Если создание экспозиций, посвященных истории России XVIII-XIX вв., не говоря о XX веке, обычно не вызывает особых затруднений ввиду относительного обилия предметов, то создание музейных экспозиций посвященных истории России XVII века как постоянных так и тематических , и в особенности XVI столетия сопряжено с определенными трудностями, свойственными практически для всех музеев, в том числе государственных… центральных и региональных. Древних предметов очень немного из-за многочисленных пожаров, переделки и поновлений старомодных предметов, целенаправленного уничтожения, в том числе и на государственные нужды переделка серебряной посуды в деньги, например…
Говоря о материальной культуре России XVI-XVII веков, из которых строится экспозиция – то все эти предметы можно разделить на две группы:
1. Церковные (иконы, книги, утварь)
2. Светские (текстиль, керамика, мебель, украшения, посуда и т.п.)
И если предметы первой группы довольно многочисленны, разнообразны по своим художественным качествам, то предметы второй группы весьма малочисленны и особого выбора порой нет; зачастую приходится включать в экспозицию копии, реплики и репродукции…
Следствие подобного положения вещей – в большей или меньшей степени однобокое представление эпохи, культуры и быта России XVI-XVII вв.
Как пример – МИАр замечательный центральный музей, однако материальная культура экспозиции представлена в основном памятниками иконописи, небольшим количеством церковных предметов декоративно-прикладного искусства все... Принимая во внимание, что основная часть посетителей – люди неподготовленные, а иконопись - это сложные для восприятия экспонаты даже для взрослого, то для детей и подростков это малопонятные вещи, в отличие от предметов декоративно-прикладного искусства светского плана – чернильниц, чарок, ковшей, братин, ларцов, сундуков, изразцов, бердышей, пушек и т.п.
Итог посещения подобной экспозиции подростком – почти полное непонимание материала, отсутствие целостности восприятия культуры и как следствие отсутствие интереса…
Обычно музеи, посвященные истории России XVI-XVII вв. – это архитектурные ансамбли, характерной особенностью которых является наличие стен при практически полном отсутствии «начинки».
Процесс формирования музейной коллекции и экспозиции – длительный процесс; обретение и удачная расстановка и развеска экспонатов занимает много времени и сил и обычно подчинен общей концепции музея или конкретной экспозиции.
Важную роль в нем играли и играют частные коллекционеры. В состав коллекций многих крупных государственных музеев влились и вливаются многочисленные коллекции частных собирателей наподобие таких:
Частный коллекционер, как правило, социально активный, образованный, трудоспособный человек, разбирающийся в предмете коллекционирования, может принять решение о приобретении предмета оперативно, намного оперативнее, чем музей, поскольку общается со многими антикварными дилерами, посещает множество магазинов и аукционов, что позволяет просматривать большое количество материала, что позволяет ему видеть настоящие, подлинные вещи, так и подделки и поздние повторы, что важно для профессионального роста, поскольку порой приходится принимать решение о приобретении мгновенно на месте, здесь и сейчас…
Государственные музеи, как правило, сильно обособлены от частных коллекционеров, но, тем не менее, это взаимодействие происходит в той или иной степени. В ряде случаем на этом взаимодействии построена значительная часть реализуемых выставочных проектов и пополнение фондов через фондо-закупочную деятельность и дары музею
Взаимодействие коллекционера и музея также происходит через предоставленияе коллекционером экспонатов для оформления временной или постоянной экспозиции музея. Обычно это происходит на безвозмездной основе. При этом иногда присутствует ряд перекосов – например, взимание платы с коллекционера, предоставившего экспонат на выставку в случае его опубликования в каталоге выставки – новомодная тенденция, наметившаяся в последнее десятилетие…
