Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Будущий художник учился в церковно-приходной школе, позже – в духовной гимназии. Любовь к искусству у юноши возникла в 11 лет, когда в Астрахань привезли выставку художников-передвижников. Полотна Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина очень впечатлили мальчика – ничего подобного он прежде не видел. Мальчик впечатлился увиденным и твёрдо решил стать художником. С 15 лет Кустодиев обучался у выпускника Петербургской Академии художеств П.А. Власова. В 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Кустодиев учится с особым прилежанием, много работает и увлекается портретной живописью.
«Самый главный» учитель Бориса Кустодиева Илья Репин написал: "На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…"
В 1901 году Репин поручил Кустодиеву написать правую часть своего масштабного полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
В 1900 году молодой художник познакомился с Юлией Прошинской. Девушка увлекалась живописью, поэзией, музыкой, они сразу же нашли общий язык. В январе 1903 года влюбленные обвенчались, спустя 10 месяцев у них родился первенец Кирилл. Тогда же художник окончил Академию художеств с золотой медалью. На протяжении всей своей жизни он часто писал членов своей семьи - жену, сына, а его самой любимой моделью была дочь Ирина, появившаяся на свет в 1905 году.
В 1903 году Кустодиев выпускается из Академии с золотой медалью и как пенсионер академии, с женой и трехмесячной дочерью, выезжает в Париж. Путешествует по Франции, Испании, посещает Германию, много работает в европейских музеях, поступает в студию Рене Менара, шесть месяцев живёт и работает в Европе. После возвращения в Россию, весной 1905 года, он покупает землю в Ивановской области под Кинешмой и сразу же приступает к строительству дома своими руками, которому даёт имя «Терем». Здесь Кустодиевы жили вплоть до 1915 года.
Художник писал: «Я прожил в тех местах 10 лет и считаю эти годы лучшими из лучших в своей жизни».
В 1907 году у супругов родился сын Игорь, но он умер от менингита, не прожив и года. В 1911 году состояние здоровья мастера начало стремительно ухудшаться. Тогда он отправился в Швейцарию, где ему поставили диагноз «туберкулез костей» и сделали несколько операций. На некоторое время состояние художника улучшилось.
В 1913 году семья Кустодиевых провела лето на побережье Европы. Когда супруги из Италии приехали в Берлин, Борис Михайлович показался знаменитому нейрохирургу профессору Оппенгейму, который поставил диагноз "опухоль спинного мозга". Была сделана операция.
В 1916 году Кустодиев отправился на повторную операцию. Пока он находился под наркозом, врач вышел из операционной и задал вопрос супруге художника: "Что оставить ее супругу: руки или ноги?". Не задумываясь Юлия Евстафьевна ответила: «Оставьте руки. Художник, без рук он жить не сможет...».
Начался новый этап жизни Кустодиева, до самой смерти художник передвигался в инвалидном кресле. Несмотря на все трудности, Борис Михайлович не опустил руки, отдал себя творчеству с новой силой. В этот период появляется «Купчиха за чаем». Эту картину он писал в годы Гражданской войны, тогда семья жила впроголодь. Им пришлось сильно экономить, чтобы позволить купить арбуз и фрукты для написания полотна.
Увлекался Кустодиев и театром. С 1911 года создавал эскизы декораций и костюмов к спектаклям по пьесам М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, Е.И. Замятина. В 1920 году ему поручили создать серию работ под собирательным названием «Русь». Художник написал 26 акварельных рисунков, на каждом из которых изобразил представителей типичной Руси - купцов, извозчиков, трактирщиков.
Восхищался Кустодиевым и Федор Шаляпин. В 1922-м художник написал портрет певца. Художник создавал картину полулежа, по частям. Для того, чтобы объять двухметровый холст приходилось пользоваться специально разработанным устройством, которое позволяло наклонять полотно до нужного положения.
В 1923 году состояние здоровья художника ухудшилось, ему провели третью операцию и поставили диагноз «саркома спинного мозга». В 1925-м ослабший художник отправился в путешествие по Волге, по возвращении был истощен и уже не работал. Тогда он мог сидеть в специальной коляске только 2–3 часа в день. Сильные боли во всем теле не давали даже взять в руки кисточку.
В последние месяцы жизни он обратился к наркому просвещения Анатолию Луначарскому с просьбой о предоставлении разрешения на выезд в Германию на лечение. Разрешение получил, но уехать не успел: его загранпаспорт был готов через 10 дней после его смерти.
Художник умер в 1927 году в возрасте 49 лет. Похоронен в Ленинграде на кладбище Александро-Невской лавры.
___________________
Онлайн-школа пошагового рисования
@kitstepbystep