Найти в Дзене

Усопшие (обзор аниме)

Сказания о демонах окиагари, измышления и рационализм без здравого смысла. За парой исключений, раздражающие вампиры и люди.

Постер к аниме.
Постер к аниме.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт об аниме-адаптации манги, вышедшей в 2010 году и повествующей об обрушившемся на маленькую деревеньку Сатоба катаклизме, что сначала считался эпидемией и лишь после был признан чертовщиной. О том, как сильно здесь загублено всё хорошее, тягучести, отвратной реализации клише, местной пустой философии и том, что замарать не смогли, и пойдёт речь в сём не самом позитивном обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: Daume. Год выхода: 2010. Средняя оценка на MyAnimeList: 7,74 (241 986 голосов); личная оценка: 6,1.

Персонажи аниме. Слева направо, верхний ряд: Нао Ясумори, Мэгуми Симидзу, Акира Танака, Сэйсин Мурой, Нацуно Юки, Чидзуру Кирисики, Канами Яно. Нижний ряд: Сатоко Идзаки, Каори Танака, Тору Муто, Тацуми, Тосио Одзаки, Рицуко Кунихиро, Масао Мурасако. И да, здесь нет Цунако, но кому какое дело? Источник: zerochan.net.
Персонажи аниме. Слева направо, верхний ряд: Нао Ясумори, Мэгуми Симидзу, Акира Танака, Сэйсин Мурой, Нацуно Юки, Чидзуру Кирисики, Канами Яно. Нижний ряд: Сатоко Идзаки, Каори Танака, Тору Муто, Тацуми, Тосио Одзаки, Рицуко Кунихиро, Масао Мурасако. И да, здесь нет Цунако, но кому какое дело? Источник: zerochan.net.

Где-то далеко-далеко в горах Японии расположена небольшая деревенька Сатоба, всего на 1300 человек. И всё в этой деревеньке, казалось, шло своим чередом: кто как Каори или Акира радовались простым будням, кто как врач Тосио или медсестра Рицуко просто делали свою работу, кто как стерва Мэгуми просто хотела свалить, считая всех вокруг быдлом, не способным понять и оценить такую как она, а кто как Нацуно Юки, тоже хотел убраться с деревушки, да вот только завёл друга Тору и теперь уже не так охота. И во всю эту спокойную, в высшей степени мирную, жизнь вторгается семейство новосёлов в особняк на холме Кирисики: Сэйсиро, Тидзуру и Цунако, коих сопровождает странный тип Тацуми. И подозрительно сразу же после этого в деревне начинают гибнуть люди. И что хуже всего, некоторые из погибших начинают восставать из мёртвых, ибо обращены в кровососов, коих местные называют шики. Но как доказать само их существование неверующим «рационалистам» и побороть восставших из мёртвых? И нужно ли, как задался сим вопросом монах Сейсин Мурой? Обо всём этом и пойдёт речь в аниме.

1.2 О раздражающей тупости, пропагандистских штампах и буре в стакане.

По традиции, начну от мелкого к крупному. Так, хотя от аниме с жанрами фентези и вампиры нельзя требовать какого-то реализма, всё же обидно, что тут монахи, у которых 1,5-2 литра крови выпивают, находят в себе силы таскать чемоданы с маленькими девочками (даже будучи вампирами, они уж точно не весят с пушинку), притом часами, без воды и еды, а потом спокойно обращаться в оборотней, ведь так по сюжету надо. Вообще, абсолютная стохастичность обращения укушенного в шики или оборотня, позволяя ограничить сверху приплод окиагари (как вампиров местные зовут), вместе с тем даёт абсолютную свободу авторам превращать только тех, кого надо. И частично это приносит свои плоды, а частично выглядит обычным костылём.

Классические японские поминки. Источник: скриншот из аниме «Усопшие». ©Daume.
Классические японские поминки. Источник: скриншот из аниме «Усопшие». ©Daume.

