать, что устрашающе, но всё ещё куда серьёзнее и убедительнее Графа. И даже знание причин того, почему у главного антагониста такой дизайн – мангаке хотелось показать карикатуру на типичного джентльмена викторианской эпохи – не спасает, ибо подобным карикатурам место в «Крокодиле», а не там, где ценой за становление акума становится жизнь тех, кто души из того мира захотел призвать, не смирившись с утратой. Туда же и пресловутое различие в повседневном поведении Графа, мирно вяжущего чулочка и договаривающегося о производстве акума в новой точке земного шара. Выглядит, конечно, уморительно. А потом покажут, как акума атакуют города, превращая десятки статистов в пыль. И подобные контрасты мной воспринялись не на ура.

Лор тоже не сказать, что идеальный: ради того, чтоб посильнее нагнетать (убрали бы клоунаду и нагнетать дополнительно вообще ничего не пришлось, но куда там) атмосферу, неожиданно заявляют, что в Японии, которую Граф сделал своей резиденцией, уже 80% населения акума. Повисшие в воздухе вопросы «а как эти люди там выживают? Они все экзорцисты или их скоро истребят? Орден там ничего не планирует сделать с целой страной, превращённой в плацдарм акума?» оставьте при себе. Как и вопрос об отношении правительств к акума и знают ли вообще там о них (по идее должны бы, ибо порой Орден прям вообще не стесняется). Туда же отправили и потенциально неплохую идею о градации акума не только по силам, но и по уровню самосознания, в зависимости от уровней: если первый уровень лишь тупые исполнители приказов, то второй имеет самосознание и даже способен испытывать чувства (как любовница Алистера), но третий и четвёртый (заявленный в самом конце аниме) всего лишь маньяки, для коих приказы переплетаются с собственным маньяческим желанием причинять страдания людям. Вроде и имеет смысл (чем выше уровень, тем выше степень разложения души, заложенной в акума), но по итогу лишь на втором уровне можно встретить запоминающихся акума, сумевшие пойти против навязанной им Графом природы и попытаться вернуться к истокам, к человечности.

С другой стороны не слишком ли многое я требую от аниме, где самая суть проста до безобразия и абсолютно не меняется от начала и до конца? Есть люди, что защищают себя от акума, и есть акума, что по воле Графа и его хотелок, в аниме никак кроме злого умысла не объяснённых, нападают на людей. Абсолютно однозначный конфликт «наших» и «не наших», где последним сопереживать можно лишь на уровне представителей семьи Ноя, но и то с расчётом, что их причины участвовать в этом либо потом объяснят, либо они сами сменят сторону (в аниме я такого не дождался, хотя с Род Камелот это могли хорошо обыграть). В остальном же сопереживания второму лагерю нет никакого: если в «Усопших» у кровососов была биологическая причина, то тут акума изначально подневольные создания, искусственно созданные Графом для нужной ему одному цели. Притом борьба эта нифига не окончена: как и говорилось выше, первоисточник до сих пор в онгоинге, а авторы адаптации не из тех, кто написали концовку сами (как в каком-нибудь первом Алхимике): досняли арку и нормально. И это в самом деле нормально, чаще всего в аниме-индустрии именно такой подход к экранизациям и встречается. А вот снимать продолжение только для читавших, опустив кучу событий (хотя опять же, не впервой) на мой взгляд, ненормально и попросту некрасиво.

1.3 Настоящая непрерывная битва, мрачность и вновь о демонах.

И будет путь к победе святого воинства усеян трупами вражескими и невинными, тех, кто не был спасён в миру, но отправлен в Царствие небесное. Источник: там же.
И будет путь к победе святого воинства усеян трупами вражескими и невинными, тех, кто не был спасён в миру, но отправлен в Царствие небесное. Источник: там же.

