В данной статье рассматриваются вопросы и идеи, связанные с отраслью психологии, известной как когнитивное развитие. Она начинается с представления Пиаже, который, интересуясь возникновением знаний в целом, изучал детей и то, как они познают мир, чтобы сформулировать свои теории когнитивного развития. Затем следует введение в современную науку о познании младенцев. Наконец, рассматривается вопрос о взаимосвязи и существовании различных видов развития.
Глава 1. Жан Пиаже, теория стадий и ее пределы
Жан Пиаже считал, что дети - активные мыслители, которых часто сравнивают с маленькими учеными, и его работы изначально были направлены на понимание возникновения знаний в целом, что он называл генетической эпистемологией.
С точки зрения Пиаже, дети рассматривались как ученые, которые строят схемы или миниатюрные теории мира. Этого они достигают с помощью двух основных механизмов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция предполагает расширение круга объектов, на которые дети реагируют, а аккомодация - изменение того, как они это делают. По мнению Пиаже, эти процессы обучения ведут детей через различные стадии, что привело к созданию его теории стадий.
Первой стадией в этой теории является сенсомоторная, на которой дети являются прежде всего физическими существами с ограниченным пониманием внешнего мира, времени или дифференциации. На этой стадии они взаимодействуют с миром с помощью своих органов чувств и постепенно формируют постоянство объектов.
Постоянство объекта - это концепция, согласно которой объекты продолжают существовать, когда они находятся вне поля зрения. Пиаже заметил, что маленькие дети, обычно младше шести месяцев, часто ведут себя так, как будто предметы полностью исчезают, когда их прячут. Именно поэтому их удивляют такие простые игры, как "подгляди за мной".
Исследования Пиаже распространялись и на задачу "А-не-Б", часто называемую задачей "смены тайников". Эта задача предполагает перемещение предмета из одного тайника в другой. Дети в возрасте около девяти месяцев, как правило, ищут предмет в первоначальном месте, с трудом понимая, что он переместился.
Дооперациональная стадия, которая обычно наступает в возрасте от двух до семи лет, знаменует собой значительное развитие, когда дети начинают мысленно представлять окружающий мир. Однако их мышление остается ограниченным. У них часто проявляется эгоцентризм, то есть они с трудом понимают, что другие могут воспринимать мир по-другому. Кроме того, они испытывают трудности при решении задач на сохранение, полагая, что изменение внешнего вида изменяет количество предметов.
На стадии конкретных операций (от семи до двенадцати лет) дети лучше решают задачи на сохранение, но все еще имеют ограничения в абстрактных рассуждениях. Такие математические понятия, как бесконечность или логическое следствие, вызывают у них затруднения. Наконец, примерно в двенадцать лет дети переходят на стадию формального оперирования, когда они могут использовать абстрактные и научные рассуждения.
Подводя итог, можно сказать, что теория когнитивного развития Пиаже включает в себя несколько основных этапов:
- Сенсоримоторная стадия: От рождения до примерно двух лет. Дети взаимодействуют с миром в основном физически, сенсомоторно. Постоянство объекта на этом этапе еще не полностью сформировано.
- Дооперациональная стадия: Возраст от двух до семи лет. Дети начинают мысленно представлять мир, но проявляют ограниченное мышление. Они могут быть эгоцентричными и испытывать трудности при выполнении заданий на сохранение информации.
- Стадия конкретных операций: Возраст от семи до двенадцати лет. Дети развивают способность решать проблемы сохранения и справляться с конкретными задачами.
- Стадия формальных операций: Около двенадцати лет и далее. Дети приобретают способности к абстрактному и научному мышлению.
Хотя теория Пиаже предлагала интересные и поддающиеся фальсификации утверждения о развитии ребенка, она имела и свои недостатки. Его объяснения перехода от одной стадии к другой иногда были недостаточными, а также отмечались методологические ограничения, связанные с тем, что он в значительной степени опирался на метод вопросов и ответов. Кроме того, высказывались сомнения в точности результатов, полученных Пиаже, и, возможно, из-за этих ограничений он недооценивал истинные возможности детей.
Глава 2. Современная наука о познании младенцев
Наука о познании младенцев включает в себя хитроумные методы, позволяющие понять, что понимают младенцы. Вместо того чтобы задавать вопросы младенцам, исследователи используют различные методики для изучения их предпочтений и реакций.
Один из подходов заключается в изучении мозговых волн для получения информации о предпочтениях и реакциях младенцев.