Также не похвальны отдельные мелочи, навроде устроенных с помпой гастролей цирка с клоуном поминок. Да, клоуна, их устроившего, раскритиковали (ведь у части персонажей сего остались мозги), да и саму идею шики подменять гробы на поминках, чтобы вампиры пробуждались сразу под контролем их большой семьи, но показывать такое? Да ещё и без песни «Поминки, поминки, такие вечеринки»!? Кем вообще надо быть, чтобы пихать столь кривой закос под чёрный юмор в по идее серьёзный триллер с элементами ужастика?

Отсюда уже можно плавно переходить к критике поведения, как коллективного, так и отдельных персонажей водевиля. И сложно сказать, что тут хуже – поведение тупорылых людишек пред лицом малочисленных, но всесильных шики, либо бесячесть почти всех представителей, как первых так и вторых. Так, меня просто вымораживала людская тупость, ещё и нагло прикрытая рационализмом, что никто, мол, не верит в сверхъестественное и посему никто мало того, что не поверил изначально главному скептику на деревне – доктору Тосио (забегая вперёд, лучшему персонажу этого аниме) – но и вообще никакой альтернативы не предложил. Во-первых, как так вышло, что в японской глухомани население поголовно избавилось от мистицизма, а во-вторых, у всех них отказался отбит не только инстинкт самосохранения, но и банальная логика? Я бы понял такой мощный пессимизм и неверие в начале, когда счёт погибшим шёл на единицы, но не когда натурально вымерло полдеревни и уже самый ярый атеист должен был воскликнуть: «Боже! За что ты оставил нас?» И момент с тем, как псевдоотец Цунако разубедил отца Юки идти к врачу, ведь «вы же не тупой и не верите в пандемию?» Нет, он тупой. Как и полдеревни таких же тупых. Как и сами вампиров, которые не нашли ничего лучше, как подчиниться воле одного, хотя нам показали, что не все хотели жить в этой деревушке.

И да, дорогой читатель, не просто так одна из противоборствующих команд, в данном случае команда людей, предстаёт пред ними тупой массой, пассивно ждущей своей очереди на убой. Что это как не излюбленный пропагандистский штамп, применяемый когда нужна показать оппонента в невыгодным свете? Разве что ударов по своим аниме упустило: слава Богу, в спешлах показали, как эти люди своих же убивают. В них же во всех красках показывают, как окровавленные люди с тесаками и палками как дикари убивают несчастных шики, ведь они так малочисленны и неспособны противостоять валу орды. Да, вот такую примитивную пожалейку в финале откровенно втюхивают зрителю. Он же не должен помнить, как эти же самые вампиры с улыбками на лицах высасывали кровь из своих жертвах или как они же гипнотизировали их, заставляя говорить и делать то, было им надо. Забудьте об этом и пожалейте несчастных вампиров! И ежели в ход пускают такие штампы, то серьёзно относиться к аниме, не смотря на порой стоящие темы, тяжело.

Поначалу Цунако казалась мне занятной девочкой, но к концу сопереживание к ней упало до нулевых значений. Источник: там же.
Поначалу Цунако казалась мне занятной девочкой, но к концу сопереживание к ней упало до нулевых значений. Источник: там же.

