Продолжение - https://dzen.ru/media/id/5e246ed6d7859b00b690dd51/religiia-i-bogi-frakiicev-ch-2-653e7268ddf49d7b2810d7d3
Данный текст не претендует на полный обзор и анализ фракийской религии. Этой теме посвящены целые многостраничные монографии мэтров фракологии. Но, надеюсь, какое-то общее представление это поможет получить интересующимся.
У фракийцев выделяется сословие воинов-аристократов, презиравших по словам Геродота любые ремесла и занятия кроме войны, разбоя и охоты. Их излюбленным развлечением были скачки. Знать южных фракийцев покрывала свои тела татуировками. Они называли себя дзебитидами. Это название связывают с теонимом «Дзбелсурдос», который встречается в надписях. Его отождествляют с Гебелейзисом, но возможно, что это лишь очередное имя Великого бога.
Гетская знать носила в знак своего достоинства т.н. фригийские колпаки и от них получила свое название - пиллеаты - колпаконосцы, другим их названием было - тарабосты.
Фракийцы практиковали человеческие жертвоприношения. Геродот сообщает, что фракийцы – апсинтии принесли персидского сатрапа Эобаза в жертву богу Плистору. Описывая культ Замолксиса, Геродот сообщает, что в тяжелых ситуациях геты выбирали самого достойного человека (вероятно из числа знати) и приносили его в жертву, сбрасывая на воткнутые в землю копья. Считалось, что этот человек - вестник народа и предстает пред лицом бога. В связи с этим Отец Истории поясняет, что геты верят в то, что они бессмертны и что после смерти попадают к своему богу. Очевидно и здесь речь идет лишь об аристократах - потомках Замолксиса. В связи с этим становится понятным то особое почитание, которое цари оказывали этому богу. Становится понятным и то, почему Геродот счел возможным назвать Солнечного бога «Гермесом» - фракийского и греческого богов в его понимании связывала важнейшая функция – «бог царей» забирал себе их души, хотя не был богом мертвых! У южных фракийцев также существовали представления о том, что знатные люди присоединяются к богам. Об этом прямо сообщается в надписи в честь фракийского царя Котиса (I в. до н.э.). Именно эти представления нашли отражение в наиболее узнаваемом элементе фракийской культуры, т.н. «Фракийском Всаднике» - изображением, характерным как для богов, так и для надгробий знати.Это представление о близости богов и аристократов было важным элементом «фракийского орфизма», как его реконструируют, по отрывочным сведениям, современные исследователи.
Религия играла очень большую роль в жизни фракийцев, в том числе в политике. Для некоторых фракийских племен была характерна теократия. Жрец Марон выступает главным в киконском городе Исмаре в «Одиссее». Жрецы Геры правили племенами кебренов и скаибоев (Polyen, VII, 22). Вплоть до I в. до н.э. племенной союз родопских горцев бессов возглавляли жрецы Диониса. Верховные жрецы Замолксиса, в руках которых была сосредоточена вся сакральная власть, играли огромную роль в жизни народа, а вот цари, в отличие от южнофракийских "коллег" были видимо именно военными вождями.
Продолжение - https://dzen.ru/media/id/5e246ed6d7859b00b690dd51/religiia-i-bogi-frakiicev-ch-4-6544a55664c1ff336668dd19