Человек учится постоянно, даже если этого не осознает (а было бы неплохо делать это сознательно, так качество выше и пользы больше). Об этом интересно и доступно рассказывает Татьяна Черниговская (ю-туб нам в помощь).
Самый интенсивный период обучения по соотношению новых знаний и приобретенных навыков к затраченному времени - это период с 0 до 1 года. Это просто фантастика! Если не забывать об этом, когда вы стали родителями, то период младенчества становится намного меньше похожим на «день сурка» 😉
Дальше интенсивность приобретения знаний снижается, но сами знания усложняются и вступают во взаимодействие с ранее усвоенными - возрастает значимость систематизации.
Важность обучения ни в один жизненный период не становится меньше!
Давайте пробежимся по возрастной периодизации (я буду время от времени на нее ссылаться ):
0-1 (младенчество) - максимальное число умений за минимальное время - от лежания до ходьбы, от агукания до первых слов-слогов и еще много чего интересного. Важное условие - наличие эмоционального общения со значимым взрослым, иначе «миссия провалена».
1-3 (раннее детство, возраст тоддлеров) - освоение предметного мира - что как падает, что какое на ощупь, что как разбирается, что куда влазит, что откуда выковыривается, что как звучит, и, конечно, «а это что за кнопочка». В помощь процессу изучения - активное освоение речи.
3-7 (дошкольное детство) - сюжетно-ролевая игра - интенсивное обучение взаимодействию с другими людьми (читай детьми, но и взрослые сойдут иногда) в свободной игре. Именно это основная задача возраста, пожалуйста, будьте осторожны с количеством кружков и дополнительных занятий
7-11 (младшее школьное детство) - так о чем это мы, об учебе, точно - вот тут учебная деятельность в самом прямом смысле - с выработкой произвольности, самоконтроля, внутренним планом действий и прочими удовольствиями от процесса созревания лобных долей, за эти штуки и отвечающих.
Давайте в этом месте сделаем паузу, потому что понадеемся на эффект Зейгарник 🧠 (о коем я расскажу вам в следующий раз)