Впрочем, и у большинства шики тут каких-то своих мотивов и нет: что они, что люди одна тупая масса, которая годится лишь для того, чтобы быть ведомой. Когда же авторы раскрывают отдельных представителей, то либо показывают властных, но пустышек (тот же Тацуми, не смотря на все организаторские способности, в принципе не нуждался в Цунако и вполне прожил бы один, но чем-то вот именно эта лоля ему приглянулась), либо показывают каких-то уродов (Масао, Мэгуми), либо тряпок, либо всё вместе. Нет, правда, с чего я должен жалеть дуру, что сама восстала из мёртвых и сожрала всю семью в надежде, что они тоже станут окиагари, хотя ей по идее сказали, что шансы абсолютно лотерейные, а потом ходила с грустным лицом и продолжала кровь пить? Почему тогда не пожалеть каких-нибудь игроманов, спустивших всё в надежде выиграть, а потом на семью потратить? А жалеть нам таких именно что предлагают, показывая их беззащитными жертвами (!). Слабоволием тут отличается и дружок, что обратился и после плакал, но продолжал сосать кровь товарища. Вообще, всё эти сюжеты в духе «Поною и буду дальше убивать, ведь иначе умру» вызывают лишь раздражение, ибо нам на полном серьёзе опять предлагают сострадать каким-то нытикам (об исключениях ниже). Либо же показывают мечтательную девушку, буквально королеву в коричневом этого тайтла (да и не только), которая искренне ненавидит эту тупую деревенскую быдлятину (не то, что она – вся такая элитная, возвышенная и утончённая) и любит Юки, но при этом за всё аниме лишь в конце попытавшись сбежать из противной деревни. А до этого нельзя: старшой же такой сильный и страшный, от него не убежишь и не спрячешься, хотя в довольно большом коллективе на самом деле одному винтику и можно выпасть без потерь для остальных.

Или сама Цунако, что искренне недоумевала, а почему Бог их оставил и посему в конце на пару со священником решившая, что раз кары здесь и сейчас нет, то и бога нет. Вера в Бога лично дело каждого, но свобода воли у каждого есть, и, следовательно, ответственность за совершённое также есть. Последнее для меня является базовой установкой, которая и определяет смысл и цену всех поступков и взглядов и именно посему мой особо ненавистный типаж героев – те, что ничего не делают и даже не пытаются, дабы изменить что-либо или кого-либо, но при этом сетуют на внешние обстоятельства, мешающие им. Что Цунако, что Мэгуми, что Аой Муко – какие бы интересные мысли о себе и других, взаимоотношениях и прочем, проблемах провинциалки, что хочет вырваться из замшелого окружения и т. д., они не говорили бы, без поступков и изменений в героях это всё пустословие. Наблюдать за которым крайне тяжело и не особо надо, ведь такие куклы, сами ничего не делающие, останутся такими же куклами и в других обстоятельствах. Даже монах Мурой, совершивший власовщину по отношению к своему виду, смотрится выгоднее: он и то больше повлиял на сюжет. Хотя поступок его тоже не вполне понятен: ибо что такого в Цунако он увидел-то, чего не нашёл внутри себя и людей, решившись стать Каином рода людского? Сама интерпретация легенды о Каине и Авеле, где теперь Авель лишь порождение шизофрении Каина, имеет право на жизнь, но выдающейся я б её назвал. Разумеется, и развязкой аниме я не вполне доволен, ибо когда хотя бы одну шики и одного оборотня не постигла судьба Сэрью Юбикитас, считать концовку справедливой я не могу. Как и считать аниме, где ко многим героям симпатия не особо больше, чем к Сэрью, нормальным.

1.3 То, что тянет вверх.

Начало экспериментов доктора Тосио над шики, чьё имя и личностная характеристика во избежание спойлера засекречены. Источник: там же.
Начало экспериментов доктора Тосио над шики, чьё имя и личностная характеристика во избежание спойлера засекречены. Источник: там же.

И даже забавно, что в таком-то аниме нашлось место и тому, что привело меня в сильный восторг. Конечно, связано оно оказывается с показом людей волевых, имеющих внутренний стержень и убеждения, которым они изменять не будут и при этом не будут упёртыми, ибо игнорировать очевидного пушного зверя, нависшего над ними, как минимум, нерационально. Разумеется, речь прежде всего о самородке аниме, докторе Тосио Одзаки, что не просто поменял своё мнение о природе происходящего, но и принялся яро искать подтверждения существования шики, сначала лично для себя, а потом и для сельских дурачков. Параллельно с этим реализовав на практике действительно серьёзный в своей неоднозначности принцип «оправдывает ли цель средства», решившись на жестокие эксперименты с восставшим шики, дабы понять, как именно они живут и как их убивать. А потом ещё и придумавший отличный план с мощным твистом, чтобы ещё более наглядно и менее жестоко для остальных показать, что шики действительно существуют.

