Продолжаю рассказ о своем путешествии по Турции. Вчера я писал о некоторых античных достопримечательностях этой страны и обещал вам рассказать, как полезные впечатления использовать в создании классического интерьера в античном вкусе. Этот интерес связан с моей работой, я руковожу строительном компанией "Атлант" со специализацией на индивидуальном и малоэтажном домостроении, путешествуя по нашей стране и за ее пределами ищу что-то особое для своих клиентов. С удовольствием поделюсь и с вами различными идеями, буду рад, если вы полистаете мой дзен-блог и найдете в нем что-то полезное для себя.
А пока дарю вам 5 главных правил создания интерьера в античном вкусе.
Два правила от главной амазонки мира
Мы в античном театре Иераполиса, неподалеку от современного турецкого города Денизли. Туристам объясняют, что название древнего города Иераполиса переводится как "священный город" за множество храмов и других религиозных построек. Есть и другая версия. Википедию и гидов, ориентирующихся в общие знания, поправляют немецкие и турецкие ученые: Иераполис, по их мнению, получил название в честь царицы амазонок Иеры, жены Телефоса, легендарного основателя Пергама - крупнейшего центра эллинистской культуры.
Женственное начало сильно в регионе. Промышленность тут развита "женская" - текстильная, а мягкие пушистые полотенца и хлопковые покрывала, которые, возможно, есть и вашем доме, выпускают как раз в Денизли. Туризм тоже связан с красотой: ваннами Клеопатры и знаменитыми травертиновыми отложениями, которые сформировали своеобразные каскадные террасы-ванны, прославившие один из городком провинции Денизли - город Памуккале (памук - хлопок, кале-крепость, замок)
Памуккале круглогодично посещают миллионы туристов. И здесь мы с вами получим хорошие советы по созданию античного интерьера.
Травертином, кстати, отделан и античный театр древнего города (на первом фото), и знаменитый Римский Колизей (там его задействована его желтая разновидность). Как это обогащает наше представление об античном стиле в современном интерьере?
Поясню.
Многие считают, что "античный стиль" - это "дорого-богато" (...эх, знали бы вы, как все это любят в Краснодаре). К сожалению, отделывая дома или квартиры с эпохальным размахом и миллионами закопанных денег, люди получают в результате "блюдечко с золотой каемочкой", колоннами, да еще и греческими скульптурами в полный рост. Особенно стараются причерноморские греки, считая, что это "аутентично" их национальным корням.
На самом деле, самая главная из амазонок мира - Иера видами Иераполиса учит нас другому:
Правило № 1 - античный стиль требует простора, много воздуха, масштабности, летних, выцветших от солнца, небесных красок. В хрущевке можно создать только пародию на стиль, так ка не будет хватать пространства.
Правило № 2 - это светлые материалы в отделке.
Примерно такие оттенки:
🔅
Правило от Карла Брюллова
Последний день Помпеи и античный стиль. Что общего?
Античный стиль — основа современного дизайна и архитектуры, это база, основа для развития других стилей. В его основе лежат представления о красоте эллинской культуры. Напомню: государства "Древняя Греция" никогда не существовало - так называют совокупность полисов-государств. А вот государство Древний Рим было оформлено как единое. Именно римляне взяли за основу греческие принципы организации пространства: архитектурную ордерность, совершенство пропорций греческих храмов, гармонию скульптур, легкость и красоту мозаичных изображений и рисунков. Сочетание монументальности и легкости, воздушности и величия с добавкой римской помпезности (духа империи) сформировало "античный" стиль.
С падением Римской империи в конце V века античный стиль утратил лидерские позиции. На смену ему пришла романика, а затем готика, узконосая, шпилеобразная, бетонно-кружевная.
Но в начале 19 века в Европе начали вести раскопки в Помпее, городе, погибшем при извержении вулкана Везувий.
