Один из основных тезисов вальдорфской педагогики — глубина переживания ребенком образа, который рисует взрослый, зависит от того, насколько сам взрослый верит в правдивость этого образа.
Можно сильно прочувствовать следующее: всё то, что предлагалось и продолжает предлагаться детям в качестве героев детских историй или мультфильмов, никогда не воспринималось взрослыми как что-то, имеющее отношение к реальности.
Всё это – начиная от Чебурашки и кончая Черепашками-ниндзя –- лишь плоды воображения. Максимум, что можно увидеть за ними –- это достаточно натянутые символы или аллегории. Несомненно, и Чебурашка может вызывать у детей глубокие чувства любви и заботы. Но совсем другого качества эти чувства достигают, если к тому же и сами образ не вымышлен, а взят из реальности.
Когда мы говорим о драконах и рыцарях, бьющихся с ними, мы на самом деле подразумеваем события, происходящие в духовном мире, когда человек борется со своими негативными сторонами.
Частое использование образа гномов в вальдорфских садах объясняется еще и тем качеством защищенности от внешних раздражающих влияний, которые они несут. Картина того, как в темную осеннюю пору маленькие гномы сидят перед очагом в своей пещере или домике, прекрасно отвечает образу вальдорфского детского сада, призванного оберегать маленького ребенка от холодного внешнего мира и даровать ему тепло семейного уюта. Да и сами дети так похожи на гномов…
Качество «правдивости», присущее вальдорфской педагогике, мы находим во всём, как, например, в использовании настоящих, природных материалов, так и в использовании настоящих образов, имеющих отношение к реальности. Нужно только помнить, что под «реальностью» мы подразумеваем не только физический мир.
РЕЦЕПТ ГНОМОВ: КАК ПРОЖИТЬ 400 ЛЕТ (Из книги Вил Хауге "Гномы круглый год: волшебный мир в рассказах, стихах и с полезными рецептами лесной медицины".)
Не кури.
Не объедайся за обедом.
Почаще гуляй.
Побольше двигайся, бегай, прыгай.
Делай то, что нравится.
Всегда будь честным и искренним.
Верь в лучшее.
И побольше ешь свежих овощей и фруктов.