Также отдушиной в столь тяжёлом для просмотра по причине огромного числа кукол и идиотии аниме стала медсестра Рицуко, что в отличие от остальных нюнь, нашла в себе силы сохранить свои принципы, отстоять человечность. Именно такими и должны быть люди, за которыми следить интересно и чью боль чувствуешь почти как свою. Они могут ошибаться, принимать неверные решения: все мы люди, что ошибаются и творили глупости не один и не два раза за свою жизнь. А могут тоже попасть под жернова тяжёлых обстоятельств, умудряясь и в них сохранить верность тому, что считают правильным. Притом с тем, что считает правильным медсестра, сомневаться не приходится не разу, но неоднозначность также присутствует: ведь мало кто осознанно может поставить принципы превыше собственной жизни.

Стоит похвалить аниме и за довольно долгое успешное нагнетание как атмосферы ужаса и необратимости; конечно жаль, что вовремя её не прекратили, свалив всё в тупость, однако первая треть сериала, окутанная ореолом тайны и ужаса пред неизвестным, была интересной. Равно как и несколько финальных эпизодов, по уровню своей разудалой трешовости стоящих почти вровень со «Школой мертвецов». Нашлось место и побочным историям и отдельным моментам, что по размышлении зрелом также окажутся неплохими, будь то жертвенность во имя дружбы (хотя настоящий друг отказался бы от жертвы, а не продолжил насасывать кровь) или же жертвенностью во имя родных, ведь убить их, даже если видно, что они шики, мало кому под силу. Разве что Тарасу Бульбе, чей бледный аналог присутствует в одном из второстепенных персонажей. Удалось показать разницу между «своими» и «чужими» (в данном случае, приезжими), притом хотя очень быстро приезжие начали переманивать в свой стан некогда «своих», некоторым недоверием они пользовались всегда, ведь маленькие общества не очень любят, когда их тихую мирную жизнь нарушают. Также, глядя на все эти различия, порой задаёшься вопросом: а зачем вообще жизнь, если в ней нет смысла? Всё время поддерживать свой организм едой, даже не пытаясь как-то измениться и отдавать что-либо окружающей среде в обмен? Ибо если поразсмыслить сугубо с точки зрения пользы миру, то жизни не только шики, но и многих людей тоже окажутся не сильно ценными.

2. Действующие лица.

Нацуно Юки – один из главных героев. Поначалу простой школьник, что не хотел в Сатобе торчать, но спасибо новому другу, сменил гнев на милость. Изначально не особо боролся с шики и даже решил пойти как барашек на заклание, но во второй половине начал свою борьбу. Один из трёх героев, которым я в конце аниме сопереживал.

Тосио Одзаки – потомственный врач в сельской клинике, доставшейся ему от строго отца. Строгий приверженец научного подхода во всём: от определения болезни до попыток борьбы с тем, что современной науке ещё неизвестно. Часто курит и хотя обычно ведёт себя рационально, способен на эмоциональные, импульсивные поступки. В натянутых отношениях с матерью, не совсем тёплых и любящих с собственной женой Кёко; также друг детства Сейшина, с которым их пути-дорожки кардинально расходятся в течение аниме. Когда надо, может проявить смекалку, найдя слабое звено у врага. При достижении целей безжалостен и порой поступает вразрез с общепринятой моралью, однако ж своего добивается. Для меня однозначно лучший герой в этом аниме и, пожалуй, входящий в десятку моих любимых мужских персонажей в аниме вообще.

