Историю пишут победители. Как ни банальна эта истина, мы продолжаем верить победителям.
В этом смысле не повезло и ордену иезуитов. Победители-протестанты, с которыми он боролся с первого дня создания до ликвидации, сделали само слово «иезуит» нарицательным. Даже в русском языке «езуит» было ругательным, хотя, казалось бы, где Реформация и где Россия.
Если же не обращать внимания на созданные политическими противниками лживые мифы, человечество многим обязано иезуитам. И речь сегодня не благотворительности, школах и больницах. И даже не о том огромном вкладе, которые они внесли в науку – физику, математику, медицину, астрономию (достаточно сказать, что 35 лунных кратеров носит имена иезуитов).
Речь об их общественной деятельности. В частности, попытке создания первого в мире коммунистического общества.
Все началось в конце 14-го – начале 15 веков, когда в Южной Америке возникли первые миссии ордена. Проповедуя христианство среди индейских племен гуарани на территории нынешнего Парагвая, монахи ордена столкнулись с набегами работорговцев на индейские поселения. Захваченных гуарани увозили на невольничьи рынки Сан-Паулу, что означало для них смерть через нескольких лет изнурительного труда.
Иезуиты вообще были известны, как защитники индейцев на всей территории Нового света (если это не касалось языческих верований), но тут они предприняли попытку не много не мало – создать индейское государство под эгидой католической церкви.
Прагматичные монахи начали с закладки крупных поселений-редукций и формирования армии, чтобы организовать отпор нападениям португальских работорговцев.
Их трудами за 35 лет деятельности на территории современного Парагвая, примерно к 1640 году, прежде разрозненные индейцы-гуарани превратились в грозную силу, к тому же вооруженную огнестрельным оружием, которым их обеспечили иезуиты. С боями им удалось укрепиться в Андах, за порогами рек Парана, Ла-Плата и Уругвай. Интересная деталь: они заняли местность. которую испанская корона уступила Португалии. И таким образом вернули ее испанцам.
При этом Испания освободило эту территорию от подчинения колониальным властям.
Так, в центре Анд, возникло государство, лишь номинально подчинявшееся испанской короне. Населяло его в период расцвета около 300 тысяч индейцев, 12 тысяч негров и около 300 иезуитских монахов. Без разрешения ордена ни один европеец не имел права его посещения. И никто не имел права задержаться там более трех дней.
Созданные монахами редукции были разными по размерам – от 500 жителей, до 30 тысяч (миссия святого Ксавера).
Они имели единую планировку. Центр поселения представлял собой площадь с церковью. Вокруг располагались гостиница, тюрьма, больница, мастерские, склады.
Поселение имело четкую планировку с ровными линиями улиц и квадратами кварталов. Жилища индейцев были небогаты, зато церкви поражали своим великолепием. Некоторые из них могли вместить до 5 тысяч человек одновременно.
Иезуиты разработали письменность языка гуарани, которой обучали индейцев.
Удивительно было и общественное устройство. Каждую редукцию возглавляли по два патера-иезуита. Исповедник и помощник. Исповедник занимался вопросами культовыми, помощник – хозяйственными.
Любой индеец был обязан исповедоваться в своих грехах и преступлениях. Наказание за них определяли эти же два патера. Это могло быть: выговор наедине, выговор публичный, наказание кнутом, тюремное заключение. Самым страшным и жестоким наказанием считалось изгнание из редукции.
Авторитет пасторов среди индейцев был настолько безграничен, что ни попыток уклониться от наказания, ни оспорить его справедливость никогда не возникало.
Под руководством Ордена у гуарани процветали ремесла, скотоводство, торговля. Выделанные кожи и кожаные изделия, изготовленные ими предметы искусства (культовые, конечно) славились далеко за пределами этого государства в государстве.
Практически все население было обучено грамоте на родном языке. Больным оказывалась медицинская помощь. Заботу о тех, кто не мог работать, брали на себя миссии.
Сами индейцы не имели личной собственности. Земля, дома, орудия труда были в общем пользовании. Произведенные продукты раздавались поровну населению, излишки поступали на склады и продавались на экспорт.
При наличии крупной внешней торговли, внутренней практически не было. Деньги в редукциях запрещались.
Несмотря на развитое башмачное производство сами гуарани ходили босиком. Одевались все одинаково и скромно. Чуть отличалась одежда чиновников и офицеров, но она им выдавалась только на время несения службы. В свободное время они были обязаны сдавать эту одежду на склад и одеваться как все.
Жизнь населения редукций жестко регулировалась. Утром всех поднимал церковный колокол, по которому индейцы шли на молитву, а потом на работу. Вечером выходить из домов можно было только по разрешению. Существовала своего рода милиция, следившая за порядком.
Браки заключались одновременно на общей торжественной церемонии, которая проводилась два раза в год. Естественно, и тут требовалось согласие патеров.
Чтобы добиться демографического роста был принят закон – мужчины не имели права отпускать традиционно длинные волосы до рождения ребенка. Но, как пишут современники, эта мера плохо помогала.
Индейцы с одной стороны жили хорошо, они были обеспечены всем необходимым, включая медицинскую помощь. Но в то же время вся их жизнь регламентировалась – даже о времени выполнения супружеских обязанностей возвещал колокольный звон. Все эти установления были отмечены в специально разработанных регламентах.
Государство иезуитов вело и активную внешнюю политику. Их 12-тысячная армия, состоявшая из прекрасно обученной пехоты и кавалерии, вооруженная огнестрельным оружием, стала грозной силой. Она нанесла несколько поражений португальцам, брала Асунсьон, разбила англичан в Аргентине под Буэнос-Айресом.
Эти успехи напугали испанские власти. В 1768 году иезуиты были изгнаны, а их миссии передали францисканцам. Испанские чиновники, убежденные, что в миссиях собраны несметные сокровища, первым делом занялись их поисками. И ничего не нашли. Все заработанное иезуиты вкладывали в развитие редукций.
Пришедшие им на смену францисканцы и другие монашеские ордена не нашли понимания у индейцев. Их попытки провести «рыночные реформы», то есть раздать землю и скот, кончились тем, что население покинуло редукции и вернулось к своей прежней жизни.
Но труды иезуитов не прошли даром. Индейцы гуарани живут во многих областях Южной Америки. Однако нигде больше не сложилась такая уникальная ситуация, как в Парагвае. После нескольких попыток ассимиляции, в том числе и 20-го века, язык гуарани победил.
Теперь в Парагвае, где 95 процентов населения составляют метисы, язык гуарани – второй государственный. Им владеют 90 процентов жителей страны. 37 процентов говорят в основном на гуарани, 50 процентов владеют одинаково хорошо гуарани и испанским. И только 7 процентов чаще говорят на испанском.
На языке гуарани преподают в школах, открыт университет.
Тем не менее 150-летняя история существования этого удивительного коммунистического общества закончилась.