Так уж повелось с давних пор на Руси, что к Казанскому лику Пресвятой Богородицы верующие люди обращают свои мольбы и взоры значительно чаще, чем к прочим Ее иконам. Почти в каждой православной семье в домашнем иконостасе непременно имеется этот образ. К нему притекают и в болезнях, и в тяготах, и во всякого рода затруднениях и скорбях. Казанской иконой Владычицы благословляют к венцу молодых, его вешают у детских кроваток, чтобы благодатный лик Пречистой Девы с любовью взирал на подрастающих маленьких христиан.
С этим образом связывают не только освобождение нашей Родины в 1612 году от польских интервентов и не только воцарение на Руси династии Романовых, но еще и победу, одержанную войсками Петра I в Полтавском сражении, изгнание Наполеона, успешную оборону Москвы и Сталинграда во время Великой Отечественной войны, а также снятие Ленинградской блокады…
Издревле к Казанскому лику Божией Матери обращались наши предки, когда к пределам Отечества подступал враг, и Господь всегда благоволил Русскому государству, удивляя свершающимися событиями даже неверующих в Него атеистов. Но нужно особо отметить, что подобные чудеса явлены были через этот образ только в сражениях освободительных, происходивших в большинстве случаев на территории России.
К этой иконе всегда притекали жены и матери воинов, прося Небесную Заступницу сохранить от гибели их родных.
В 1709 году, в период Северной войны, в расположение войск царя Петра привезли из деревни Каплуновки список чудотворного Казанского образа. Перед Полтавским сражением им обносили полки русской армии, и государь всю ночь до рассвета коленопреклоненно молился перед этой иконой. И вскоре русские воины с помощью Казанской Богородицы одержали череду блистательных побед, в результате которых эпоха шведского господства в Европе закончилась.
Король шведов Карл XII страшился этого образа, поскольку незадолго до Полтавского сражения его воины пытались поджечь церковь, в котором находилась Каплуновская Казанская икона. Церковь не загоралась, и гетман Мазепа объяснил тогда королю, что сжечь это строение не удастся, поскольку внутри его пребывает величайшая православная святыня - Казанский образ Пречистой Девы.
Король хотел было перевезти эту бесценную реликвию в свой замок, но в церкви ее уже не оказалось: местные священнослужители успели вывезти чудесный образ и переправить его в Харьков в войска царя Петра. По Преданию, Карл XII воскликнул, узнав об этом: «Даже и без иконы мы не смогли зажечь церковь! Каково же нам будет там, где пребывает она сама?»
В 1812 году перед этим образом Пресвятой Богородицы, узнав о своем назначении командующим армией, молился фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, всюду в личном обозе перевозивший икону с собой. И именно в день чествования Казанского образа русские полки под командованием атамана Платова и графа Михаила Андреевича Милорадовича одержали первую победу над солдатами Наполеона. Тогда же, по свидетельству современников, землю покрыл первый снег, предвозвестивший начало нестерпимых для французов морозов.
Со времен Отечественной войны распространена также легенда о том, что в 1941 году с Казанской иконой Божией Матери облетали границы готовящейся к обороне столицы.
Каких-либо подтверждающих действительность этих событий документов, к сожалению, не сохранилось, однако доподлинно известно, что в тот же период в Москве разрешено было проведение Крестного хода с Казанским ликом Владычицы.
В том Крестном ходе 1941 года участвовали и комсомольцы, клеймившие ранее «попов», и те, кто разбирал в 30-е годы минувшего столетия церкви на кирпичики, - все эти люди, в период лихолетья вновь надевшие на себя кресты и вспомнившие о Боге, участвовали в шествии.
Крестный ход проходил по всему городу. По свидетельству очевидцев, на улицы вылилась целая «огненная река»: это десятки тысяч москвичей несли в руках свечи – маленькие огоньки своей веры. И в тот день ни одна вражеская бомба не упала на столицу.
Одним из участников того знаменитого события был художник-реалист, бывший фронтовик, Виктор Александрович Титов, впоследствии запечатлевший на полотне проходившее в те дни в Москве шествие:
Много было преданий, связанных с этим ликом Богородицы, и в период сражения за Сталинград.
Рассказывали, что и этот героический город также облетали с чудотворным Казанским образом.
Говорили, что список дивной иконы находился в штабе маршала Чуйкова, и что перед легендарной Волжской Переправой его окунали в воду, после чего изображение на нем окрасилось в кроваво-красный цвет.
Что из этих рассказов является правдой неизвестно, однако в Государственном Архиве Российской Федерации сохранился отчет уполномоченного по делам религии тов. Ходченко председателю одноименного совета тов. Карпову, в котором докладывается о знамении, явленном сотням советских воинов в небе над Сталинградом 11 ноября 1943 года. Уполномоченный не уточнил, к величайшему сожалению, что это было за чудо, но в отчете он пояснял, что связано оно с Казанской иконой Божией Матери.
Но, пожалуй, самое известное событие Отечественной войны, связанное с чудесной помощью этого образа, произошло при взятии Кенигсберга.
Об этом чуде оставила воспоминания матушка София, некогда служившая садовницей в Казанской Раифской обители. Она рассказала следующее:
«Мы относились ко Второму Белорусскому фронту. Однако наше подразделение находилось недалеко от места боев за Кенигсберг, и я сама все видела, своими глазами.
Наши войска совсем уж было выдохлись… Но тут неожиданно прибыл командующий фронтом и с ним высшие офицеры. А еще с ними было много монахов и батюшек - человек сто! И вот, все это священство стало в облачении, с хоругвями и иконами, и вынесли чудотворную икону Казанской Божьей Матери.
А вокруг все грохочет: бой идет. Но, как только монахи запели, внезапно все стихло. Стрельбу как отрезало, слышно было только пение священников.
Все сначала застыли, но потом опомнились, и всего лишь за четверть часа прорвались через немецкие укрепления. Когда же потом у пленных немцев спрашивали, почему они перестали стрелять, они отвечали: «Оружие отказало!»