Сейшин Мурой – молодой монах, что в юности неудачно вскрывал себе вены (надо было вдоль, а не поперёк). Ныне живёт при храме вместе с отцом, пишет не самые жизнеутверждающие рассказы и не находит себе места в привычном мире, отчего отдаляется от друга Тосио и начинает душеспасительные беседы в церкви Цунако и в итоге совершает пусть и как-то обоснованное, но предательство, прощения коему нет и не будет.

Цунако Кирисики – внешне миловидная девочка с пустыми глазами, шики. Не смотря на юный вид, именно она самый древний окиагари из показанных. И притом ведёт себя как пятнадцатилетняя по уровню развития, хотя за столько времени могла бы и узнать новое о мире. До сих пор не понимает, почему они оставлены Богом и не предпринимает ничего, что помешало бы ей кушать. Моё по сопереживание к ней, шедшее по нисходящей всё аниме, словно зеркало моего разочарования в самих «Усопших».

Чизуру Кирисики – «мать» Цунако, хотя скорее это Цунако за ней приглядывает. Ветреная и беспечная шики, что любит пить кровь у молодых мужчин с характерам. И как удачно, что её выбор пал на Тосио. Хотя есть некий сблёв про прошлую семью Чизуру, сопереживания ноль.

Сэйсиро Кирисики – муж её, знатный потакатель всем прихотям своей жены и в каком-то смысле сам почти куколд. В конечном итоге перебежчик-оборотень (нет, не Тацуми, его верность сравнима с эсэсовской) оборачивает его против своих же.

Тацуми – оборотень с нарочито неприятной причёской, похожей на уши. Талантливый организатор и фактический лидер всех шики в деревне, отдающий им приказы и держащий в повиновении на основе страха и силы. Лично предан Цунако, потому что она его вдохновляет... своим примером. В конце отправился к праотцам, где ему самое место.

Мэгуми Симидзу – внешне красивая редкостная сучка, считающая себя лучше, чем остальное деревенское быдло, хотя сама отличается от него разве что яркой одёжкой и навязчивой идеей уехать туда, где её всю такую распрекрасную оценят. Влюблена в Юки, но за всё аниме абсолютно ничего (!) не сделает ради него самого, его благополучия, счастья или банально, чтоб стать к нему ближе. Равно как до самой последней серии ничего не сделает для своего побега, потому что боится Тацуми. Хорошо относящуюся к ней Каори презирает, а у людей пьёт кровь с садистским удовольствием. Одна из первых обращённых в шики. Её смерти я радовался почти также как гибели Сэрью. Озвучена Харукой Томацу, и я что-то уже сомневаюсь, озвучивала ли она вообще хороших персонажей (хотя бы нормальных).

Тору Муто – друг Нацуно, вечно позитивный и улыбчивый парень, влюблённый в медсестру Рицуко. Впоследствии, впрочем, явил свою гнилую натуру и даже других шики подстрекал к тому, чтобы кровь сосали. Что удивительнее всего, в конце аниме он нашёл собственное достоинство и ушёл не жалким образом.

Нао Ясумори – простая женщина, обращённая в шики и убившая свою же семью в надежде, что они восстанут. Итог немного предсказуем. Ещё один ноющий субъект, коего не жалко.

Рицуко Кунихиро – медсестра в клинике Сатобы, работающая с Тосио. Умеет водить машину, дома держит собаку, а также искренне хочет помогать людям в родной деревне, отчего даже отказалась уезжать со своим парнем. И идеалам своим о желании помочь людям, ни в коем случае не вредить, она остаётся верна до конца. Одна из немногих в аниме, кто действительно достойна зваться человеком, не зря прожившим.

Каори Танака – девочка из той же школы, что Мэгуми, Юки. Имеет брата Акиру. Почему-то считала Мэгуми своей подругой, хотя та к ней относилась не лучше к пустоте. Долгое время боялась, но в конце концов начала бороться и даже шики убила. Отличается от четырёх предыдущих героев.

Помимо них, введено ещё с десятка два различных героев, однако назвать их запоминающимися нельзя.

