Воля - выбор действия, его инициация и владение собой. Способность к преодолению препятствий. Воля может выступать как за, так и против желаний. Воля помогает затормозить движение.
В эм. зависимости Эмоциональная система развита значительно сильнее, более чувствительна и восприимчива, она же и опора, ею же человек регулируется, что позволяет действовать значительно быстрее в условиях неопределённости, а воля направляется на поддержание эмоциональной системы.
Эмоции отвечают за наше жизнеобеспечение, нам необходимо постоянство внешней среды, чтобы обрести постоянство себя и целостность. Взрослея и отдаляясь от системы, «базовые настройки» эм.системы сохраняются в других отношениях (трудности с тревогой, необходимость в накале эмоций, их разрядке; концентрация на чувствах, отношениях, мечтах; слиянием с переживаниями другого, быстрая включаемость в эмоциональную ситуацию). Теперь не нужно тратить много волевых усилий на поддержание системы, она уже установлена. Наша Задача идти в обратную сторону, но эмоциональное растёт медленнее рационального для того, чтобы поддерживать постоянство себя и среды. = проблема.
К чему мы, тогда идем в настоящем, терапии?
С другой стороны Волевое действие - помогает останавливать или достигать поставленных перед собой целей в системе иерархии собственных ценностей, потребностей и способностей.
В настоящем мы прикладываем усилия для достижения целей находящихся немного за пределами зоны своего комфорта. Движимся интересом и риском в угоду успокоения тревоги с страхом. Подкрепляем те чувства которые приносят удовлетворение на пути к самому себе.
Для развития воли в этом направлении первым шагом можно подумать о (упражнение):
-К чему я стремлюсь?
-Где живут мои интенсивные чувства и фантазии?
-Какое количество времени я им уделяю?
-Как и когда в них погружаюсь?
-Какие конкретно чувства я испытываю в этих состояниях: до, во время, после? (Фантазия или какое-то интенсивное событие)
-Как бы хотел проживать ситуацию и с какими чувствами?
-Как могу выстроить к ним дорогу?
-Есть ли сейчас ситуации которые проживаю с приятными чувствами? (Все те же вопросы к ним)
-Чем бы их укреплял и как?
Как все оформить, чтобы было комфортно делать упражнение и не срываться:
Можно оформить в форме таблички в телефоне, тетради, где каждый столбец, - это вопрос. Для начала необходимо понаблюдать за собой 1-2 месяца, чтобы выявить закономерности, после чего добавлять часть которую вы описали по движению к тем чувствам которые вам хотелось бы испытывать или вы испытываете, но в меньшем количестве.
Чему через данное упражнение важно начать учиться, - снижению скорости, - плавному торможению, чтобы вы могли начать замечать себя в процессе своих действий и выборов.
Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Супервизор, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru