В октябре 1957 года на киноэкраны вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», который перевернул представление о жанре военной драмы и привлек в советские кинотеатры почти 30 млн зрителей. Вспоминаем, как лента, резко раскритикованная Хрущевым, все-таки попала в прокат и забрала главный приз Каннского кинофестиваля.
1
На съемках фильма в течение двух дней помощником оператора работал Клод Лелуш, совершенно случайно попавший на площадку студии «Мосфильм». Будущий французский кинорежиссер, прославившийся картиной «Мужчина и женщина», которая в 1967 году получила две премии «Оскар», позднее признавался: «Увидев "Летят журавли", я сразу понял, что моей профессией должно стать кино. И что я буду, как и Калатозов, снимать фильмы о чувствах».
2
Лента «Летят журавли» стала единственной советской полнометражной картиной, получившей «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля.
3
Несмотря на теплый отклик западного киносообщества, на родине проект Калатозова приняли весьма прохладно. В день триумфа картины в Каннах в газете «Известия» вышла лишь короткая заметка, посвященная событию, — и в ней не было ни фотографии, ни даже упоминания имени режиссера. Полноценная рецензия в печати появилась только неделю спустя, когда стало понятно, какой эффект в Европе произвел фильм.
4
Сценарий картины вдохновлен пьесой Виктора Розова «Вечно живые», написанной в самый разгар Великой Отечественной войны — в 1943 году. Тогда она, конечно, не была напечатана по идеологическим соображениям: ну разве могла честная советская женщина изменить честному советскому солдату и не дождаться его с фронта? Так об этом вспоминал сам автор: «Я отнес пьесу в ЛИТ (Главное управление по делам литературы и издательств — «Правила жизни»), где получил милый отказ. Старичок – работник ЛИТа – сказал: "Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем". Я ушел довольный, так как старичок плакал».
Кстати, именно это «безыдейное», по мнению цензоров, произведение впоследствии легло в основу первой постановки театра «Современник».
5
Первый секретарь ЦК КПСС также не одобрил (или не понял) посыла, который заложил в работу Калатозов. После просмотра картины Хрущев был так возмущен поведением главной героини Вероники, ее распущенными волосами и привычкой ходить босой, что, не изменяя своей привычной прямолинейности, назвал ее «шлюхой».
6
Работа над фильмом была не менее сложной, чем его дальнейшая судьба. Во время съемок туберкулезом заболела исполнительница главной роли Татьяна Самойлова, которая упорно продолжала работать и в итоге оказалась на больничной койке. Похожая участь постигла и ее партнера Алексея Баталова: на съемках актеру не раз приходилось с размаху падать в холодную воду, что однажды закончилось разбитым лицом и наложением швов.
7
Трудолюбие и целеустремленность команды, как мы знаем, в итоге окупилась, а особенную известность после Канн получила Татьяна Самойлова. Во Франции она успела перезнакомиться, кажется, со всеми западными знаменитостями того времени, включая Софи Лорен и Чарли Чаплина. Однако отдельное место в сердце актрисы занял Пабло Пикассо, который, по ее воспоминаниям, «дымил безумно» — а еще написал ее портрет и оставил его себе на память.
А вы любите фильм Калатозова? Пишите в комментариях!