Не смотря на свои недостатки, порой весомые, в целом «Ди Грей-мен» удался. Во многом потому, что он повествует о настолько невесёлой и тяжёлой борьбе во всех смыслах этого слова, притом идущей здесь и сейчас; для сравнения, в том же «Алхимике», исключая финал, почти все жертвы относятся к прошедшему времени, а здесь и сейчас особо никто и не гибнет. В «Ди Грей-мене» же война людей с акума показана именно как война, притом потери несут обе стороны: люди, естественно, меньшие, иначе бы их Орден давно уничтожили бы вместе со всеми осколками Чистой Силы. Однако и противник вполне способен организовываться и наносить массированные удары: чего стоит одна атака по Барселоне акума, унёсшая жизни полутора сотен человек. Пусть и мрут преимущественно статисты, это задаёт тон повествованию, показывая, что смерть ходит очень близко. А однажды демонстрируется и то, как даже главный герой, не смотря на все свои старания и превозмогания оказывается неспособен помочь спасти заблудшую душу и сохранить ей жизнь. Ибо для этого уже слишком поздно. Даже в филлерных эпизодах, на сюжет не влияющих (хотя местами неплохо дополняющих), не всё получается у героев, и речь не о временном поражении, а о потере чистого кусочка чистой силы, что с учётом крайней ограниченности сил экзорцистов очень болезненная потеря.

Сравнительно неплохо подошли к вопросу организации, хотя и не стали зацикливать на нём внимание: так, Орден сам по себе не более, чем сотня бойцов, способных биться с акума. Вместе с тем, чтобы они могли этих акума находить (не самим же бегать) и в целом быть в курсе дел в мире, существует целая сеть Искателей, занимающихся поиском и анализом слухов и прочей информации об акума. По сути, львиная доля работы по поиску обычных акума лежит на них, и они по сути составляют основание пирамиды борьбы со злом. К сожалению, именно об их деятельности в аниме особо ничего не расскажут, однако сам факт, что в кои-то веки вспомнили про важность данных и владения ими, весьма похвален. Также вышла весьма специфичная атмосфера стимпанка с элементами из будущего навроде ЭВМ из 1940-х, что, как ни странно, не портит картину, а скорее подтверждает: без усилий во всех направлениях Орден бы пал куда раньше. Стало быть, без прогресса никуда.

А Нои тут ещё и двуличные лицемеры, способные как создавать и поддерживать устойчивые связи с людьми (может даже искренние), так и без капли жалости выполнять свою работу в отношении всех остальных. Источник: там же.
А Нои тут ещё и двуличные лицемеры, способные как создавать и поддерживать устойчивые связи с людьми (может даже искренние), так и без капли жалости выполнять свою работу в отношении всех остальных. Источник: там же.

Если же говорить о моральных вопросах, подымаемых в аниме, то помимо вполне очевидной борьбы добра со злом и религии, подкреплённых в вере Ордена в Бога и соответственно отступничестве Графа, отсылок к Библии (от семьи Ноя, до иудейской цитаты о том, что искупление принесут шуты) и прочем, смогли также в тему предательства и отступничества обычных людей. Для которых собственная жизнь и желание увидеть близких может оказаться даже превыше святой клятвы и боевого братства (последнее частично перекликается с темой предательства на войне), так что призрачная надежда может толкнуть на непоправимый поступок, после которого прямая дорога в ад. Однако и сам Орден не является святым местом: не смотря на полную однозначность самого конфликта, методы в Ордене для достижения заветной победы над всеми акума используют порой жестойчайшие, не гнушаясь экспериментами над детьми и опытами по созданию искусственных экзорцистов, в которых Чистая Сила была бы вживлена насильно: не Божьей, но человеческой волей. Это лишний раз напоминает о том, сколь несовершенен род людской. Не стоит списывать со счётов и саму систему становления из душ умерших акума: для этого их в этот мир должен призвать человек, а Граф формально лишь инструмент (на деле неплохой манипулятор), что помогает людям добиться их же желаний. Вновь, как и в «Сейлормуне», к демонам прежде всего нужно захотеть обратиться, дабы они смогли исполнить желание. Хотя в данном случае конечно речь о лживой природе этих самых демонов, нежели о специфическом, но исполнении желаний.