Два российских пенсионера - выходцы из семьи французских протестантов-гугенотов по имени Карл и Александр, отправились в Италию. Пенсионерами "Общества поощрения художников" они были в изначальном, а не современном смысле, то есть получили грант на совершенствование мастерства, "пенсион". Ко всему император Александр I пожаловал к их имени высочайше приставку ВЪ, и стали они настоящими российскими поддаными - Брюлловыми. Для семьи это был настоящий подарок - принадлежность к огромной империи, оценившей их талант. Поездка закончилась для Карла созданием одной из самых знаменитых картин мира - "Последний день Помпеи".
В 1834 году по мотива картины Пушкин написал знаменитое стихотворение "Везувий зев открыл…"
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Общественная дискуссия, на фоне которой велись раскопки, а также десятками художников воссоздавалась трагедия Помпеи, заставила и экспертов, и обычную публику, и образованных людей обратиться к временам древних греков и древних римлян.
С тех пор принято считать нации зрелыми, цивилизованными, если в их развитии был период античности, и молодыми нациями, растущими, те, античность прошла мимо истории которых. Стиль "классицизм", получивший старт еще в 17 веке во Франции, и затем развивался в России, как особая ветка неоклассицизма при Екатерине II, в Александровские времена был успешно реанимирован, переосмыслен, осовременен, и принципы античной организации пространства перекочевали из уже неплохо освоенной классикой архитектуры и живописи в интерьер - из величественных дворцов в быт дворянских усадеб.
А Карл Брюллов подарил еще одну примету античного стиля: подражание архитектуре прошлого. Интерьеры изобилуют многообразием архитектурных элементов.
Правило № 3 - античный стиль в интерьере копирует античную ордерную архитектуру. Колонны, портики, антаблементы, фризы перекочевали с фасадов внутрь домов. Потолки украсила лепка и роспись. И даже скульптура, которую принято считать уличной - атланты и кариатиды.
Орднунг! Порядок есть порядок от Сальери.
Подведу итоги: интерес к античному искусству возрождался трижды.
- XVII столетие;
- XVIII — начало XIX века (неоклассицизм);
- Конец XIX — начало XX века.
Могу предположить, что мы на пороге неонеоклассицизма, так как эксперимент авангарда, хаос постмодернизма, игра в этнику всем уже порядком надоели. Мир трясет от агрессии и злобы. Это все может успокоить и уравновесить только искусство. А оно возникает из естественной тяги к гармонии и порядку. Мы на подступах к новому гармоничному миру. Верю.
Следующий совет возьмем у Сальери, который "алгеброй гармонию проверил"
Ремесло
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию А. С. Пушкин "Моцарт и Сальери"
Правило № 4 - ориентируется на строгие пропорции, стройность композиции, предпочитаем симметрию, выверенность, структурность и ордерность. Линии - простые, строгие, четкие, упорядоченные, геометрические. Логичный интерьер, при недопустимости хаоса, диссонансов.
🔅
Не все то золото...- правило Аристотеля
И, наконец, правило № 5. Его нам подарит Аристотель, создатель учения о "золотой середине". Следуй во всем «золотой середине" - это важный признак совершенства, «ни убавить, ни прибавить». Это установка на реалистичность. Для пояснения этого принципа обычно приводят пример про христианское правило «подставь вторую щеку". Звучит очень доброжелательно, человекотерпимо, миролюбиво, но начнешь " в лоб" следовать этому правилу - тут же оседлают и будут на тебе кататься. Поэтому надо понимать правило всего лишь как установку на то, что не стоит отвечать злом на зло, иначе снежный ком агрессии заведет наш милый Земной Шарик в невозвратность.
В античном интерьере надо следовать золотой середине во всем - в деталях, в богатом убранстве, в золочении, в использовании натуральных материалов (зачем, к примеру, в современном интерьере дорогие настоящие мрамор и гранит, когда есть керамогранит?). Допустим ли в молочно-бежевом яркий цветовой акцент? Или это будет дисгармонично и безвкусно. "Золотая середина" подскажет.
Вот такие акценты в умеренном точечном количестве будут уместны в интерьере:
Еще один пример:
Спальня в классическом дизайне.
Основные цвета.
Основные оттенки, задействованные в интерьере:
Холодные партнерские цвета (1), приглушенная палитра (2) и темные оттенки (3)
И яркие акценты