1. Продолжаем обзоры финалистов премии «Большая книга». Это четырнадцатая из пятнадцати книг, составивших короткий список 2023 года. Предыдущие 13 рецензий см. по тэгу #БольшаяКнига2023. Еще немного, еще чуть чуть! Итак, «ОТМА. Спасение Романовых» -это фантастическая история в которой есть, понятное дело, император и вся его семья, а также НКВД, Сталин, Колчак, 1937 год, Далай-лама, белые, красные, Тибет, тайга, Байкал, альтернативная история, мультиверсум, гражданская война, вестерн, истерн, любовь, Виктор Пелевин... Последний, впрочем, присутствует лишь имплицитно, будучи отчасти ответственным за то, что приучил читателя ко всему такому под соусом поп-буддизма, которого тут хоть отбавляй. А если царская семья исчезает, натурально, в том, что в "Чапаева и пустоте" названо УРАЛом, отчего сцена выглядит не вдохновлённый пелевинской книгой, но процитированной оттуда - что ж! Бывает...
2. Но не надо думать, что Колмогорова одолжился лишь у Пелевина. Причем о плагиате речи не идет. Как пел один иноагент, " Я возьму своё, там, где я увижу своё". Колмогоров видит свое, кажется, везде, и тащит в гнездышко все подряд: и веточки, и палочку, и вату, и бумагу… В общем, всякий мусор. То есть, трэш. Вот оно, главное слово! Отнюдь не ругательное. Дано безоценочно, как термин. Тут многое объясняет фигура автора. 63-летний Колмогоров - сценарист и режиссёр большого количества именно трэш-сериалов, в которых мы находим и ретро, и мистику, и детективы, и приключения, а среди героев и офицеров, и гадалок, и ужасных злодеев. Теперь свой нехитрый, но отработанный и беспощадный по отношению к героям и публике метод автор применяет к литературе. И очень удачно, судя по попаданию в список финалистов «Большой книги»!
3. Итак, ОТМА - это инициалы наших несчастных царевен, которых, вместе с другими членами семьи, спасли бравые офицеры в ночь расстрела из Ипатьевского дома. Дальше семья Романовых отправляется инкогнито на Дальний Восток в чехословацком эшелоне (не спрашивайте!), однако на них открывают охоту сатанисты, Колчак, а также Демон с лицом Распутина. Они долго блуждают по тайге. Бьются с врагами на озере Байкал. Градус…э, мистики, скажем так, крепчает. Потом вся компания попадает к далай-ламе. Но все это оказывается только одной из веток развития истории мира, по другой все пошло обычным образом, и как раз в этой ветке появляется 1937 год, Лубянка, Сталин, Берия, мистик-чекист Бокий и все такое. Не правда ли, интересно? Кроме шуток. Люблю такое!
4. Увы! В итоге получилось на удивление НЕ интересно. Возможно, потому, что перед нами сценарный вариант литературы, когда действие движется по законам последовательной смены ударных моментов и сюжетных твистов. Ну, типа: убийства на третьей, седьмой, двенадцатой странице, поцелуи на пятой, девятой, тринадцатой и так далее. Этот фабульный паровоз в данном случае едет, повторюсь, на разнообразном мусоре, который автор непрерывно подает в топку, особенно не задумываясь о качестве материала и его происхождении. Скорее схватить где ни попадя - да в огонь, чтобы колеса вертелись и пар шел. Чем нелепее и невероятнее поворот - тем лучше. Так оно и едет, громыхая и свистя, но литература все же не об этом. Она об идеях, о смыслах и характерах героев, чего здесь нет в принципе. От этого сочинение к двухсотой странице становится невыносимо скучным (а всего их почти 500). Да и чисто механическое движение фабулы вскоре начинает напоминать судорожные конвульсии гальванизированного трупа. Чем с литературной точки зрения "ОТМА", собственно, и является. Так что не паровоз мчится, а зомби жизнерадостно ковыляет.
5. Бодрый зомби-стиль этого произведения присущ скорее служебной литературе, вроде того же сериального сценария. Но ведь сценарий умирает, растворяется в зрелище, а тут он помирать не спешит…хотя что это за жизнь! " Берию больше интересовала практическая сторона дела. Например, может ли Кривошеин наладить доставку каких-либо ресурсов из другого мира или организовать переход человека или группы туда или оттуда. Кривошеин объяснял, что проделал этот переход один раз и не по своей воле, и тот мир после этого не существует, отменен, и, скорее всего, это не другой мир, а другая, отмененная возможность нашего мира. Но Берия пропускал эти подробности мимо ушей и все допытывался, может ли Кривошеин показать на месте, где эти ворота в Шамбалу …»
РЕЗЮМЕ: Для чисто коммерческой литературы (здесь альтернативная история вполне в чести, и я люблю книги этого жанра) роман Колмогорова слишком мутен и претенциозен. Все завлекательные герои и эпизоды лишены внутренней осмысленности, состыкованы друг с другом будто наугад. То есть, читатель то и дело спотыкается. Для литературы премиальной…короче, сами видите. Одному я радовался, читая это сочинение : что оно в финальном списке нынешней «Большой книги» предпоследнее. Спасение близко!
Автор: Михаил Гундарин
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!