2. Персонажи.

Аллен Уолкер – главный герой истории, паренёк с весьма необычными сверхспособностями. Рано потерял родителей, какое-то время воспитывался неким Маной (об истинной природе которого ещё предстоит выяснить), а позднее стал учеником Кросса. В его левой руке заключена Чистая Сила (паразитического типа, т.е. активна постоянно), позволяющая бить акума. Впоследствии неоднократно спасает его, а сам Аллен проходит несколько стадий пробуждения и даже оказывается втянут в дела семьи Ноев. По характеру самый обычный добродушный парень, что очень много ест из-за своего типа силы. Постоянно путешествует с Тимкампи. Изначально стремился лишь побороть всех акума, но встретив в Ордене новых друзей осознал, что хочет защитить всё человечество, чему и символически посвятил левую руку.

Линалли Ли (CV Сидзука Ито) – главная героиня, обычная девушка, в меру эмоциональная, в меру весёлая. Очень дружелюбна, мила и отзывчива. Сильно беспокоится о своих друзьях, особенно за Аллена, имеющего нехорошую привычку брать всё на себя и лезть на рожон. Родом из Китая, однако уже с детства в Ордене, так что о доме практически ничего не помнит. А вот о Оредне сохранились и весьма тяжкие воспоминания, не смотря на которые она искренне считает его своим домом, а его членов своей семьёй, отчего её решимость в борьбе столь крепка. Крайне неохотно показывает свои собственные слабости. Сильно переживала, когда Аллена не было в их компании. В бою использует сапоги, позволяющие ей бегать быстрее, летать и ходить по воде. До того, как во второй половине аниме её не обкорнали, одна из самых красивых девушек нулевых.

Ю Канда – молчаливый мечник, что изначально с крайнем пренебрежением относится к Аллену, да и к Лави тоже, да и вообще улыбающимся или просто довольным его сложно увидеть. Постоянно грубит окружающим, однако относительно неплохо общается с Линалли. Тем не менее в бою способен закрыть любого, хотя помощи принципиально не попросит. В бою орудует катаной и несколькими иллюзиями, от выброса адских жуков до запретной техники, использование которой укорачивает его жизнь.

Лави – добродушный и весёлый безбашенный парень-генки, что очень быстро ладит с Алленом и Линалли. Не смотря на свой жизнерадостный характер, поскольку принадлежит к книгочеям, а не Ордену, главная его задача не помогать Ордену и новым друзьям, а вести летопись тайной истории, стараясь оставаться нейтральной стороной. На основе чего со временем в нём возникает внутренний конфликт. Участвовал в 48 войнах. В бою орудует, прости Господи, кувалдой из мультика Tiny Toon, что как бы само себе ломает атмосферу, не смотря на всё её примочки.

Миранда Лотто – изначально простая безработная девушка, которую выгнали уже отовсюду в её родном городке по причине катастрофической неуклюжести, а дети публично дразнили. Посему неудивительно, что девушка очень долгое время страдает крайне заниженной самооценкой и полным неверием в собственные силы. Впоследствии становится экзорцистом, способным отматывать время назад в пределах небольшой области, исцеляя раны и восстанавливая повреждённые объекты, однако с прекращением действия Чистой Силы эффекты отменяются.

Алистер Кроули Третий – отпрыск некоего благородного семейства, живший в особняке вместе с возлюбленной Элиадой (акума второго уровня, но и они любить умеют). Изначально считал себя вампиром и не выходил за пределы замка, дабы никому не навредить и лишь потом оказалось, что тянет его только к крови акума, ибо такова была природа заключённой в нём чистой силы. Впоследствии присоединяется к Ордену, становясь надёжным товарищем в бою.

