Как отсутствие репрезентации людей с нековенциональной фигурой (в рекламе, в ассортименте товаров) отражается на их самоощущении?
Всецело охватывающая культуру индустрия красоты, пропитанная стремлением продлить молодость и привлекательность настолько, насколько это кажется возможным, становится ведущей причиной, по которой женщины ( в более редких случаях - мужчины) предъявляют жесткие, повышенные требования к себе и к своей внешности.
Что касается людей с отличительной, нековенциональной фигурой, им приходится особенно нелегко. Пока в мире активно транслируется принцип "оставайся в пределах нормы" и преобладает нарциссическая тенденция к сравнению, "соответствию" на определенный идеал, таким людям ежедневно приходится искать подтверждение того, что они имеют право на ту же любовь, отношения, признание, уважение при своем весе или параметрах, что и остальные люди.
Растерянный взгляд консультанта и привычное "к сожалению, у нас нет вашего размера", поиск магазинов, которые нередко носят язвительные названия в стиле "пышная леди", "XXL красотка", что автоматически приписывает женщинам статус нестандартных - все это сопровождает их практически ежедневно. И эти аспекты, безусловно, накладывают значимый отпечаток на восприятие себя, степень удовлетворенности своим телом, качеством жизни в целом.
Тело становится объектом для контейнирования стыда и вины.
Предпринимаются попытки похудеть, подобно символическому желанию "сбросить старую кожу", чтобы приблизиться к общественному эталону, почувствовать принадлежность и общность с социумом. Однако, последние клинические исследования показывают, что погоня за "идеальной" внешностью и фигурой способна превращаться в насилие над собой, привести к расстройствам пищевого поведения. Повысилась за последние годы статистика и тревожных и депрессивных расстройств, группу риска которых также составляют обладатели нековенциональной фигуры.
Так, отсутствие рекламных интеграций с людьми, обладающими нековенциональной фигурой и скудный ассортимент в выборе одежды способны привести к следующим психологическим последствиям у людей данной категории :
- Формирование комплекса неполноценности : низкая самооценка, ощущение собственной ничтожности, незначимости, вина за особенности своей внешности и фигуры.
- Неудовлетворенность внешним видом, способная перерасти в ненависть и саморазрушительное поведение ( анорексия, булимия, компульсивное переедание, селфхарм, никотиновая, алкогольная, наркотическая зависимости и др).
- Постоянный страх и тревога из-за навешивания ярлыков (стигматизация).
- Неуверенность в социальных взаимодействиях и проявлении себя.
- Нереалистично высокие стандарты и требования по отношению к себе, самокритика, перфекционизм.
Важно ли, чтобы бренды учитывали разнообразие своих покупателей и были инклюзивными?
Одежда ― своего рода акт самовыражения, способ проявить себя и выразить свою индивидуальность. Поэтому, инклюзивность брендов может помочь людям прощупать свою уникальность, стать нужным катализатором на пути принятия и любви к себе.
Когда бренды ориентируются на особенности покупателей и производят одежду разных размеров, у них появляется возможность создать поддерживающую атмосферу, что способствует психологическому благополучию и укреплению самооценки людей с нековенциональной фигурой.
Возможность найти в любимых магазинах стильную, комфортную и отражающую внутреннее состояние одежду, которая будет соответствовать физическим особенностям покупателей, повышает у них самоуважение и уверенность в себе. Так, они чувствуют себя значимыми, уважаемыми и признанными в своих потребностях. В свою очередь, это также помогает избегать негативных эмоциональных и физических последствий, таких как чувство стыда и неполноценности, внутренний дискомфорт, связанные с несоответствием стандартов моды.
Автор: Татьяна Дужарь
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru