В Государственном Эрмитаже хранится раскрашенная гравюра Франческо Барталоцци по оригиналу Джона Рассела, подписанная «портрет человека во фраке, с орденской лентой и звездой»
Вряд ли можно всерьез предположить, что в Эрмитаже, располагающем и своим штатом компетентных специалистов, и возможностью привлекать экспертов со стороны, до сегодняшнего дня не смогли определить личность изображенного на портрете персонажа. По-видимому, речь идет об очередном случае, когда при всей очевидности разгадки соответствующие данные просто до сих пор не внесены в музейные описи и Госкаталог музейного фонда.
В самом деле, даже если не быть знакомым с оригиналом портрета, не узнать портретируемого в лицо, не иметь возможности прогнать картинку через интернет-поисковики (во что верится с трудом), детали изображения позволяют практически без затруднения атрибутировать персонажа. Человек, одетый и причесанный по моде конца XVIII в. позирует со знаками английского ордена Подвязки – синей лентой, имитирующей собственно подвязку – под левым коленом, синей чресплечной лентой со знаком ордена и звездой на левой стороне груди. На предмете, справа, прислоненном к колонне (назначение этого предмета станет ясно ниже) изображен геральдический символ из трех перьев. Конечно же, это известный символ принца Уэльского из трех белых страусиных перьев, окруженных золотой короной.
С 1760 по 1820 г. в Великобритании официально правит король Георг III. Но из-за психического заболевания короля значительную часть этого периода реальные властные полномочия в качестве регента исполняет наследник принц Уэльский, будущий король Георг IV. Который и изображен на рассматриваемом портрете.
Проверка такой атрибуции посредством интернет-поисковиков не только подтверждает ее, но и дает интересные сведения об одеянии принца и других деталях портрета.
Значительная часть тиража этой гравюры имеет подпись (отсутствующую на эрмитажном экземпляре): «To the Royal Kentish Bowmen, This Plate of His Highness» - «Королевским кентским лучникам, этот гравированный портрет Его Высочества».
Общество Королевских кентских лучников было основано в 1785 г. на волне охватившей в 1770-80-х гг. Англию моды на занятия стрельбой из лука. Как известно, когда-то, в Средневековье, когда лук активно использовался на полях сражений, английские короли поощряли своих подданных овладевать навыками обращения с этим оружием. Затем по мере развития огнестрельного вооружения в XVI-XVII вв. искусство лучного боя в Англии, как и во всей остальной Западной Европе пришло в упадок, пока не возродилось во второй половине XVIII в. виде элитного спорта.
В конце XVIII-начале XIX в. в Англии образовалось достаточно большое количество обществ любителей стрельбы из луков, которые, подобно другим клубам того времени, имели строгие правила, в том числе и касавшиеся внешнего вида своих членов. Некоторые их этих обществ пользовались патронажем членов августейшей фамилии. Так, в 1789 г. принц Уэльский Георг присоединился к Обществу Королевских Кентских Лучников и был избран его президентом. Впрочем, есть основания полагать, что гораздо более, чем стрельба из лука, принца интересовал спорт совсем иного рода – однажды Георга пришлось заманивать на собрание Общества сообщением о том, что в рамках планировавшего банкета будут поданы черепашье мясо и оленина.
Так или иначе, важность представительской активности Георг вполне осознавал, поэтому заказал свой портрет, затем растиражированный в гравюрах, где он позирует в форме Общества Королевских Кентских Лучников – зеленом фраке (на некоторых русскоязычных интернет-ресурсах он назван «курткой», но вряд ли правильно называть таким образом предмет одежды фрачного покроя с длинными полами). Справа от принца изображена форменная шляпа Общества с черным плюмажем. Левой рукой Георг придерживает лук, а рядом с колонной изображено не что иное, как колчан, то есть «чехол» для стрел, украшенный геральдическим символом принца Уэльского.
В заключение стоит отметить, что зеленый основной цвет был характерен для формы и других клубов любителей лучной стрельбы, отличия в основном заключались в мелких деталях. Ниже – портрет Фостера Канлиффа, третьего баронета Актона – основателя Королевского общества британских лучников .
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.