Деятельность коллекционеров также осложняют таможенные правила при ввозе предметов антиквариата, а так же некоторые законы, например, известный Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», призванный сохранить археологические памятники от уничтожения и разграбления «черными копателями». Закон, наверное хороший и писался с благими намерениями, однако помимо того что с поставленной задачей не очень справляется – как копали так и копают - так он имеет ряд последствий – а именно археологические предметы, оказавшиеся на руках коллекционеров де факто объявлены вне закона и в любой момент могут быть изъяты. Как следствие они не могут быть выставлены в экспозицию музея или приобретены в фонды, а также опубликованы. Их практически перестали показывать научным сотрудникам музеев. Это означает что огромный пласт предметов материальной культуры, в том числе и России XVI-XVII веков, имеющих археологическое происхождение или те, которые могут быть признаны таковыми, выпадают не только из торгового оборота, но и научного, музейного…
Другое последствие подобных законов – обвал антикварного рынка древностей внутри страны, что не защищает археологические памятники от разграбления, а приводит и к тому, что эти предметы не остаются в стране у коллекционеров или в музеях, а уходят за рубеж, пополняя заграничные частные и музейные коллекции порой уникальными предметами и здесь российский коллекционер оказывается в условиях, когда покупать опасно, а не покупать преступно да приходится еще конкурировать и с зарубежными «коллегами»…
Обычно в процессе собирательства у коллекционера происходит внутренний рост: приходит осознание того, что вещи должны видеть люди, иначе смысла в их собирательстве нет. Вместе с тем в запасниках крупных государственных музеев сконцентрировано огромное количество памятников, многие из которых никто из посетителей не видел и не увидит. По-видимому, духовный рост и понимание того, что предмет, который никто не видит – это мертвый предмет, вычеркнутый из культурного, воспитательного и образовательного процессов в первую очередь подрастающего поколения, формирования гордости за свою Родину, ее историю, культуру и народ не всегда присутствует у руководителей музеев… То же в известной степени справедливо и для РПЦ, которая пытается вернуть себе церковное в первую очередь недвижимое имущество, выселяя располагающиеся в них музеи…
По-видимому, пришло время перераспределить предметы музейных фондов государственных музеев таким образом, чтобы в экспозиции и региональных музеев были представлены подлинные предметы русской культуры 16-17 веков, ведь в конечном итоге цель государственных музеев, как продолжение государственной политики – воспитание, просвещение, формирование…
Совершенно понятно, что государству нет никакого прока от складированных в запасниках музейных ценностях, которые никто не видит, а в условиях миграционных перекосов, изменения культурного и этнического рельефа общества остро встает вопрос формирования национальной идентичности, гордости за свою страну и своих предков в первую очередь у подрастающего поколения. В условиях деятельности в стране различных НКО и иноагентов – деятельность музеев становится первостепенным элементом в борьбе за умы и сердца молодого поколения, той мягкой силой, тем противоядием как внутри страны, так и за ее пределами…
Роль коллекционера в этом процессе важна, поскольку с его участием, как экспонатами, так и знаниями основные функции музея – сохранение, изучение, экспонирование, образование и воспитание молодежи реализуются более полно, поскольку ряд достижений и открытий, произошедших именно в России XVI-XVII веков, неизвестны нашим соотечественникам, а разнообразные мифы сильно укоренились и воспроизводятся из поколения в поколение – один из наиболее устойчивых и вредных – Иван Грозный убил своего сына... или все у нас началось с реформ и нововведений Петра Первого…
Непонятность, слабая наглядность, а иногда и убогость экспозиций посвященных истории России XVI-XVII веков делают этот период истории неинтересным для молодежи, а отрезок истории страны XVIII-XX веков повисает в воздухе, не находя в сознании человека опоры на славный исторический фундамент нашей страны которым можно и нужно гордиться, создается ощущение «Иванов», не помнящих родства, формируется ложное ощущение убогости страны и заимствования ею всего лучшего и передового исключительно извне…
Задача музея и коллекционера как внештатной боевой единицы помочь посетителям музея полюбить этот период истории, проникнуть глубже и укрепиться в нем, насладиться художественной культурой наших предков, насладиться ее эстетикой . В этом смысле и коллекционер и музей действуют в одном направлении и не так важно, что кому принадлежит. В противном случае это все окажется на помойке. На помойке истории.