Кросс Мариан – один из пяти (впоследствии четырёх) генералов, то есть сильнейших ныне живущих обладателей чистой силы. В миру же обычный бабник и кутёжник, что не прочь выпить. Набрал долгов чуть ли не в половине уголков земного шара и благополучно спихнул всё на своего ученика Аллена, из-за чего последний его люто ненавидит. А вот у женского пола Кросс пользуется сильным успехом, даже с Линалли перешучивался. На дух не переваривает руководство Ордена и всячески саботирует его собрания, так что отыскать его та ещё задачка (и это не в плюс организации работы, конечно). В бою использует пистолет, а также марионетку, сила которой в божественной песне. Освоил колдовство, хотя и не на таком уровне, как Граф. Способен обращать акума первого и второго уровня в своих марионеток, добрых и преданных (одна из них, Сачико, здорово помогла ребятам в Японии).

Комуи Ли – глава европейского отделения Ордена и старший брат Линалли, крайне привязан к своей сестре и безмерно её обожает, в своём фанатизме гранича с сисконщиком. Тем не менее, ради сестры готов отдать и жизнь. К работе подходит с умеренным усердием, значительную его часть тратя на постройку ОЧБР, периодически устраивающих хаос и разрушения в штабе. Именно с его приходом в Орден тот превратился для Линалли из тюрьмы в дом.

Рой Тидол – ещё один генерал Ордена, заядлый художник, что обожает рисовать пейзажи и не может отказать себе в удовольствии изобразить всё, что посчитает красивым. В бою использует схожую способность, связанную с пробуждением искусства.

Фоу – божественный защитник азиатского филиала Ордена, обычно принимающая облик девушки, дабы пообщаться с остальными. Именно она заново обучала Аллена подчинению Чистой Силы, когда юноша временно потерял её. Очень привязана к главе азиатского филиала Бак Чану, но вечно дразнит его, ибо цундере. Провела с Алленом душеспасительную беседу, прикинувшись Лоу Фа, ибо иначе свою дере- сторону с ним она бы не явила.

Лоу Фа (CV Маая Сакамото) – юная девушка из азиатского филиала, ответственная за проведение расчётов, в чём крайне сильна и почти не ошибается. С первого взгляда влюблена в Аллена и лишь он один во всём аниме этого не замечает, ибо классика.

Тысячелетний Клоун Граф – главный антагониста истории, одним своим внешним видом портящий всю атмосферу. Если абстрагироваться от этого, то неплохой манипулятор, коему похоже действительно нравится заигрывать с людскими эмоциями, ввергая в отчаяние тех, кто почти поверил в счастье. Ненавидит Бога и хочет уничтожить этот мир до основания, а затем... неясно что. Часто появляется с зонтиком-подручной Леро. В семье Ноев (некий аналог Эспады из Блича) обычный добрый дядюшка, обожающий сюсюкаться с Род. Очень долго возился с уничтожением старого Ковчега, благодаря чему тот попал к Ордену и облегчил им координацию за счёт телепортов.

Род Камелот – девятый апостол, самая старшая из Ноев, олицетворение мечтаний. Совмещает в себё обычного немного избалованного ребёнка, любящего леденцы и не любящего домашку (она даже ходит в какую-то человеческую школу) и жестокой девушки, которой мучения других доставляют удовольствие и которая тоже не прочь играть живыми людьми. При всём этом сильно симпатизирует Аллену; даже целовала его и готовила покушать (а вот помогать в бою не стала). Способна создавать личные подпространства, помещать в них что угодно, создавать и уничтожать выходы меж измерениями, программировать Ковчег (что особенно важно в планах Графа) и ещё очень много чего.

Тики Микк – третий апостол, удовольствие Ноя. Живёт на две личности: в одной он простоватый работяга со своими друзьями, любящий путешествия, в другой же член семьи Ноев, помогающий Графу в его планах уничтожить род людской. Способен пропускать через себя что угодно и запускать оружием внутрь противника (особенно любит пожирающих бабочек). По-видимому, очень ценит обе своих жизни и не хочет терять ни одну из них.

Лулу Белл – двенадцатый апостол, страсть Ноя. Способна превращаться в любое существо или даже объект, что сильно затрудняет поимку. Ранее путешествовала с верно преданной слугой Мими.