Младенцы имеют ограниченные возможности для самовыражения, но могут наблюдать и реагировать на раздражители. Исследователи, такие как Элизабет Спелке, проводили исследования, основанные на том, как долго младенцы смотрят на определенные стимулы. Анализируя время их разглядывания, исследователи могут сделать вывод об их предпочтениях и способности различать различные стимулы.
Одним из ключевых методов является метод привыкания, аналогичный оценке младенцев на скуку. Исследователи неоднократно предъявляют ребенку определенный стимул до тех пор, пока он не потеряет к нему интерес. При введении нового стимула, если ребенок воспринимает его как другой, он будет смотреть на него дольше, что свидетельствует о признании им этого изменения. Например, этот метод может быть использован для исследования способности ребенка различать цвета.
Другая методика заключается в том, чтобы удивить ребенка, представив ему что-то неожиданное. Младенцы, как правило, дольше смотрят на стимулы, противоречащие их ожиданиям, что интерпретируется исследователями как признак удивления. В некоторых исследованиях для оценки таких реакций используются "магические трюки", часто связанные с постоянством объекта.
Для решения классического пиажевского вопроса о том, понимают ли младенцы постоянство объекта, исследователи, такие как Спелке и Байяржон, провели эксперименты. В одном из примеров они показывали младенцам блок с перекладиной, двигающейся вперед-назад. Взрослые ожидают, что в середине что-то есть, поскольку брусок скрыт. У малышей таких ожиданий может не быть, и когда им показывают сломанный брусок, они демонстрируют удивление, глядя на него дольше.
Младенцы обладают фундаментальным пониманием физического мира, особенно в отношении постоянства объектов. Исследования Рене Байяржон и Карен Уинн из лаборатории Йельского университета показывают, что даже шестимесячные младенцы проявляют признаки постоянства объектов. Например, если под экран положить блок, а экран продолжает двигаться, младенцев это удивляет. Они ожидают, что блок остановит экран. Они также проявляют удивление при выполнении основных арифметических действий, например, 2 - 1 = 2, что свидетельствует о наличии у них начальных знаний в области математики.
Тем не менее, у младенцев есть ограничения в понимании. Например, они могут не полностью понимать принципы физики. Хотя плавающий объект над блоком вызывает у них удивление, они не обязательно ожидают, что неустойчивая конфигурация блока упадет.
На развитие знаний младенцев могут влиять различные факторы, в том числе и нейронное созревание. Рост мозга включает в себя отсечение лишних нейронов и увеличение числа связей между ними, причем пик роста синапсов приходится на возраст около двух лет. Кроме того, развитию нейронов способствует миелинизация - процесс формирования жировой оболочки нейронов.
Торможение, особенно связанное с лобными долями, также может играть определенную роль в развитии младенца. Ошибка "A-not-B", когда ребенок продолжает тянуться к спрятанному предмету даже после того, как его переместили, может быть связана с отсутствием тормозного контроля. Исследования Адель Даймонд показывают, что, хотя младенцы могут понимать постоянство объекта, они испытывают трудности с торможением своих действий.
Таким образом, вполне возможно, что дети не знают некоторых вещей, а некоторые аспекты понимания мира требуют обучения. Это справедливо не только для физического мира, но и для различных других сфер, таких как социальная, экономическая и политическая. Даже взрослым иногда не хватает знаний в определенных областях, что подчеркивает роль опыта в формировании нашего понимания.
Глава 3. Младенцы в социальном мире
Младенцы с самого раннего возраста проявляют социальные предпочтения, демонстрируя естественную склонность к лицам и часто подражая мимике и действиям других людей.
В экспериментах с младенцами изучалась их интерпретация социальных взаимодействий. В одном из них девятимесячные и двенадцатимесячные дети смотрели фильмы, в которых персонажи помогали или мешали движению мяча к цели. Предварительные результаты показали, что младенцы смотрели дольше, когда мяч приближался к мешающему, что свидетельствует о социальной интерпретации сценариев.
В других исследованиях использовались трехмерные сцены и варианты достижения цели, где младенцам предлагались персонажи, которые либо помогали, либо мешали другому персонажу. Младенцы часто выбирали того персонажа, который помогал, что свидетельствует о раннем предпочтении тех, кто помогает другим.
Однако здесь возникает загадка развития, поскольку существуют ситуации, в которых младенцы и дети младшего возраста оказываются социально некомпетентными, особенно когда речь идет о понимании намерений и убеждений других людей, как это показано в видеоклипах, снятых в ходе исследований. Эта сложность подчеркивает сложную природу социального познания у младенцев и детей, когда у них могут быть ранние социальные предпочтения и некоторое понимание социальных аспектов, но при этом они не могут полностью понять намерения и убеждения других людей. Психология развития продолжает изучать эти нюансы.