Найти тему
Русичи

Откуда взялся миф, что Полоцк был крещен раньше Киева?

Эта информация гуляет по интернету уже несколько лет. Гуляет, разумеется, не просто так, а с глубоким подтекстом. Ее очень любят проталкивать везде змагары (это такой аналог украинских "копателей моря"). Дескать, даже церковь в Белоруссии была независима от Руси, вот так вот. И неважно, что в те времена и слова-то такого, как белорусы, никто не знал.

Откуда вообще взялось это любопытное утверждение? Мы поискали его корни, и довольно быстро все прояснилось.

Восходит история с якобы отдельным от остальной части Руси крещением Полоцка к мнению известного белорусского археолога, писателя и краеведа Сергея Тарасова. Вернее, даже не так. Тезисы, которые таскают по сети, взяты прямиком из статьи журналистки Елены Верещагиной, опубликованной в 2017 году на портале "Планета Беларусь" в рубрике "Точка зрения". Там она излагает концепцию Тарасова.

Концепция эта складывается из следующих пунктов.

1. В летописях, говорит Тарасов, не упомянуто напрямую об основании в Полоцке епископской кафедры. Однако в середине XI века там уже был построен Софийский собор. А почему об основании не упомянуто? А потому, делает писатель смелое предположение, что она уже была до 988 года.

2. В саге о Торвальде Путешественнике есть известие о том, что он прибыл в Полоцк в 986 году. И что он построил там церковь святого Иоанна Крестителя на "горе Дрофне". Возможно, считает Тарасов, он и крестил Полоцк. Причем сделал это именно в 986 году, на два года раньше Киева.

Это все. Больше никаких пунктов нет. И аргументов тоже. Нормально да? Два предположения, одно другого хлеще.

Никаких свидетельств того, что до 988 года в Полоцке была епархия, не существует. Это железный исторический факт. Самая ранняя дата возникновения Полоцкой епархии, которую называют все историки, относится к 992 году. И это они еще очень щедро накинули ей возраста. Так-то в источниках обычно указана гораздо более поздняя дата - 1105 год.

Но ладно, будем добрыми, согласимся на 992-й год. С этим можно спорить - ради бога. Но для того, чтобы эту дату опровергнуть, заменив на еще более раннюю, нужны какие-то аргументы, а не желание левой пятки господина Тарасова. Почему его голословное заявление должно быть принято в качестве аксиомы?

Не очень даже понятно, какое такое прямое упоминание в летописи он ищет. Вообще-то даты основания всех епархий на Руси вычислены историками косвенным образом. В том числе и Новгородской епархии. И что теперь? Будем писать, что все города на Руси были крещены раньше Киева?

-2

Второй пункт еще прекраснее. Да, Торвальд Путешественник прибыл в 986 году в Полоцк, это действительно упомянуто в саге. И церковь он там основал, это тоже верно. Но с чего Тарасов взял, что все это он проделал в том же самом 986 году? Как он вообще умудрился бы все это провернуть, едва успев прибыть в чужой город?

Вообще-то, Торвальд в Полоцке прожил аж до 1002 года. Там он и скончался. Так что ничего изобретать не нужно, все прекрасно укладывается в уже известные нам факты. В 988 году Русь была крещена, в 992 году в Полоцке появляется своя епархия. После этого Торвальд-христианин и занялся постройкой церкви.

Ну вот как? Как из всего этого получился тезис о том, что "Полоцк был крещен раньше Киева"?

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)