3. Анимация, саундтрек.

Без шуток, это действительно всё, чем может похвастаться визуал аниме: специфичный дизайн и эстетика девушек. Источник: zerochan.net..
Без шуток, это действительно всё, чем может похвастаться визуал аниме: специфичный дизайн и эстетика девушек. Источник: zerochan.net..

Анимация у «Усопших» выделяется преимущественно чардизом: не смотря на всю его специфичность, особенно с причёсками, игнорирующими физику и логику, а порой и чувство вкуса, изюминка в нём есть. Особенно глаза у Цунако, Мэгуми, Чизуру и прочих окиагари, ночная пустота которых добавляла атмосферы напряжения и неизведанной жути. Фоны, однако, похвалить не получится, ибо они вышли весьма посредственными и такими, что экономия видна невооружённым глазом.

Саундтрек у аниме весьма отличный. Так, «Усопшие» это редкий случай, когда и первый, и второй опенинг просто отличные: как по исполнению, так и по визуальному ряду. Единственное, что портит картину тут, так это первый эндинг, спетый так, что будто даже я смог бы лучше (а объективно оценивая мой уровень пения...). Похвалить стоит также фоновую музыку: сочетание не напряжённых тем с меланхоличными и порой откровенно мощно драматическими вышло удачным. Однако поскольку тут было топорное выдавливание жалости, то даже соответствующая музыка в драматичные моменты не вызывала отклика.

4. По итогу.

Аниме про вампиров и прочую нечисть, что питается кровью живых, весьма тяжело выделиться в плане смыслов. Ведь базовые принципы таких произведений, в частности то, что убийство людей необходимо им для выживания, являются самоочевидными и не могут сами по себе быть достоинством. В таких случаях надо показывать ради чего, помимо еды, живёт каждый такой вампир.

Однако аниме «Усопшие» мало того, что мотивацию большинства вампиров оставило на этом уровне, так оно добавило глупостей на ровном месте, наделало ляпов и заодно нарочито карикатурно изобразило оппонентов (в данном случае, необращённых людей), дабы вампирам можно было сопереживать. В итоге вышло скорее обратное, ведь чего-то особенного шики не делают; более того, отдельные вампиры так сильно давят на жалость, либо ведут себя как марионетки, либо обладают настолько отвратительными характерами, что мысль «да умрите уже навеки» преследует добрую часть просмотра.

Здесь ситуацию поистине спасают как порой стоящие мысли и размышления героев, пусть иные и представлены ради самих себя, так и настоящие личности, присутствующие в сюжете. Именно за тем, кто верно следует собственному моральному компасу, пусть даже он может отличаться от обычного (у медсестры он, к слову, не отличается, но она доводит принцип «не навреди» до логического абсолюта), следить интересно. И порой даже прощаются ошибки и глупости.

В заключении скажу, что не смотря на в целом бодрое начало и далеко не худшую концовку, аниме стало для меня скорее разочарованием, поскольку чувствовался куда больший потенциал.
Соответственно, поэтому рекомендовать его к просмотру тяжело. Не смотря на пару отличных персонажей и столько же сюжетных поворотов и хлёстких мыслей, есть куда более непротиворечивые и продуманные вещи.
Однако ж о ценности жизни забывать никогда не стоит. Ибо если мы и не должны убивать себе подобных ради своего же существования, это не значит, что жизнь наша цели не имеет. Напротив, она всегда должна быть и заключаться не только в удовлетворении базовых потребностей, но и в совершенно ином. В том, что способно изменять не только нас, но и окружающий мир. Конечно, у каждого такая вещь своя: у кого-то может оказаться вполне специфичной, но не иметь её совсем значит влачить бессмысленное существование. Которое хуже и незавиднее судьбы любого вампира.
Финальный постер. Источник: там же.
Финальный постер. Источник: там же.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#аниме #манга #япония #вампиры #аниме обзор #обзор аниме #хоррор #ужасы #триллер