Скин Болик – восьмой апостол, гнев Ноя. Ненавидит человечество, что питает его силу, позволяющую контролировать электричество. Убит Кандой.

Дэбитто и Джастеро (ДжасДэб) – десятый и одиннадцатый апостолы, узы Ноя. Могут действовать как порознь, так и вместе, отчего их атаки становятся сильнее. При этом Кросс даже на них умудрился повесить часть своих долгов.

3. Анимация, саундтрек.

Анимация у аниме вполне хороша: особенно мне зашли здешние чардизы. Разумеется, выделю такую милую снаружи злодейку Род и красавицу Линалли, от которой так веет странным умиротворением. Посему когда бедняжку обкорнали, воспринялось это мной болезненной. В целом аниме старается выдержать определённую мрачность и в цветовой гамме: как правило, за окном облачно или ночь, особо ярких волос ни у кого нет, и, что примечательно, отсутствует фансервис за счёт одежды. Тут всё по-кадетски строго и даже без панцушотов и лицом в грудь обошлись. В данном случае это очень на руку атмосфере серьёзности в аниме. С определённого момента после титров идут чиби-сценки, сделанные на скорую руку, не смешно, не интересно и не напрягаясь, отчего их можно смело пропускать. Боевая часть сделана без особых нареканий, но и хвалить особо не за что: тот же Блич как батл-шонён запомнился мне побольше.

К саундтреку же сильных похвал отсыпать не получится: у сериала есть несколько неплохих композиций, а также парочка неплохих опенингов (не относится к последнему, ибо жанр вообще не мой) и эндингов, запоминается из сериала совсем не это. А, конечно же, тема Аллена Уолкера, звучащая в почти каждом превью к следующей серии, то есть сто раз, а также во многих сериях самого сериала в качестве боевой темы, порой по два-три раза за серию. Хотя тема неплохая, внимания на себя она перетягивает крайне многое, отчего потом сложно вспомнить: а что там ещё в сериале, кроме неё, играло.

4. По итогу.

«Ди Грей-мен» представляет собой младшего собрата чуть более именитых сёненов вроде Блича и Алхимика (пока речь про второй), атмосферно заметно тяготеющего к последнему, а концептуально (освобождение душ) к первому. И притом успешно показывающем свою историю, что по настрою заметно мрачнее классических длинносёненов.

Но не обошлось и без недостатков. Тут и смещение клоунады с мрачностью, и крайне малое для такого долго повествования количество запоминающихся героев, и степень раскрытия некоторых ключевых из них (тот же Канда). И конечно же, явная незаконченность сериала с кучей оставленных вопросов, отчего он во многом проигрывает ближайшим конкурентам.

Однако в целом история логичная и последовательная в рамках собственного мира, что позволяет погрузиться в него с головой, прощая отдельные огрехи и неточности. Даже священная война невозможна без жертв, спасены будут не все, а у антагониста тоже может быть своя семья, которую он ценит. Это вносит свою лепту в просмотр, делая его более увлекательным.

Заканчивая обзор, стоит сказать, что не смотря на все его недостатки и местами прям явную однобокость, «Ди Грей-мен» хорошее аниме, способное заинтересовать.
К просмотру я его рекомендую. Разумеется, с очень серьёзной оговоркой на то, что в конце закончена лишь очередная сюжетная арка, а до развязки, по всей видимости, ещё очень далеко.
Любовь ко всем – прекрасная штука. Прекрасная, но идеалистичная: как правило, в аниме в основном и попадается. Гораздо чаще же будет именно любовь и забота о небольшом близком круге друзей и родных. Однако даже так вполне можно проявлять ко всему миру если не любовь, то сострадание. Которое может быть даже выражено в форме лишения земного существования, ежели оно доставляет только муки. И вот последнее уже гораздо реалистичнее и рациональнее. Главное, не стоит и сострадание ставить превыше всего остального.
История должна иметь окончание.
История должна иметь окончание.

Спасибо, что прочли статью! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!